Храм Вознесения Господня в Колпино

13 декабря 2013 г.

Аудио
Скачать .mp3

Передача из Санкт-Петербурга. Эфир от 12 декабря 2013 года.

 

- Здравствуйте,  дорогие друзья, в эфире телеканала «Союз» передача «Беседы с батюшкой». Ведущий – Михаил Кудрявцев. Сегодня у нас в гостях настоятель храма Вознесения Господня в Колпино протоиерей Серафим Сологуб.

Здравствуйте, батюшка. Прошу Вас по традиции благословить наших телезрителей.

 

- Здравствуйте, Михаил. Хочется благословить словами апостола Павла: «Благодать и мир всем нам от Господа нашего Иисуса Христа». Благословясь, начнем.

 

- Тема сегодняшней передачи: история того храма, в котором много лет трудится отец Серафим, храм Вознесения Господня в Колпино.

Батюшка, расскажите, пожалуйста, историю Вашу и историю Вашего храма.

 

- Спасибо, Михаил, я безмерно рад, что могу предоставить широкому кругу нетипичное здание храма, находящегося в городе Колпино и освященного в честь праздника Вознесения Господа и Спасителя. Это церковь-школа. У нас на заставке изображение этого храма. Первый этаж – общеобразовательная школа из трех классов, где в начале XX века дети изучали чтение, письмо, счет. Второй этаж здания – это храм. История очень интересна. Нынешний город Колпино появился как поселение в тяжелые, но яркие годы правления Петра Первого одновременно со строительством Санкт-Петербурга. Эти земли переданы соратнику государя Александру Меншикову, которые построил здесь первые пильные мельницы для снабжения строящейся северной столицы пиломатериалам. Начинается жизнь поселения, народ православный - строятся храмы. Проходит время, и концу девятнадцатого века уже не хватает центрального Свято-Троицкого собора, возникает потребность в строительстве нового храма. Но, как это случается в человеческой жизни, причт Свято-Троицкого собора категорически против строительства, хотя адмиралтейским ведомством были выделены земли и глава Колпинского поселения готов был выделить средства на строительство. Чтобы преодолеть это несогласие, тогдашний обер-прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев принимает соломоново решение: построить церковь-школу, первый этаж которой был готов к 1898 году. Здесь начались занятия, а на втором этаже продолжалось строительство, шла отделка иконостаса.

В 1901 году в освящении храма приняли участие два ныне прославленных столпа Православия: будущий митрополит Петроградский Вениамин и святой праведный Иоанн Кронштадтский. Их святые молитвы положены в духовное основание нашего храма.

История храма мало отличается от судеб других храмов советской России, он был закрыт уже в 1918 году, и началась другая история здания: его использовали под избу-читальню, спортивный зал. После Великой отечественной войны обезглавленная,  с заложенными окнами, завешанная плакатами с фотографиями  «здание, где сеяли тьму», церковь становится детским кинотеатром. Это и плохо, и хорошо. Хорошо, поскольку здесь было и отопление, и крыша, потому здание как-то сохранилось. Этот тяжелый период безбожного советского времени продолжался до 1989-1990 года, когда в г. Колпино проходил общегородской референдум о возвращении данного здания Русской Православной Церкви. Благодарение Господу, в 1990 году здание церкви Вознесения Господня было возвращено. Когда я был назначен настоятелем, то к своему ужасу, я даже не мог найти церковь, поскольку не представлял, что здание может быть так осквернено и после осмотра ее внутри, даже не верилось, что у нас получится все это восстановить. На сегодняшний день церковь возродилась, но самое главное, что образовалась община. На сегодняшний день в Колпино две православные общины, а колокольный звон и молитва стали неотъемлемой частью жизни города.

 

- Вопрос телезрительницы: «Бывает, что на исповеди священнику говоришь такие постыдные грехи,  после которых стыдно смотреть ему в глаза. Как убедить себя, что несмотря ни на какие исповеданные грехи, батюшка не будет смотреть на тебя как самого падшего человека?»

 

- Самый простой способ, чтобы стыдно было перед тем, как решаешься - грешить или не грешить. Если будет стыдно уже тогда, то и не согрешишь. Но если уже случился грех, мы все представляем, что священник перед исповедью говорит в молитве: «аз же точию свидетель есмь» перед Господом Богом того, что человек покаялся. Из своего опыта говорю, что любой священник очень правильно и адекватно реагирует на кающегося, который пришел не к нему, а к Господу. Поэтому даже не допускайте сомнений, что священник будет помнить о вашем грехе и допускать неправильные мысли о вас. Напротив, священник восхищается человеком, имеющим решимость к покаянию и исправлению. Поэтому идите к Господу, кайтесь, получайте отпущение и старайтесь более не повторять грех. Грех – это нарушение закона, и если провести параллель с  жизнью человека в обществе, мы знаем, что за однократное нарушение закона человек получает один срок, но если он повторяет то же преступление, становится рецидивистом и получает уже больший срок. Помоги Вам Господи.

 

- Отец Серафим, прошу Вас немного рассказать о своем жизненном пути и служении в храме.

 

- Меня назначили настоятелем в 27 лет, думаю, что возраст духовный был еще меньшим. Но был юношеский запал, тем более времена были необычные: только что вернулась возможность посещать храмы и молиться, торжественно прошло празднование 1000-летия Руси, народ пошел в храм. Надо было делать, и делали. Что касается моих личных качеств, мне было в какой-то степени легче, потому что я родился в семье священника, настоятеля Казанской церкви города Тосно, в ограде которой он и погребен вместе с матушкой. С детства по сей день я нахожусь в ограде Православной Церкви, независимо от храма, в котором служу.

 

- С чего Вы начали, когда приехали в этот запустевший край?

 

- Трудно даже что-то выделить, потому что пришлось делать многое одновременно. Назначен я был в марте месяце 1993, а в конце апреля была Пасха, и первое, что мы сделали - расчистили второй этаж, провели какие-то лампочки и отслужили Пасхальную службу. В том же сентябре, памятуя, что нам в наследство досталась церковь-школа, мы начали активно организовывать церковно-приходскую школу. Сначала у нее не было статуса общеобразовательной, а теперь - благодарение Господу - у нас довольно большая школа, в которой с учетом выпуска порядка 150 учащихся.

- Как Ваша матушка приняла перевод Вас в такие условия?

 

- Матушка – мой верный друг и товарищ по оружию, выпускница регентского отделения тогда еще Ленинградских духовных школ, на ней половину богослужения. Что касается перевода, мы все готовы следовать туда, куда направляет воля Божия и священноначалие.

 

- Кем были Ваши первые прихожане, и как быстро возникла община?

 

- Когда я пришел, община в какой-то степени существовала, так как храм был передан в 1990 году и с 1991 года люди ходили уже на какие-то богослужения, проходившие на первом этаже. Прихожанами были женщины и мужчины, бабушки и дедушки, дети. Часть людей были те, кому храм нужен был для общения с Господом, кому-то храм нужен был для помощи, как духовной, так и материальной. Часть из них до сих пор в приходе уже в качестве соработников.

 

- Когда восстановился архитектурный ансамбль храма? Ведь это была большая стройка.

 

- Архитектурный ансамбль восстановился где-то примерно в течение пяти лет. Хотя это была и большая стройка, и не было опыта, не было финансирования, но все, что происходит, это уже доказано многолетним опытом, происходит по воле Божьей. Могут быть все условия, а дело не идет. Бывает так, что кажется, все против, а через полтора года на куполе уже сияет крест. Принимаем Божью волю, и все происходит так, как должно тому быть. На сегодняшний день наш приход состоит из четырех храмов и часовни.

 

- Не было ли у Вас соблазна в этот первый период пойти работать еще дополнительно?

 

- У меня есть один соблазн, который преследует меня по сию пору –  выспаться. А уж работу в церкви можно всегда найти, не в смысле заработка, а именно загруженности. Первые годы, когда священник получает в свое руководство руины или заброшенное здание, кажется очень тяжело все это восстанавливать, но одновременно с этим происходит некий подъем, например, когда окно прорубили или потолок побелили, а уж тем более, когда крест заблестел или колокол первый зазвучал. Все это помогает ему с радостью и даже восторгом смотреть на свою деятельность и деятельность прихода. Трудности наступают потом, когда и купол есть и иконостас поставлен, и надо просто каждый день совершать богослужения, общаться с людьми, проводить мероприятия, такого стимула, некой духовной эйфории уже нет, и ходишь по кругу, как вол молотящий, – вот это тяжело. Стройки, ремонты – Господь посылает добрых людей, и через них приходит все необходимое. Это не красивые слова, а факт.

 

- Скажите, за прошедшие двадцать лет, какие Вы видите тенденции в обществе и в Церкви, что изменилось?

 

- Общество быстрее бежит: средства коммуникации, получение информации – все это влияет и на духовный взгляд человека, он как-то затуманивается. Самое страшное, если Церковь становится в один ряд с поликлиникой, школой, магазином. Надо сходить в церковь, как за батоном. Мы должны помнить, что Церковь – всеобъемлющая структура, через которую мы должны пропускать все наши другие отношения. А так, выходя из церкви, мы не несем в него евангельский свет, а стараемся слиться с толпой.

 

- Вопрос телезрительницы из Московской области: «Я хотела бы узнать, как правильно относиться к одежде, в которой окунаются в святые источники, ведь нельзя придавать ей магического смысла? Второй вопрос: я заметила, что если не подаю записки на проскомидию, то это негативно влияет на меня и близких, так ли это?»

 

- Само купание в источниках - это вера человека и действие через нее благодати Божией. Что касается одежды, существуют предметы, которые предназначены для повседневной жизни и которые для церковной. Если мы окунаемся в этой одежде в святые источники, то не будем пользоваться ей в другое время, это мы, наверное, все можем себе позволить.

Если следовать формулировке, проскомидия – очень «действенная» молитва, во время нее за каждого поминаемого человека вынимается частичка и полагается на дискосе рядом с Телом Христовым, после общего причастия все эти частички погружаются в Чашу с Кровью Христовой с молитвой: «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною молитвами святых Твоих». Трудно переоценить значимость этого священнодействия.

 

- Вопрос телезрителя из Белоруссии: «Когда я прохожу мимо храма, останавливаюсь и крещусь. Но в Евангелии от Иоанна сказано, что когда молишься, затвори клеть твою, то есть надо молиться так, чтобы никто не видел и не слышал. Не выглядят ли такие мои действия фарисейством?»

 

- Николай, Вы поступаете очень правильно. Поступая так в обыденной жизни, мы тем самым выказываем свое почтение к тому месту, где совершаются Тайны Христова. Текст Евангелия, который Вы привели, касается иной темы. Многие просто стесняются осенить себя крестным знамением на улице, а неложные слова Господа в Священном Писании говорят нам: кто постыдится Меня и Имени Моего здесь, того и Я постыжусь во время Страшного суда.

 

- Вопрос из группы ВКонтакте: «Как определить степень своей веры и воцерковленности?»

 

- У меня сразу встречный вопрос: для чего это может быть надо?

 

- Возможно, чтобы пойти учиться куда-нибудь…

 

- Всегда стоит читать, учиться, идти, а сидеть и определять свою степень не стоит. Вера в нас всегда недостаточна, и это точно. Опять слова Господа о том, что если будете иметь веру с горчичное зерно, будете двигать горами. Нет у нас такой веры.  Например, мы заболели. Какое наше первое действие? Вовсе не «Господи, благослови», а сразу либо поход в аптеку, звонок врачу, что сделать, чтобы сразу помогло. Вот степень нашей веры и воцерковленности. Хотя степень последней может быть разной. Например, если человек регулярно ходит в церковь, а главное может объяснить другим, во что он верит – наверное, он воцерковлен.

 

- Вопрос телезрительницы: «Первого января будет два года, как у меня умер внук, могу ли я пойти 31 декабря и подала о нем записку? Одни мне говорят, что можно, другие – что нет.

 

- Почему же нет? Каждый день является божьим днем. Если в этот день храм открыт, приходите и подавайте. Это не только Ваше право, но и обязанность – молиться за усопшего внука.

 

- Вопрос телезрительницы из Североуральска: «Хочется с детства привить ребенку меру во всем, в том числе и в еде. Что делать, если бабушки стараются накормить ребенка побольше, как их не обидеть?»

 

- Тут как бы два вопроса. Универсальный ответ на все того рода вопроса: как научиться молиться, поститься, привить иммунитет к плохому. Ответ самый простой – подавать пример самим. Если ребенок видит, что родители в пост постятся, молятся, что посещают регулярно храм, здесь будет все: и вера, и привычка. Иначе никак. Не надо пытаться в детях реализовать то, чего сами не достигли, тогда надо двигаться вместе, рука об руку, только в таком случае будет результат.

 

- Вопрос телезрительницы из Санкт-Петербурга: «Как приучить себя к Иисусовой молитвой, сразу ли надо пользоваться четками, и как выработать в себе эту привычку?»

 

- Могу высказать только свое мнение. Мне кажется, для того чтобы себя к чему-либо приучит, надо понять, зачем мне это надо? Если я пойму, и у меня будет правильная мотивация в духовной или повседневной жизни, то все у меня получится. Если я просто подаюсь некой модной тенденции, но я сам не понимаю, для чего это лично мне, то не поможет ни постоянное повторение святых слов, ни четки. Что касается четок, определитесь, где Вы будете молиться, и будут ли четки помогать, а не наоборот сбивать.

 

- Вопрос телезрительницы из города Орехово-Зуево: «Когда мы в храме стоим к алтарю, и батюшка начинает каждение храма, надо ли поворачиваться вслед за ним?»

 

- Стоять в храме лицом к алтарю – это правильно и считается добродетелью. Одновременно с этим, если священник идет с каждением, Вы должны быть к нему лицом и поклонится кадящему, но это не значит, что все движение священника по храму надо сопровождать своим взглядом.

 

- Вопрос телезрителя из Интернета: «Мои родители не крещены, я бы очень этого хотел, как начать с ними разговор об этом?»

 

- Хотя вопрос иной, я должен повторить ответ, который дал раньше по другому поводу. Если родители Василия в совершенных летах, надо не разговор начинать, а надо, чтобы они видели, что их сын не агрессивный фанатик, а терпеливый, любящий, заботливый сын. Видя, что молитвы, посещения храма, посты делают человека лучше, а не фанатичнее, они сами задумаются. Тот же личный пример, но здесь наоборот старшее поколение смотрит на младшее. Разговаривать можно, но это менее действенно.

 

- Вопрос из интернета: «Стоит ли отдавать ребенка в детский сад и как выбрать воскресную школу, и все ли они одинаковые?»

 

- Все детские садики и воскресные школы – разные. Что касается детского садика, родители определяют сами необходимость этого и собственные семейные установки. Здесь я не вправе давать какие-то рекомендации. Могу лишь высказать мысль, что маленькому человеку все равно потом выходить в общество и общаться с людьми. Если Вы сможете воспитать его социально раскрепощенным, цельным, интересующимся жизнью и людьми, то можете воспитывать сами. Если нет, то можно обратиться к другим воспитателям.

Что касается выбора воскресной школы, то если она есть при храме, который вы регулярно посещаете, зачем искать иную? Всегда кажется, что за углом лучше, но это не так. Если же Вы сами станете участницей процесса воспитания в Воскресной школе, то сможете внести свои предложения, я всегда с вниманием и благодарностью отношусь к пожеланиям родителей в отношении нашей церковно-приходской школы.

В церковно-приходской школе, Вы должны учиться и идти по духовно-образовательному процессу вместе со своим ребенком, потому что в школе мы учим ребенку одному, а приходя домой, видит все ровно наоборот, причем от самых авторитетных для него людей, тогда ничего не происходит.

 

- Вопрос телезрительницы из г. Ростов-на-Дону: «У наших знакомых дети, зачатые экстракорпоральным путем, и нас просят быть их крестными. Как Церковь относится к таким детям и их крещению? Почему муж и жена не могут быть крестными у одного ребенка?»

 

- Что касается оценки искусственного оплодотворения Церковью, мы сейчас разбирать не будем, так как уже появились дети. Жизнь на земле без воли Божией не возникает. Если человек пришел в этот мир, наша обязанность дать ему возможность оказаться и в жизни вечной, а это может произойти только через крещение от воды и Духа.

Муж и жена также не могут быть свидетелями на венчании. Духовное и физическое родство несовместимы. Скажем себе, что есть церковные правила, которые надо просто соблюдать, поскольку они созданы давним опытом церковной жизни, заветами святых отцов, чтобы помочь нам избежать ошибок.

 

- Время нашего эфира стремительно подошло к концу. Благодарю Вас, батюшка, и прошу на прощание благословить наших телезрителей.

 

- Искренне благодарю за предоставленную мне возможность вкратце рассказать о Колпинской Вознесенской церкви, прошу прощения, если не смог должным образом ответить на заданные вопросы.

Искренне желаю, чтобы Божие благословение пребывало над всеми нами и позволило нам в этой жизни делать меньше ошибок, чтобы мы плавней и ровнее двигались к вечности и Царству Небесному.

 

Гость программы: протоиерей Серафим Сологуб

Ведущий эфира: Михаил Кудрявцев

Расшифровка: Юлия Подзолова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать