Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Иеромонах Макарий (Комогоров), помощник председателя Издательского совета Русской Православной Церкви:
– Одной из наиболее значимых и распространенных богослужебных книг на Руси была, конечно же, Псалтирь. И один из видов Псалтири – очень удобный, который был специально сделан для того, чтобы священно- и церковнослужители могли ориентироваться при подготовке богослужения, ведения богослужения, – это так называемая Следованная Псалтирь, которая кроме непосредственно текста псалмов включает в себя песнопения круга неизменяемых и круга изменяемых богослужений.
Вот эта Псалтирь – достаточно толстая книга, которая включает в себя текст псалмов, а также целый ряд различных назидательных текстов. К примеру, указ о поклонах, когда бывают в церквах, и в кельях, и в домех; приходные и исходные поклоны, и когда они бывают. Фактически это статья из Типикона, которая включена в состав Псалтири.
В оглавлении мы видим эти статьи: указ о поклонах; указ о Псалтири, как глаголати в церкви во весь год (то есть богослужебное употребление Псалтири в течение годичного круга богослужений); собственно псалмы Давидовы и песни пророческие (то есть тексты псалмов); псалмы избранные, величания на Господские праздники и святым нарочитым; тропари покаянные с молитвами; полунощница по вся дни (то есть чин полунощницы); полунощница субботняя; канон Троичен (это воскресная полунощница, которая совершается по гласам).
Дальше идут неизменяемые тексты последований дневного, суточного круга: утреня; часы с почасьем и чин о панагии; вечерня; указ идущи вечеряти (то есть вечерние молитвы, по-нашему); повечерница великая; повечерница средняя; повечерница малая в зависимости от богослужебного употребления; правило от искушения; святцы (или месяцеслов) с тропарями и кондаками святым; четыредесятница, пятидесятница, тропари, кондаки, и о воздвижении пречистыя хлеба, тропари воскресные на восемь гласов, троичны, светильны, воскресная служба, особенности, стихиры и каноны (это те каноны, которые употребляются на повечерии в течение каждой седмицы).
Здесь также представлены последование Страстной седмицы, избранные последования Великого поста. Дальше служба Пресвятой Богородице «Неопалимой Купине» (видимо, это особенность из-за почитания иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», через которую избавляются от пожара); канон Успению Пресвятой Богородицы; канон всем святым; канон трем святителям – Петру, Алексию, Ионе, Московским чудотворцам; канон за творящих милостыню; канон за болящего; канон-молебен Пречистой Богородице, певаемый в наведении печали; чин на разлучение души от тела; каноны (два) и молитвы; последование ко Святому Причащению с канонами и молитвами; правило ко Светлому Воскресению и во всю Светлую неделю (то есть это подготовка к таинству Причащения в пасхальный период); каноны Василию Великому, Григорию Богослову, некоторым другим святым; канон за единоумершего; пасхалия и лунник.
То есть мы видим, что эта книга дает возможность любому священно- и церковнослужителю полностью составить богослужение в самые разные периоды года, пользуясь только этим одним сборником. Думаю, для служителей в Средние века было сложно иметь подборку многих книг. А с другой стороны, это пример творческого подхода к составлению издания, которое было бы наиболее удобно для использования. Потому что мы видим, что некоторые последования, к примеру, служба в честь празднования иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», канон святителям Московским и некоторые другие службы – это исключительно воля издателя; то есть это творческий подход при подготовке издания.
Хотелось бы обратить внимание на средневековый месяцеслов. Он взят прямо из Типикона. И здесь мы видим по месяцам не только круг непереходящих праздников, но и так называемые праздничные знаки: «крест в круге» – это всенощное бдение, «крест без круга» – это полиелейная служба, «три точки в красной подковке» – это славословная служба; и своеобразным знаком обозначается шестеричная служба, то есть когда поются стихиры на шесть и каноны святому. Все прочие службы – без знака, то есть, условно говоря, простые службы, когда соединяется последование богослужения святому и служба из Октоиха.
Особенность именно этой Следованной Псалтири также в том, что здесь представлена статья из Типикона – ключ пасхалии. Пасхалия – это методика расчета даты Пасхи. Так называемая «рука Дамаскинова» – это средневековый способ для расчета пасхалии. Слева – «рука Дамаскинова», на ней двадцать восемь кругов Солнцу – красные славянские цифры, под каждой из них «в руце лето» каждого круга Солнцу – черные славянские цифры. И справа так называемая «рука жидовская», на ней 19 кругов Луне – красные славянские цифры, под каждой из них пасхальная граница каждого круга Луне – черные славянские цифры.
Мы видим перед собой некий набор индексов, и основные термины, которые используются при расчете пасхалии, указаны именно в таких средневековых таблицах: круг Луне (мы видим индексы), фемилии Луне, эпакта, Пасха жидом (то есть еврейская пасха). Каждая буква, которая здесь представлена, – это численное обозначение, а в некоторых случаях это некие особые индексы. И дальше при знании этих определенных индексов можно, во-первых, видеть по каждому году, в какой день месяца и в каком месяце происходит Пасха. И дальше от Пасхи – Благовещение (это непереходящее празднование) и другие праздники, начало поста, мясопуст, день Георгия Победоносца, Рождество Христово. То есть здесь говорится о том, на какой день недели приходится Рождество Христово, а от этого соответственно и все сопровождающие богослужения, то есть когда совершаются царские часы, как совершается сочельник, и указаны некоторые другие особенности богослужений.
Это «рука Дамаскинова», круг Солнцу, круг Луне. При знании методики любой, владеющий этой методикой, мог, имея перед собой индексы, посчитать: в какой день в каком году совершается Пасха, как в будущем, так и в прошлом. То есть это такой средневековый, скажем, калькулятор, или лучшее сравнение – логарифмическая линейка, с помощью которой при наличии разных индексов можно посчитать, когда совершается то или иное празднование в течение года.
И интересно, что эти индексы были представлены в виде подробных, обстоятельных таблиц. Вот, к примеру: «Отселе обращение индиктиона четвертое надесять лета от Адама...» То есть практически от сотворения мира наши предки владели календарем: все было посчитано, просчитано, и все им было известно. Это говорит о том, что математика и астрономия были близки не только древним арабам, или римлянам, или грекам; наши предки очень хорошо разбирались во взаимоотношениях лунного и солнечного календарей. И фактически каждый священно-, церковнослужитель имел у себя такую таблицу индексов, для того чтобы самостоятельно высчитать пасхалию.
На последней странице мы видим идентификацию этой книги. Книга была издана «в типографии единоверцев в лето от сотворения мира семь тысяч триста шестьдесят второе, индикта двенадцатого, в руце лето (соответственно)... на память святого апостола Иакова, брата Господня по плоти, епископа Иерусалимского, при государе Александре Николаевиче». И Псалтирь точно воспроизводила книгу, изданную в 1646 году.
То есть эта книга поздняя, она выпущена уже в XIX столетии, но точно воспроизводит книги, изданные при патриархе Иосифе. Как известно, единоверческие типографии, и старообрядцы в целом, использовали книги, изданные только до Святейшего патриарха Никона, и это как раз пример такого издания. По ним как раз и отправлялось богослужение; и до сих пор оно совершается старообрядцами по подобным книгам. Но тем не менее они все равно ценны и интересны, потому что они достаточно точно воспроизводят памятники средневековой печати XVII века.
– Дорогие телезрители! Мы завершили серию выпусков из библиотеки Издательского совета Русской Православной Церкви. Всего вам доброго! До новых встреч!
Автор и ведущая Елена Чач
Записала Нина Кирсанова
Новый выпуск - с постоянной экспозиции Музея русской иконы имени Михаила Абрамова. Научный сотрудник музея Елена Юрьевна Константинова расскажет о представленном здесь деисусном ряде иконостаса, иконографии образа "Спас в силах", о том, что такое "таблетки" или "иконы на полотенцах", а также о прекрасном произведении древнерусского лицевого шитья - плащанице с изображением положения во гроб Господа нашего Иисуса Христа.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Литургия Преждеосвященных Даров 29 марта 2024 года
Профессор А.И. Осипов. Первые плоды духовной жизни
Профессор А.И. Осипов. Три истины? которые открыл Христос. Часть 2
Профессор А.И. Осипов. Три истины? которые открыл Христос. Часть 1
Православный взгляд. Беседа с митрополитом Томским и Асиновским Ростиславом
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!