Град Креста. Великий пост

3 марта 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
Слово митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла.

– Мы вошли в святой и Великий пост, святую Четыредесятницу, и еще раз поговорим о пользе и необходимости поста, спасении нашей души и жизни. Я начну с цитирования слов тех подвижников, великих постников, которые знали силу поста, четко усвоили слова Христа о том, что сей же род (то есть дьявол, бесы) изгоняется только молитвою и постом. Вот что пишет о посте святой Исаак Сирин:

«Спаситель постом начал дело устроения нашего спасения. Подобно и все исходящие вослед Спасителя на сем основании утверждают начало своего подвига, потому что пост есть оружие, уготованное Богом. – И кто, если вознерадит о нем, не будет укорен за сие? – Если постится Сам Законоположник, то как не поститься кому-либо из обязанных соблюдать закон? Посему-то до поста род человеческий не знал победы, и диавол никогда не испытывал поражения своего от нашего естества: но от сего оружия изнемог в самом деле, – удивительные слова. – И Господь наш был вождем и первенцем сей победы, чтоб на главу естества нашего возложить первый победный венец. И как скоро дьявол видит сие оружие на ком-нибудь из людей, тотчас приходит в страх сей противник и мучитель, помышляя и воспоминая о поражении своем в пустыне Спасителем, – и сила его немедленно сокрушается, и воззрение на оружие, данное нам Началовождем нашим, попаляет его. – Облеченный во оружие поста во всякое время распаляется ревностию. – Кто пребывает в нем, у того ум непоколебим и готов сретить и отразить все лютые страсти».

Также преподобный Ефрем Сирин говорит следующее: «Кто желает плотского упокоения, тот готовит себе много напастей; а долготерпеливый (то есть, можно сказать, постящийся. – Прим. митр. К.) спасается». Далее: «Лев, гонясь за добычею для своего чрева, делается пленником: и чревоугодник унижается для удовольствия чрева. От множества снедей грубым делается ум, а доброе воздержание очищает его». И, наконец: «Всех дров в лесу недостаточно для насыщения огня; так ненасытима плоть, как ее ни довольствуй».

Удивительные слова преподобных отцев Ефрема, Исаака – сирийских подвижников. Действительно, Господь наш Иисус Христос положил основание поста. Сам Он, конечно, не требовал такого подвига, поста, но показал нам, что для спасения каждого из нас, борьбы с дьяволом, своей плотью, которая после грехопадения Адама с Евой также стала источником искушения, страстей человеческих, необходим пост.

Пост – это воздержание и телесное, и духовное, ведь человек состоит из нескольких частей: он и духовной, и телесной природы. И поэтому человек должен не только молиться Богу, думать о Боге, но в то же время включать в подвиг свое тело. Сам Господь показал этот пример, и в конце ему явился дьявол, который увидел этот подвиг, еще до конца, может быть, не зная, Кто перед ним. Человек состоит из нескольких природ: и духовной, и телесной. И ему необходимо (с точки зрения духовной природы) молиться Богу, думать о Боге, но в то же самое время – и включать свою физическую природу. И Сам Господь показал это. Физическая природа также требует определенной тренировки, труда. Ведь ясно, что ничего в этой жизни не выходит без труда: получение какой-либо профессии, специальности, возможность получить достойное образование, заработать себе на жизнь…

То же самое должно быть и в духовной жизни. Не случайно наше богослужение пространно (особенно Великим постом). И в то же время, прилагая труд, порой даже не в начале, а в конце богослужения начинаешь понимать, насколько полезны эти длительные службы, в которых участвует наш дух и, безусловно, тело.

Какая цель ставится перед человеком во время поста? Понятно об этом сказал Господь: это возможность победы над дьяволом. Об этом замечательно пишет Исаак Сирин: потому-то побед над дьяволом до пришествия Христа не было, потому что не было таких подвигов у людей. И сейчас это огромное оружие (пост и молитва, и, конечно, заслуги Самого Господа и Спасителя). Цель человека во время поста – все-таки понять, что он из себя представляет; обратить внутрь себя (или на себя) взор и, конечно, измениться, насколько возможно, перемениться к лучшему. И эту перемену (и движение к перемене) распространить на весь предстоящий год, ибо пост – особо подходящее для этого время.

Святейший Патриарх Кирилл в одной из своих проповедей говорит: «Мы говорим: “Время поста – это замечательное время, чтобы обратить взор на себя”. А разве мы не смотрим на себя? Как раз всю жизнь мы только и делаем то, что смотрим на себя, насколько мы красивые, замечательные; тщеславимся своими талантами, думаем постоянно, как нам совершить карьерный рост, заработать средства, и пересчитываем их, и думаем, что бы еще сделать, чтобы они увеличились, как предстать перед людьми такими красивыми, богатыми, замечательными… Мы действительно только и делаем, что смотрим на себя. Но какими глазами? Глазами тщеславца, гордеца, сребролюбца, сластолюбца, когда смотрим, насколько мы красивы, порой желая кого-то прельстить своей красотой или красноречием, удивить людей: “Какой же я красноречивый оратор!”А здесь речь о том, чтобы посмотреть на себя глазами человека, который пытается осудить себя, найти плохое, неприятное, ужасное. И, к сожалению, такими глазами мы смотрим на себя так мало! Мы слишком себя любим, и поэтому у нас совершенно другой взор на себя».

Перемена к лучшему – это, конечно, время поста. Потому-то Церковь предлагает более длинные богослужения, предлагает изменить свою пищу, потому что постная пища совершенно по-другому влияет на наш разум и дух. Тот, кто постится, знает эту перемену и осознает огромную пользу.

Конечно, это возможность оставить какие-то увеселения или (может, безобидные) мероприятия: поход на день рождения или празднование своего дня рождения, или посещение театра – потому что у нас есть пять чувств, через которые мы воспринимаем этот мир и получаем как хорошее, так и плохое. Очень важно беречь эти чувства (особенно во время поста, хотя их нужно беречь в течение всей жизни), беречь наш язык, хранить его, насколько возможно. Можно сорок дней себя проконтролировать, попытаться никого не осудить, ни о ком не злословить (этот человек негодяй, он неправильно живет, некрасив, получил какое-то место несправедливо и т. д.).

Хранить свои глаза. Глазами человек смотрит на этот мир, через глаза (как говорят специалисты) очень много энергии выходит из человека. Глаза – это огромный (как и язык, и другие чувства) дар Божий человеку. И в то же время глаза у нас останавливаются не только на хорошем, но и на плохом. И мы смотрим (порой с услаждением) то, что не надо было бы смотреть. Так вот, нужно этот взор остановить на время поста: опустить или поднять его к небу – но не смотреть на это греховное; насколько возможно, от этого оторваться.

Сегодня мы слышим очень много всего, но давайте хотя бы на время поста будем контролировать свой слух, чтобы он был закрыт для сплетен, осуждений, пустых новостей, которые никакой пользы человеку принести не могут. Конечно, мы обязаны слушать то, что нам необходимо для жизни, работы, но остальное нужно попытаться отодвинуть в сторону. И все остальные «движения», которые бывают у нас в повседневной жизни, постараться несколько уменьшить. Тогда, закрывшись в некой келье внутри себя, мы почувствуем пост, силу поста.

Тяжело, может быть, регулярно посещать богослужения людям, которые работают, например, на предприятии. Но на первой неделе поста читается Великий канон Андрея Критского. Богослужение совершается в 5–6 часов вечера, и многие люди могут после работы подойти к началу или середине Великого покаянного канона. Также есть субботние и воскресные дни, в которые просто необходимо бывать в храме, особенно Великим постом.

Важная составляющая поста (это нужно совершать регулярно, но особенно постом) – это говение. Радостно, что сегодня в магазинах намного меньше покупается мяса: это говорит о том, что люди постятся. Когда слышишь от того или другого, достаточно светского, человека, регулярно храм не посещающего: «Я пощусь, владыка», – это тоже радует. Это говорит о том, что люди (может, даже интуитивно, подсознательно) чувствуют потребность выздоровления от своих греховных болячек, которые есть у каждого человека, и тянутся к Церкви, в том числе через пост.

Только, повторяю, нужно постараться полностью выполнить все, включая исповедь и причащение Святых Христовых Таин. Тогда будет полностью завершен весь цикл поста и сам праздник Светлого Христова Воскресения будет совершенно по-иному восприниматься каждым человеком.

Записала Елена Чурина 

Показать еще

Время эфира программы

  • Вторник, 23 апреля: 07:45
  • Среда, 24 апреля: 15:15
  • Вторник, 30 апреля: 07:45

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать