Хранители памяти. Выставка произведений из собрания Константина Воронина

31 января 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Этот выпуск нашей передачи – со временной выставки «Собрание Константина Воронина. Иконы. Художественный металл. XIII­–XVI века», открывшейся в конце декабря в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.

– Здравствуйте, дорогие телезрители! В этот зимний день в нашем выпуске передачи «Хранители памяти» мы отправляемся в Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева на выставку произведений средневекового искусства из частной коллекции московского археолога Константина Воронина. Выставка открылась в конце декабря прошлого года, на ней представлено шестьдесят икон и несколько предметов декоративно-прикладного искусства. Многие экспонаты уникальны и не были известны широкой публике.

Наталья Игнатьевна Комашко, ученый секретарь Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева:

– Выставка представляет только малую часть коллекции Константина Воронина, коллекция очень большая, и он всегда охотно принимал участие в выставках, которые проводил наш музей. Это были и большие выставки из частных коллекций 2004–2007 годов. Надо сказать, что его премьера как коллекционера, выставляющегося в музеях, была у нас. Затем он стал очень активно участвовать в самых разнообразных выставках, потому что его коллекция настолько широка и многообразна, что в ней можно найти памятники для любой тематической выставки в любом большом музее. Последнее время Константин Воронин выставляется очень активно, но сейчас у нас особое событие, потому что представляется часть его личной коллекции и он предстает как отдельный коллекционер. Коллекция – это всегда лицо своего владельца, которая позволяет отчасти понять этого человека.

Константин – человек молодой и принадлежит к молодому поколению коллекционеров, которые, в отличие от людей более зрелого возраста, начавших собирать еще в XX веке, руководствуются не столько личными вкусовыми пристрастиями, сколько исходят из знаний об иконе, то есть это и является особенностью нового поколения коллекционеров. У Константина системные знания, по профессии он археолог, окончил исторический факультет МГУ, и этот исторический, археологический подход очень чувствуется в методике подбора памятников для его собрания. Его собрания – это просто самый настоящий музей, где есть и бесспорные шедевры, и памятники, может быть, не столь блистательные по своим художественным качествам, но тем не менее чрезвычайно важные, для того чтобы воссоздать подлинную канву истории русской художественной культуры. Здесь представлена только малая ее часть, посвященная раннему периоду в истории русской иконы. Мы специально не выставляем XVII век, думаю, это будет следующий этап.

Представленная часть собрания Константина очень интересна и представлена разнообразно. Причем представлена она в региональном спектре: здесь очень много произведений, связанных с региональными центрами. Это не только Москва и Новгород, но и отдельные регионы, связанные с Ростовской архиепископской кафедрой, Поволжье, то есть тот материал, который изучен менее, чем крупные художественные центры, и который чрезвычайно важен для понимания общих процессов, происходивших в русской иконописи в XIV–XVI веках.

Константин Владимирович Воронин, археолог, коллекционер:

– Концепция выставки в том, чтобы показать художественное наследие нашего государства доромановского периода. Здесь представлены культурные памятники, связанные с XV–XVI веками, прежде всего со временем формирования Московского государства и собирания русских земель. Самая ранняя икона датируется началом XIV века и связана с ростовской художественной традицией. Это икона Георгия Победоносца.

Значительная часть икон связана с культурой Новгорода и Москвы, очень интересным историческим периодом середины – второй половины XV века, когда Новгород постепенно включался в политическую и экономическую жизнь Московского государства и, соответственно, происходил сплав культур. Тогда образовывалось некое очень интересное, эффектное культурное явление – новгородская культура конца XV – начала XVI века, которое было связано, прежде всего, с влиянием московской художественной традиции и моральным влиянием архиепископа Игнатия, который был прислан из Москвы.

Перед вами новгородская икона Богоматери «Иерусалимская». Это очень интересный образ, связанный с легендарной Корсунской иконой, привезенной князем Владимиром в знаменательный момент крещения нашего государства (впоследствии она исчезла в Москве в 1812 году).

Далее мы видим некое историческое развитие. Перед нами замечательная икона Спаса, в которой как бы слились некая возвышенность, утонченность московской пластики, связываемой обычно с живописью Андрея Рублева, и новгородская монументальность. Это классическая икона того периода, когда Новгород уже стал частью Московского государства и Иван III переселил туда духовенство, дворян, бояр. И тогда часть московской художественной культуры слилась в это очень интересное эффектное культурное явление.

Я бы обратил ваше внимание на замечательный древний памятник новгородской художественной культуры (демонстрируется икона святой Параскевы) конца XIV– начала XV века. Тогда Новгород являл собой свободную, независимую республику, был очень активно связан с западноевропейскими землями, именно с ганзейскими городами, являясь между тем православным государством, так как главой Новгорода был новгородский архиепископ. В этой иконе вы видите некий сплав этих культурно-исторических явлений. Перед вами православная икона Параскевы, покровительницы торговли, в которой есть интересный элемент, обусловленный влиянием западноевропейской интернациональной готики, – это замечательный растительный орнамент на полях и нимбе этой иконы. Это некий синтетизм культур, несмотря на то что это было Средневековье, разорванные земли, разная аутентичность людей: мы были православные, немцы – латиняне, но какой-то культурный обмен все равно происходил, люди всегда были людьми, они были взаимосвязаны, что, в частности, отразилось и в этих древних памятниках.

– Один из экспонатов – реликварий середины XVI века, изготовленный на Афоне. Некогда в его ячейках хранились мощи святых, и по церковным праздникам он выносился для поклонения верующим.

Лилия Михайловна Евсеева, куратор выставки, кандидат искусствоведения:

– Икона интересна уже тем, что в среднике очень точно передана та знаменитая чудотворная икона, которая появилась в Тихвине. Это были новгородские земли, ее многократно повторяли, и где-то с начала XVI века это изображение (уже список) окружали клеймами со сценами жития Богоматери. Так было принято, и мастер (видимо, новгородский мастер 40-х годов XVI века) сохраняет данную традицию, но внизу он изображает ряд святых, представляющих Собор всех святых. Чем исторически интересна эта икона? На фоне самой богородичной иконы мы видим святителя Николая Мирликийского, который, по преданию, тоже явился вместе с Богоматерью, а с другой стороны находится Иоанн Предтеча, покровитель Иоанна Грозного. Видимо, этот образ был написан в память посещения Грозным Тихвина в 1546 году для поклонения вместе со всей семьей. Возможно, это образ был написан для Успенского собора Тихвина или для другой какой-то церкви Тихвина или новгородских, точно мы не знаем. В память о царе изображен его покровитель, тоже поклоняющийся и представляющий образ Богоматери.

Валерий Викторович Игошев, ведущий научный сотрудник Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, доктор искусствоведения:

– Это замечательный комплекс серебряных предметов, который состоит из различных вещей. Самый интересный и значительный предмет – это цата в виде полумесяца, украшенная камнями и стеклами в высоких кастах, правках, с тремя замечательными подвесками. Это подношение к иконе. Кроме цаты в этот комплекс входит гривна, которая свита из серебряных проволочек, – витая гривна. Здесь же мы видим элемент женского украшения – колты, которые подвешивались к головному убору, и редчайший браслет, где выгравировано изображение парных барсов, а с другой стороны изображена лоза. Это удивительные вещи, они уникальны и будут введены в научный оборот.

– Дорогие телезрители, мы завершили рассказ о выставке произведений средневекового искусства из частной коллекции московского археолога Константина Воронина. Всего вам доброго, до новых встреч.

Автор и ведущая программы Елена Чач

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 20 апреля: 16:05
  • Воскресенье, 21 апреля: 16:10
  • Понедельник, 22 апреля: 03:00

Анонс ближайшего выпуска

Мы завершаем рассказ об эфиопской христианской культуре из зала постоянной экспозиции Музея русской иконы имени Михаила Абрамова. Рассказывает научный сотрудник Института востоковедения Российской академии наук Валерия Зуфаровна Куватова.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать