Хранители памяти. Музей "Новый Иерусалим". Часть 1

13 декабря 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
В этом выпуске передачи мы отправляемся в подмосковный город Истра, в музей "Новый Иерусалим". Мы познакомимся с теми его экспонатами, которые связаны со Святейшим Патриархом Никоном и историей создания Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря.

Автор и ведущая Елена Чач

– Здравствуйте, мы начинаем серию выпусков из музея «Новый Иерусалим», находящегося рядом с территорией одноименного монастыря. Об экспозиции этого музея и об основателе Ново-Иерусалимской обители патриархе Никоне наш сегодняшний рассказ.

Вахрушева Алена Юрьевна, старший научный сотрудник художественного отдела Музейно-выставочного комплекса Московской области «Новый Иерусалим»:

– Мы находимся в стенах музея «Новый Иерусалим», который был основан в 1920 году, и первоначально коллекции музея были размещены в стенах Ново-Иерусалимского монастыря. Два года назад появилась необходимость вывода экспонатов из музея в стенах самого монастыря. Поэтому стали строить это здание, которое сделали в виде холма. Это было сделано для того, чтобы сохранить доминирующую роль Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. На сегодняшний день «Новый Иерусалим» – это прежде всего музей с фондами, в которые входят, например, археологические, художественные, исторические коллекции. Помимо всего прочего, это современный реставрационный центр. Здесь также имеются конференц-зал, детский центр, кафе.

К музею «Новый Иерусалим» примыкает музей деревянного зодчества, где находятся объекты деревянного зодчества в виде часовни-дома Кокориных и мельницы. Там у нас проходят различные интерактивные программы. Сегодня «Новый Иерусалим» является одним из интересных музеев, в котором представлена, например, коллекция церковного искусства и художественная галерея.

В художественной галерее мы с вами видим один из самых интересных экспонатов – парсуну патриарха Никона XVII века, которая называется «Патриарх Никон с братией Ново-Иерусалимского монастыря». Парсуна композиционно разделена на две части. Слева в рост изображен патриарх Никон. Он стоит перед переносной кафедрой в церкви Рождества Христова, находящейся в стенах Ново-Иерусалимского монастыря. Патриарх Никон одет в серебряный саккос, украшенный золотым растительным орнаментом, и омофор, украшенный драгоценными камнями. На голове у него митра, на груди – панагия и крест. В одной руке он держит посох, другой рукой благословляет.

В другой части композиции изображена братия Ново-Иерусалимского монастыря. Известно, что эти люди, являются историческими деятелями, жившими и работавшими в стенах Ново-Иерусалимского монастыря.

В нижней части композиции – архимандрит Герасим, одетый в золотую фелонь. Он был управляющим монастыря с 1658 года. Рядом с ним изображен иподьякон Серафим, который держит в руках четки и окуляры патриарха Никона.

В среднем ряду представлен дьякон Иосия, иподьякон Илиодор и Иов. Иов был иеромонахом. Об этих людях мы, к сожалению, фактически ничего не знаем. И вверху композиции изображен архидьякон Евфимен, духовник патриарха Никона – иеромонах Леонид и любимый ученик патриарха Никона – иподьякон Герман. Иподьякон Герман был поэтом Ново-Иерусалимского монастыря, он является автором акростиха, посвященного патриарху Никону. Этот акростих сегодня расположен на эпитафии патриарха Никона в приделе святого Иоанна Предтечи.

Эта парсуна является одним из самых интересных экспонатов нашего музея. «Парсуна» в переводе означает «персона», то есть это изображение персоны. Парсуна – это то явление в русском искусстве, которая соединяет в себе черты как иконописи, так и портрета. То есть это портретная живопись с исключительно иконописными свойствами. Если мы посмотрим на парсуну, то увидим, что она сделана как икона, то есть у нее есть обратная перспектива. Также в парсуне уникальным является изображение человека: до XVII века людей не изображали, но только святых на иконах. Парсуна – это все-таки портрет, но тем не менее портрет создан по иконописным художественным принципам.

Детищем патриарха Никона является Новый Иерусалим, который был основан в 1656 году при содействии царя Алексея Михайловича Романова. Новый Иерусалим был построен как точная копия храма Гроба Господня. Единственный момент отличия – это то, что он был создан не просто как подобие храма Гроба Господня, а как его преображенное подобие, олицетворяющее райский град – образ Иерусалима Горнего (то есть Небесного), грядущей обители праведников.

Как мы знаем из истории, храм Гроба Господня ведет свою историю с IV века нашей эры. Он был построен на трех святынях: на месте, где распяли Христа Спасителя, – горе Голгофе; месте, где Его захоронили, – это пещера Иосифа Аримафейского, и месте, где в IV веке нашей эры царица Елена нашла Крест, на котором распяли Христа. Вот на этих трех местах и стоит храм Гроба Господня.

Наш Воскресенский собор был создан как архитектурная икона храма Гроба Господня. Он повторяет все те же святые места в плане. У нас представлены два абсолютно идентичных плана, единственное, что их отличает, то, что храм Гроба Господня – это памятник IV века нашей эры, созданный в романском стиле, храм-крепость, а наш «Новый Иерусалим» – памятник древнерусского зодчества, светлый и легкий благодаря своим белокаменным стенам и поразительно нарядный благодаря своему изразцовому убранству.

Представьте себе, как святейший патриарх Никон, который никогда не был на Святой Земле и не видел храм Гроба Господня, в XVII веке мог понять и увидеть его и возвести Новый Иерусалим. Дело в том, что существует несколько памятников, которые послужили ему источником для создания Ново-Иерусалимского монастыря. Одним из таких памятников является гравюра, сделанная по рисункам Бернандино Амико. На ней представлен южный фасад храма Гроба Господня, то место, где в «Новом Иерусалиме» сейчас находится наша экспозиция.

Основным источником для патриарха Никона при создании Ново-Иерусалимского монастыря послужила кипарисовая модель храма Гроба Господня, которая была подарена ему Иерусалимским патриархом Паисием. Модель храма Гроба Господня – это один из уникальных экспонатов нашей экспозиции. Она показывает нам храм Гроба Господня с южной стороны таким, каким он был в IV веке нашей эры. Мы с вами можем видеть плоские кровли – на этой модели это крышечки, которые снимаются и внутри показан интерьер храма Гроба Господня. Все основные приделы храма Гроба Господня пронумерованы. За счет нумерации патриарх Никон вместе с братией могли понять, где в храме Гроба Господня находился какой придел, и точно воспроизвести все основные приделы в Воскресенском соборе по образу и подобию Гроба Господня.

Еще одним источником для создания Ново-Иерусалимского монастыря послужила книга, которая называется «Проскинитарий, или Поклонник по святым местам», которая была написана иеромонахом Арсением во время его дипломатической поездки на Восток. В этой книге он описал свои впечатления от посещения храма Гроба Господня и Святой Земли.

Воскресенский собор был создан не просто как подобие храма Гроба Господня, но как его преображенное подобие храма, олицетворяющее райский град, или образ Иерусалима Горнего, то есть Небесного, – грядущей обители праведников. Этот образ прежде всего выразился в ярком изразцовом убранстве Воскресенского собора. Отдельные плиты, рельефные детали собираются в богатые пояса, украшающие собор по всему его периметру. Изразцами оформлены и внутренние интерьеры собора. Изразцы имеют не только декоративное значение, но и символическое. Главная тема в новоиерусалимских изразцах – это тема Сил Небесных. Во всех основных композициях собора мы можем увидеть керамические головки ангелов – это херувимы, самые близкие к Богу Небесные Силы. Они хранители рая, носители Бога во всех Его откровениях и Богоявлениях, они несут свет Божественных откровений людям.

Самый главный пояс Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря – это фриз на апсиде «павлинье око». У этого фриза двойная символика: мы с вами можем видеть изображение цветка граната. Сам цветок символизирует кровавую мученическую жертву Спасителя, а райская птица павлин является символом Воскресения. Павлиньим оком он называется потому, что цветок граната ассоциируется с оком на пере павлина.

В нашей экспозиции представлена колонка из Воскресенского собора. Ее автором является Петр Иванович Заборский. Вместе со Степаном Ивановичем Полубесовым они были приглашены в XVII веке из Вильнюса и Белоруссии. Именно они здесь, на территории монастыря, организовали керамическую мастерскую. Интересным фактом является то, что секрет технологий тех изразцов XVII века, к сожалению, на сегодняшний день утерян. Среди изразцов, которые мы видим сегодня в «Новом Иерусалиме» и среди которых есть и подлинные XVII века, и современные, и они отличаются друг от друга.

Еще одним интересным экспонатом вставки является плита каменного путеводителя, который был задуман святейшим патриархом Никоном в XVII веке. Такие плиты были вмурованы в стены Воскресенского собора, и основное их предназначение заключалось в том, чтобы разъяснять людям грамотным, где какой придел находился. Все они были написаны на старославянском языке, и писались они так, что первые буквы, как правило, раскрашивались красной краской, называемой киноварью. Данная плита из церкви Успения Пресвятой Богородицы, и надпись на ней  разъясняет придел, где находилась пещера, в которой содержали Спасителя перед тем, как отправить Его на казнь.

Автор и ведущая Елена Чач:

– Мы еще продолжим рассказ с экспозиции музея «Новый Иерусалим».

Записала Юлия Подзолова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 20 апреля: 16:05
  • Воскресенье, 21 апреля: 16:10
  • Понедельник, 22 апреля: 03:00

Анонс ближайшего выпуска

Мы завершаем рассказ об эфиопской христианской культуре из зала постоянной экспозиции Музея русской иконы имени Михаила Абрамова. Рассказывает научный сотрудник Института востоковедения Российской академии наук Валерия Зуфаровна Куватова.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать