Хранители памяти. Боголюбская икона Божией Матери

23 февраля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Новый выпуск передачи – из Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря, с выставки, посвященной реставрации Боголюбской иконы Божией Матери. Об этой удивительной чудотворной иконе XII века и её спасении художниками-реставраторами, продолжавшемся целое столетие, – смотрите в передаче «Хранители памяти».

– Мы находимся во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени академика Игоря Эммануиловича Грабаря, на выставке, посвященной реставрации Боголюбской иконы Божией матери. Об этом образе и его реставрации наш сегодняшний рассказ в передаче «Хранители памяти».

На выставке «Икона XII века “Богоматерь Боголюбская”. 100 лет исследований – ответы реставрации», представлены фотографии и документы, по которым можно проследить путь спасения древней иконы. Реставраторы избавляли ее от плесени, расчищали и консервировали красочные слои. Этот процесс длился без малого целый век.

Александр Николаевич Лесовой, генеральный директор Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И. Э. Грабаря:

– В 1918 году, когда образовался наш реставрационный центр, в руки Игоря Эммануиловича Грабаря поступила икона «Богоматерь Боголюбская». Комиссия, которая занималась вопросом сохранения этого величайшего памятника, оценила его как археологическую руину. Вы представляете, в каком состоянии она находилась в 1918 году? И только спустя столетие, благодаря новым технологиям, удалось возвратить к жизни этот образ. Было порядка двадцати записей иконы, и она поступила к нам шесть лет назад в аварийном состоянии. Благодаря нашим реставраторам сегодня мы можем видеть ее благородный вид. Икона Божией Матери «Боголюбская» знаменует важную веху в Российском государстве. И мы надеемся, что этот образ поможет объединению русского народа.

Лев Исаакович Лифшиц, доктор искусствоведения, заведующий сектором древнерусского искусства Государственного института искусствознания:

– Все то, что мы сейчас с вами можем видеть на представленных здесь стендах, все представленные материалы с большой точностью и очень детально отражают историю жизни этого памятника. Мы, глядя на эти фотографии, можем видеть, насколько возросла «вооруженность» наших реставраторов. По сравнению со своим, условно говоря, двойником, иконой Богоматери «Владимирская», судьба Боголюбской иконы сложилась абсолютно иным образом. Владимирская икона уже в XV веке оказалась в центре Российского государства, в Москве, в Успенском соборе. А Боголюбская икона долгое время оставалась в знаменитом, но все-таки довольно отдаленном, не всем доступном монастыре и разделяла участь выдающихся памятников, которые хранились при провинциальных храмах, провинциальных монастырях. Многие из них, увы, погибли. И наше счастье, что нам удалось спасти этот памятник.

Александр Николаевич Лесовой:

– Этот памятник уникален, таких удивительных икон XII века можно пересчитать по пальцам одной руки. Последний этап реставрации проходил ровно шесть лет. Были проведены физико-технологические и искусствоведческие исследования, и только потом мы приступили к научной реставрации.

Светлана Евгеньевна Мельникова, генеральный директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника:

– В 30-е годы в фонды Владимиро-Суздальского музея-заповедника пришла икона, которая была рождена на русской земле волею князя Андрея Боголюбского, очевидно, в 1158 году. Исследование иконы по благословению Святейшего Патриарха Тихона, которое было в 1918 году, показало, что памятника практически нет, святыня утрачена. Один из самых известных исследователей древнерусской живописи Никодим Кондаков написал, что это прекрасный, один из лучших домонгольских памятников, но, к сожалению, склоняющийся к полной утрате. Он связан с переломным периодом российской истории, который стоит между Киевской Русью, погрязшей в сложных противоречиях: внешних и внутренних, и поднимающейся Московией.

Владимирская земля на этом пути сыграла, наверное, первостепенную роль. Князь Андрей в тайне от отца покинул пределы Киевской земли, взяв с собой образ Богоматери, который потом стали называть «Владимирский», и повез его в Ростов. В нескольких верстах от Владимира лошади остановились, Богородица явилась князю и сказала, что икона будет жить во Владимире, в церкви, которую он построит, а на этом месте будет храм, посвященный Ее рождению, Она умолит Своего Сына Иисуса Христа, чтобы так было. Как увидел князь Андрей Богородицу, так древний изограф Ее и изобразил. С этого времени князь Андрей величается в русской истории не иначе, как святой князь Андрей Боголюбский, или Богородицей любимый. Икона Божией Матери «Боголюбская» навечно вошла в историю как главный символ Владимиро-Суздальской Руси. Эта икона помогала, утверждала; спасала от моровой язвы. Есть предание о том, что ее вместе с Владимирской возили в Москву во время нашествия Тамерлана. Сейчас она на карантине в реставрационном центре музея.

– Состояние самой иконы пока не позволяет представить ее на выставке, поэтому центральное место в экспозиции отведено реконструкции первоначального образа, созданного в реставрационной мастерской.

Художники-реставраторы трудятся в белых халатах. Сейчас мы зашли в реставрационную мастерскую, где работает Александр Анатольевич Горматюк, занимавшийся реставрацией Боголюбской иконы Божией Матери.

Александр Анатольевич Горматюк, художник-реставратор высшей категории Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря, член Союза реставраторов России, кандидат искусствоведения:

– Самое важное в этой работе – это, пожалуй, преемственность реставрационного труда. Реставрация этой иконы была начата под руководством Игоря Эммануиловича Грабаря в 1918 году известными реставраторами О. С. Чириковым, Ф. А. Мадоровым. С тех пор над Боголюбской иконой работали пять поколений реставраторов из нашего центра. Каждое поколение было вынуждено спасать ее, поскольку памятник претерпел достаточно много за время своего бытования.

Он попадал под камни разрушающегося храма. Это случилось в 1722 году, когда один батюшка в Боголюбовском монастыре решил растесать окна древнего храма (как раз постройки Андрея Боголюбского, XII века) и немного перестарался – храм обрушился. Икона попала под завал, и во время реставрации и исследований, которые мы проводили, был выявлен ряд нарушений древесины, то есть некоторые доски просто лопнули от напряжения, видимо, какие-то камни все же попали на икону.

Наша задача, поставленная в 2009 году, была найти способы, чтобы сохранить, укрепить и вывести икону из аварийного состояния. Как раз в процессе решения этой проблемы оказалось, что маршрут у нас только один. На иконе находилось слишком много поновлений, наслоений, и многие из них: восковые, парафиновые, надо было удалить, чтобы сохранить сам авторский слой, саму живопись. Хотя еще раз возвращаюсь к началу реставрации, это 1918 год: после проведенных реставрационных мероприятий А. И. Анисимов с глубокой печалью говорил о том, что им не удалось увидеть живопись XII века.

Главный итог нашей регистрации в том, что живопись, которую мы сейчас видим на этой иконе, – это живопись XII века. Она была отчасти видна, но было слишком много включений, которые мешали этому восприятию. Сейчас это лик, который достаточно близок к другим произведениям искусства того же периода, и, прежде всего, к Владимирской иконе Богоматери.

– Мы пришли в мастерскую за несколько дней до открытия выставки и увидели на верхнем поле реконструкции Деисус, перед выставкой удаленный реставратором, которому удалось определить это изображение как более позднее по отношению к основному образу.

Александр Анатольевич Горматюк:

– В процессе реставрации иконы XII века «Боголюбская Богоматерь» реставрационный совет пришел к заключению, что для того, чтобы понять логику живописи, необходимо было создать копию реконструкции, так как было очень много фрагментов, которые оказались не связаны между собой в процессе реставрации. То есть попытаться по определенным исследованиям, определенным фрагментам, аналогиям создать такую версию, по которой мы могли бы предположить, как художник, иконописец XII века написал этот образ.

В результате, основываясь именно на реставрационных исследованиях, выяснилось, что характерный для иконографии Боголюбской Богоматери свиток в подлиннике отсутствовал. С другой стороны сверху присутствует Деисус. Он тоже отсутствовал, он был написан позже. Вероятней всего, Деисус был на серебряном окладе, которым была украшена икона. Но по историческим сведениям мы знаем, что в начале XIII века, во время нашествия татаро-монгол, это оклад был дважды сорван. То есть именно в этот период, наверное, произошло появление Деисуса.

Хочу обратить внимание на то, что икона написана на серебряном фоне, но это не просто серебряный, это серебряно-золотой фон. Во время реставрации мы выяснили, что это достаточно сложный сплав, это не просто чистое серебро. В антике такой сплав называется электроном, в древности он применялся, и этот сплав серебра и золота, который дает слегка желтоватый оттенок платины или мельхиора, есть на Боголюбской иконе. Традиция серебряных фонов – это византийская традиция, и мы знаем это по памятникам чаще всего провинциального характера. Есть кипрские иконы XII века и часть икон, которые относятся уже к XIII веку. Одна из них – в Египте, в монастыре святой Екатерины на Синае.

То, что мы видим на Боголюбской иконе, связано с фессалоникийской школой. Известно, что Андрей Боголюбский приглашал мастеров из Фессалоник для росписей храмов, и у него определенно были налаженные контакты в этой области. Но с точки зрения выполнения самого лика, я, например, склоняюсь к тому, что в его создании участвовал и русский мастер, потому что есть момент визуального повторения Владимирской иконы. По различным техническим свойствам лик написан удивительно тонко, тонким слоем. Для византийских икон, выполненных в XII веке, это достаточно пастозно. Такое мы видим на Владимирской иконе, а здесь практически полупрозрачное изображение. Оно ставило достаточно сложную задачу во время предыдущих реставраций: именно определение перехода между слоями поновления и подлинной живописью XII века.

– Наш рассказ о Боголюбской иконе Божией Матери и ее реставрации подошел к концу.

 

Автор и ведущая программы Елена Чач
Записала Людмила Моисеева

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 03 октября: 16:05
  • Воскресенье, 04 октября: 08:05

Анонс ближайшего выпуска

Завершающий выпуск из цикла о деревянных храмах Архангельской области посвящен старинной Сретено-Михайловской церкви в Красной Ляге, в которой этим летом впервые после 1937-го года была отслужена Божественная литургия. О возрождении храма, о том, что было сделано для его спасения от гибели, и о том, что еще предстоит, - в нашей программе.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​