Хранители памяти. Археология Зарядья. Часть 2

17 января 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Не случалось ли вам, дорогие телезрители, терять что-то на ходу, в дороге? Наверняка случалось обронить что-то и потом, спохватившись, уже не найти... Такие же ситуации происходили и с нашими предками. А предметы, ими утерянные, столетия спустя стали ценными находками для археологов. И в этом выпуске передачи, продолжая рассказ об археологии Зарядья, мы обратим особое внимание на крестики и иконки, потерянные нашими предками на древней московской улице несколько веков назад.

– В этом выпуске передачи «Хранители памяти» мы продолжаем рассказ об археологических находках, сделанных на территории Зарядья.

Беляев Леонид Андреевич, руководитель археологических раскопок в Зарядье, заведующий Отделом археологии Московской Руси Института археологии РАН, доктор исторических наук:

– Мы, конечно, ждали, что войдем в хороший домонгольский слой, в XII век, но этого нам не было дано. Возможно, здесь на самом придонном слое, на контакте с материком и есть какая-то домонгольская часть, но слабенькая. Может быть, это и послемонгольское время, потому что по вещам они не очень отличаются: первая треть XIII века и вторая треть XIII века не особенно отстоят друг от друга.

Но зато московское «темное» время – вторая половина XIII века, XIV и XV века – представлено здесь очень подробно, в основном мелкими предметами, потому что крупные, если и уронят, обычно с земли подбирают. Но зато мелких предметов  на улице теряют много, и таким образом они создают нам прекрасную хронологическую картину. 

Из чего состоит эта картина? В верхней части (в том, что касается XV века) это нумизматика, монеты:потомки Дмитрия Донского: Василий I, затем удельное время (чекан первой трети XV века) и Василий Темный. В Москве везде много чекана эпохи Ивана III, Елены Глинской, более позднего – грозненского – периода, а в этом слое их, как это ни удивительно,  почти нет, едва-едва зацепляется Иван III.

Что еще важно в этом слое? До конца XIV века на Руси не было своей чеканки монет, ими вообще мало пользовались, видимо, в это время они не особенно ходили: были другие формы товарообмена. Поэтому не удивительно, что наступает какая-то полоса (она проходит примерно в метре над материком), которая уже не содержит никаких монет.

Зато в этой полосе есть всякие другие «завлекалочки». Например, здесь много так называемых грузиков – не совсем понятно, для чего они: то ли это тоже какие-то формы денежного обмена (думали даже так), то ли какие-то виды застежек, то есть пуговицы, то ли это действительно грузики.  Сделаны они из свинца. Многие из них достаточно хорошо украшены, некоторые совсем простые. И они прекрасно делятся: в нижнем слое идут именно украшенные, красивые, грузики, близкие к тому, что мы находим и в южнорусских степях, и вообще на всем пространстве Древней Руси: от Новгорода и практически до низовьев Волги, чуть ли не до Черного моря. В верхних слоях гораздо больше простых грузиков, у которых зачастую нет никакой орнаментики. Иногда они даже плоские, то есть их легко принять просто за грузик для чего-либо – грузило. Скорее всего, это все-таки не грузило, а какая-то форма предмета, про которую нам не до конца понятно, зачем она существует.

Также считалось, что это какие-то пломбы. А товарные пломбы – это тоже замечательный материал, который так же замечательно делится. Товарные пломбы говорят нам о товарном обращении своей эпохи. И в нашем случае на Китай-городе, возле Мытного двора их большое количество. Среди них есть совсем маленькие пломбочки московских великих князей, и есть, наоборот, достаточно большие западноевропейские пломбы, в том числе с геральдическими знаками западноевропейских городов из знаменитого Фламандского треугольника, где делались сукна на продажу (эти города входили в Ганзейский союз). Довольно большое количество этих печатей встречается в Москве. На этом изображении – рука в епископской перчатке держит епископский посох.

Все эти находки поддерживают друг друга. Например, ключи. Все они XIII–XV веков, но чуть более древние типы встречаются ниже, а чуть более поздние – выше. То есть в этом пространстве они замечательно размещены. И это касается всего. Все это явно выпадает сюда, в слой, как калиброванное, сравнительно небольшого размера, то есть то, что люди постоянно носят с собой и теряют.

Но есть и вещи, непосредственно связанные с дорогой, например, стремя. Это замечательное стремя тоже довольно широкой датировки, да и сегодня стремена почти такие же. Это довольно редкая находка. Вместе с ней можно соединить вот такое замечательное колесико от шпоры примерно того же периода – XIII-XV века.

Вообще оружия здесь относительно немного. Но средневековая жизнь, прямо скажем, не была особенно мирной. Здесь на дороге у нас есть две стрелы, кусочек очень тонкого кольчужного плетения, вероятно, от бармицы шлема. Таким образом, здесь представлен и этот материал московских XIV–XV веков.

Что у нас лежит ниже или в уровне, когда у нас наступает домонетный период? У нас, что тоже очень естественно,  выделяется почти отчетливый слой ордынского периода. Нигде в Москве мне не известно место, где ордынские находки идут более или менее плотно, заполняя какую-то хронологическую нишу. Здесь это есть. Здесь есть, конечно, и классические находки типа ордынской керамики, каких-то бляшечек, которые тоже характерны для нашего степного Поволжья. Эти предметы можно называть как угодно: ордынские, болгарские.

Но есть и никогда не встречавшиеся в Москве типы. Например, отличная половинка браслета с головой дракона. И, конечно, вполне ордынско-болгарская вещь – этот темный звонкий предмет. Это фрагмент зеркала из медного сплава, на обратной стороне которого находится арабская благопожелательная надпись знатному человеку о том, что он должен стремиться к славе, это его украшает. Естественно, что именно здесь всего не написано, но поскольку мы знаем целые зеркала такого типа,  то примерно знаем, что должно значиться на этом зеркале.

То есть у нас есть такая полоса ордынских предметов. Конечно, гораздо ярче здесь проявлена московская христианская культура. Здесь большое количество крестиков, несмотря на то, что в месте, где мы вели раскопки, нет ни кладбища, ни церкви. Видимо, это именно те крестики, которые все-таки люди теряли.

Крестики у нас точно так же замечательно раскладываются, начиная с древних равноконечных, может быть, относящихся к началу XIV или концу XIII века. До конца XIV века характерные эти формы конца XIV века с эмалями. Они поднимаются и выше, доходя до классических форм конца XV, может быть, начала XVI века, уже с изображением Голгофы. Крестики хорошо выражены: они уже не равноконечные, на них изображается маленькое рельефное распятие. Таким образом мы входим уже в развитый московский период.

Здесь уже не только крестики, но и иконки. Вот замечательная иконка второй половины – конца XIV века с изображением святого Николы. Это, конечно, один из самых известных русских святых, популярность которого превышает, наверное, Никиту Бесогона, который тоже часто встречается на такого рода изделиях. И совсем уже редкая вещь – фрагмент двухсторонней каменной резной иконки с Богородицей и тем же Николой. Она шиферная, не стеатитовая. Это старая византийская традиция, бурно расцветшая на пространстве Древней Руси, которая была представлена и в Москве.

Нет ни одного энколпиона, что в Москве, впрочем, бывает. Но зато есть оголовье одного из энколпионов. То есть энколпионы здесь тоже обламывались, терялись, что-то от них отламывалось.

Замечательный фрагмент непонятно чего. Наверное, это крышка какой-то пиксиды, какой-то коробочки, которая украшена изображениями посохов. Нужно думать над тем, что это за сюжет: речь ли идет о знаменитом процветшем посохе или о каком-то другом сюжете, который требовал много жезлов духовного правления.

Что еще теряли древние москвичи на этих улицах? Близко к христианским сюжетам можно разместить сюжеты книжные. Здесь много так называемых шпиней (шпиньков), то есть таких маленьких металлических штучек, с помощью которых закрывали книжные переплеты. Тут есть и накладки на книжные переплеты, и вот эти шпини, которыми их застегивали. Таким образом, ясно, что кто-то ехал, читал книгу (вряд ли, конечно, но мог), и у него отрывались эти шпини. Они располагались на кожаных книжках, легко отрывались, осыпались, где-то падали в уличную грязь и там терялись.

Конечно, перстни, вечно теряющиеся колечки, соскальзывающие с пальцев. Их очень много, и здесь представлены перстни и кольца практически всех типов, известных на Руси в XIII–XV веках. Среди них есть и восточные, и чисто русские – московские или новгородские.

Что же древнейший слой, в котором почти уже нет ни керамики, ни, естественно, монет? Что у нас на контакте с материком? У нас фрагмент решетчатого перстня (вполне древнерусского), кусочек плоского браслета, типичное городское украшение (тоже во фрагменте) – городское височное трехбусинное кольцо и два фрагмента стеклянных браслетов, которые, конечно, могут восходить необязательно к домонгольскому времени, но вполне возможно, что они и домонгольские. Во всяком случае, XIII век для них, как и для всего, что мы перед собой видим, – это хорошая дата. Возможно, и домонгольская его часть. Это то, что легло у нас практически на материковый слой.

– Мы еще продолжим наш рассказ из Института археологии Российской академии наук. А сегодня время нашего эфира подошло к концу.

Автор и ведущая программы Елена Чач

Записала Аксиния Шмонденко

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 20 апреля: 16:05
  • Воскресенье, 21 апреля: 16:10
  • Понедельник, 22 апреля: 03:00

Анонс ближайшего выпуска

Мы завершаем рассказ об эфиопской христианской культуре из зала постоянной экспозиции Музея русской иконы имени Михаила Абрамова. Рассказывает научный сотрудник Института востоковедения Российской академии наук Валерия Зуфаровна Куватова.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Священник Алексий Дудин

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    РОДИТЬ_ЛЮБИТЬ_РАДОВАТЬСЯ: СОХРАНИМ ЖИЗНЬ. II форум в г.Орле

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    СОЮЗНИКИ_ПАЛЕСТИНА: Вифлеемская икона и акафист Божией Матери. Великий пост

  • 19 апреля 2024 г. «Путь к храму» (Новосибирск)

    «Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 19 апреля 2024

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать