Хранители памяти. Большой собор Зимнего дворца. Часть 1

8 ноября 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Этот выпуск - снова из Государственного Эрмитажа. Мы познакомимся с историей Большого собора Зимнего дворца и замечательными интерьерами этой придворной церкви. Часть из них была утрачена безвозвратно в советское время, но все-таки некоторые элементы чудом сохранились, а многое - было воссоздано реставраторами.

– В эфире передача «Хранители памяти». Наш сегодняшний выпуск – из Государственного Эрмитажа, из церкви Спаса Нерукотворного Образа.

Солин Александр Альбертович, научный сотрудник, хранитель фонда драгоценных металлов Государственного Эрмитажа:

– Мы с вами находимся в уникальном интерьере – церковь Спаса Нерукотворного Образа. Этот храм является выдающимся памятником русской культуры. Он был заложен в 1753 году, когда строился Зимний дворец – резиденция русских императоров. Императрица Елизавета Петровна, при которой началось строительство, была очень набожной, и рядом с ее покоями было начато строительство Большой церкви Зимнего дворца. В апреле 1762 года церковь была освящена во имя Воскресения Христова. Уже в царствование Екатерины II сюда была перенесена икона Спаса на убрусе, и церковь была освящена вновь уже в честь Спаса Нерукотворного Образа.

Церковь является уникальным памятником русского барокко. Проект был составлен знаменитым архитектором, итальянцем по происхождению, Франческо Бартоломео Растрелли. Храм состоит из трех частей: собственно алтарной части, подкупольного пространства и так называемой трапезной, где мы с вами сейчас и находимся.

На протяжении двух веков церковь была главным храмом Зимнего дворца – резиденции российских императоров, центра Российской империи. С собором, которым церковь стала в 1807 году, связаны все знаменательные события российской истории. Храм был придворным. Он находился в закрытой императорской резиденции, поэтому в него не мог попасть каждый желающий. В нем молились, конечно, члены императорской семьи, придворные, штат придворных служителей. Фактически храм был закрытой домовой церковью российских императоров.

На протяжении двух столетий интерьер церкви Зимнего дворца поражал современников своим великолепным обликом. Созданный по проекту знаменитого Растрелли в стиле русского барокко, с обилием деревянной резьбы, вычурных деталей, он, несомненно, входит в число наиболее значительных церковных памятников как России, так и всего мира.

Интересен великолепный иконостас, который дважды восстанавливался. В 1837 году Зимний дворец был полностью уничтожен грандиозным пожаром. Но реликвии церкви были спасены, как были спасены и иконы, написанные еще в XVIII веке. И уже в 1838 году собор был воссоздан по проекту архитектора Василия Стасова в стиле Растрелли. Чертежей тогда обнаружить не удалось, но архитектор В.П. Стасов мастерски смог воссоздать общую атмосферу храма, стиль знаменитого архитектора Растрелли.

И таким образом иконостас просуществовал до 1938 года – 100 лет. Уже при советском режиме, при большевиках, было принято решение превратить собор в светский выставочный зал. Хочу сразу сказать, что в 1918 году храм был закрыт, многие его реликвии были реквизированы, уничтожены, а в соборе находилось хранилище мебели. В 1938 году было принято решение о демонтаже иконостаса, кафедре митрополита, фонарика императрицы, который был создан для уединенного моления в царствование Екатерины II. Таким образом, после тщательной фотофиксации эти части были демонтированы, разобраны. От них сохранились лишь некоторые детали.

Уже в наше время, в начале XXI века, было принято решение о воссоздании иконостаса с включением подлинных сохранившихся деталей. Сразу хочу сказать, что первоначально иконостас и основные декоративные элементы при Растрелли, в середине XVIII века, были выполнены из резного дерева – золоченой липы, а при восстановлении собора архитектором В.П. Стасовым для ускорения восстановления был применен новый материал – папье-маше. И уже в наше время новые детали были воссозданы из материала, предложенного В.П. Стасовым.

К сожалению, сейчас удалось обнаружить не все иконы. В иконостас помещены иконы, написанные живописцем Иваном Бельским, – Богоматерь и Вседержитель. Эти большие иконы помещены по сторонам царских врат. Они сохранились с царствования Елизаветы Петровны, были спасены во время пожара, в годы лихолетья, когда часть интерьера была уничтожена, и сейчас они помещены на свои исторические места. Холстом затянуты те части иконостаса, к которым пока не удалось обнаружить икон. Холст очень корректно дополняет пока пустые места в иконостасе.

Также хочу обратить ваше внимание на великолепные торшеры, исполненные по рисунку Растрелли. Они находились в Зимнем дворце со времени своего создания. Первоначально они находились в тронном зале, где императрица принимала послов, а затем были помещены в церковь Зимнего дворца. И после восстановления интерьера, уже в начале XXI века, они вернулись на свои исторические места. Интересно, что они также были спасены во время пожара.

Помимо иконостаса были воссозданы роскошная кафедра митрополита и фонарик императрицы, который был демонтирован в 1938 году.

Хочу сказать, что в советское время, когда интерьер приспосабливался под музейное использование, были демонтированы некоторые элементы отделки стен. В частности, у ангелов, стоящих в верхней части трапезной, были демонтированы крылья. С дверей и стен были убраны изображения херувимов. Все эти элементы были воссозданы при реставрации. Демонтированные элементы были практически полностью уничтожены. Однако сейчас мы можем видеть в верхней части иконостаса около распятия фигуры предстоящих, которые сохранились в фондах музея. Распятие было воссоздано.

– Мы еще продолжим рассказ из Большого собора Зимнего дворца. А сегодня время нашего эфира подошло к концу.

Автор и ведущая программы Елена Чач
Записала Аксиния Шмонденко

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 16:05
  • Понедельник, 29 апреля: 03:00
  • Вторник, 30 апреля: 13:15

Анонс ближайшего выпуска

Возобновляем выход серии выпусков о работающей в Государственной Третьяковской галерее временной выставке «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А. Н. Овчинникова». О представленных на этой экспозиции иконописных произведениях, в числе которых не только копии, выполненные Адольфом Николаевичем Овчинниковым, но и подлинные древние иконы - например, удивительный оплечный образ Спасителя, - рассказывает заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи, кандидат искусствоведения, куратор выставки Елена Михайловна Саенкова.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать