Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Действительно, наш Север удивителен. Так случилось, что, с одной стороны, Ближний Восток вместе с Византией и Малой Азией стали местом подвига. Но это и пустыни Палестины и Египта, и, конечно, греческий Олимп, что при тяжелых жизненных условиях (пустыни, зной, дикие звери, отсутствие нормальных бытовых условий) для монахов стали местом великого подвига. Велика, конечно, и Троице-Сергиева лавра, велика Киево-Печерская лавра, никто их не умаляет, но местом сугубого подвига стал Крайний Север, в том числе Валаам, на Белом море – Соловецкий монастырь, Коневский монастырь. Можно вспомнить и Кирилло-Белозерский на Вологде, и другие монастыри Севера. Действительно, это Русская Фиваида. Фиваида – это место как раз ближневосточных подвигов, монастырей, где проживало до десяти и более тысяч монахов.
Соловецкий монастырь был основан в очень суровых климатических условиях. Белое море – это достаточно лютые зимние ветра, морозы, короткое (может быть, и неплохое) и скорее всего дождливое лето. В этих условиях была построена не только огромная крепость; помимо монастыря, скитов созданы очень серьезные хозяйственные структуры; даже огороды. Сельскохозяйственные труды на Валааме просто поражали современников, которые приезжали туда и удивлялись, как могли здесь выращивать и арбузы, и дыни, и яблоки, и груши, и другие фрукты и овощи в условиях Крайнего Севера. Конечно, там были свои хитрости: через корни деревьев проводили, например, трубы с горячей водой, чтобы зимой они не замерзли, и многое-многое другое. Это было сделано с молитвой тысячами рук тех монахов и послушников, трудников, которые проживали на Соловках.
Соловецкий монастырь еще в те давние времена стал местом ссылок для очень многих знаменитых людей княжеского и дворянского рода. Соловецкий монастырь, к сожалению, стал местом ссылок тысяч православных монахов, священников, епископов, ученых, замечательных людей своего времени, которые составляли, можно сказать, сливки того общества по всем направлениям. В том числе, как я уже сказал, это священнослужители. Соловецкий лагерь особого назначения СЛОН всегда останется огромной болью в сердцах всех русских неравнодушных людей, знающих и любящих историю. И мы никогда не должны перешагнуть ту грань, которую перешагнули в революцию, гражданскую войну, при попытке отделить «правильных» от «неправильных», по мнению тогдашней советской власти. И под «неправильных» попадали миллионы русских людей, наших соотечественников, или людей разных национальностей и разного вероисповедания в нашей стране.
Сегодня Соловецкий монастырь снова возрождается. Мы несколько лет назад с паломнической группой Ставропольской епархии были на Соловках. Получилось так, что когда ехали из Санкт-Петербурга (да и к Санкт-Петербургу), шли бесконечные дожди на Севере. А утром, когда отправлялись из Кеми на небольшом кораблике на Соловки (это был воскресный день) – было удивительное солнце и тишь. Удивительно! И мы были на воскресной Божественной литургии, все паломники причащались. Потом – экскурсия по монастырю, крестный ход вокруг монастыря, как принято по соловецкой традиции в воскресный день.
Но Соловецкий монастырь оставил, конечно, и некоторое тягостное впечатление, когда мы были в музее, когда вспоминали все тяжелые события XX столетия. В то же время было впечатление, что все равно Бог победил. Об этом неоднократно я говорю в эти тяжелые юбилейные годы столетия революции и гражданской войны – все равно Бог победил. Там снова обитель, снова сотни монашествующих, совершается ежедневная молитва, там огромное количество паломников со всех мест России и зарубежья. И чудный храм, в котором мы были у мощей преподобных, и замечательное богослужение. Конечно, еще раз скажу, вновь и вновь мысль посещает каждого, кто бывает там: нужно сделать все, чтобы Россия развивалась; чтобы никогда в России некоторые ее сыны (грешные сыны) не смогли бы увидеть в других сынах врагов и не стали их преследовать.
В этом году Господь снова сподобил меня с паломниками Ставропольской епархии побывать на Валааме, в Санкт-Петербурге, Кронштадте и в монастыре на острове Коневец. Действительно, это удивительная поездка, тоже стояли прекрасные летние дни. Мы были у матушки Ксении Петербургской, служили молебен на Смоленском кладбище, были у Иоанна Кронштадтского, в монастыре на Карповке, где он похоронен, и в крипте нижней части храма (место захоронения) служили также молебен, рассматривали его личные вещи (небольшой музей находится прямо при этом храмике). Также были в великом Исаакиевском соборе и в других интереснейших местах.
Кронштадт для нас, верующих людей, знаменит по памяти о великом подвижнике, отце Иоанне Кронштадтском. Правда, сейчас Андреевский собор, в котором он служил, еще не построен. Камень в основании будущего собора уже как бы стоит, есть и проект, и некие согласования с городскими властями, есть оргкомитет по строительству. Надеемся, что собор все-таки будет построен.
Мы были в квартире отца Иоанна. Там, насколько возможно, воссозданный интерьер, личная мебель, которую смогли найти, некоторые личные вещи, портреты, иконы. С балкончика он выходил, благословлял народ и выслушивал просьбы народа, который собирался у квартиры или сопровождал его всегда (не только сотни, но тысячи людей), и он успевал раздавать тысячи рублей при этом. Как он исповедовал, описывают современники: он не мог каждого исповедовать отдельно, разве что когда к нему приходили на личную беседу. Он называл грехи, а люди выкрикивали свои грехи, и он читал разрешительную молитву, потому что за огромным стечением людей он был не в состоянии каждого исповедовать. Это было просто невероятное всенародное покаяние людей, которые приходили к отцу Иоанну.
Конечно, мы посетили дом призрения, где он собирал нищих и убогих, сам лично туда ходил. Там было местечко (это же был портовый город), где находились не только нищие, но и преступники, мошенники, люди, опустившиеся во всех отношениях. Он вытаскивал особенно детей из этого страшного места и пытался дать им работу, обучение, дать им жизнь.
Затем мы были в Морском Никольском соборе города Кронштадта, который недавно возрожден трудами Святейшего Патриарха, Министерства обороны, трудами Светланы Медведевой, насколько мы знаем. Конечно, это невероятное величие. Это копия Софийского собора в Константинополе, лишь на несколько метров он ниже. Как говорят, архитектор не дерзнул превысить размеры Константинопольской Софии, хотя там сейчас, к сожалению, музей и мечеть, но все-таки здание сохранилось.
Конечно, это величие нашего храмостроительства, это величие нашего Военно-морского флота, это главный храм Военно-морского флота России. Недавно мы вспоминали четырнадцать погибших военных моряков (Царство им Небесное!), как раз в этом соборе митрополит Варсонофий Санкт-Петербургский совершал их отпевание и поминовение поименно. Там проходят парады военных моряков, там вручают морякам погоны, когда они оканчивают военно-морские училища, там проходят другие мероприятия. Удивительный памятник стоит на площади.
Я видел фотографию, когда очень много (может быть, тысяча) моряков в одинаковой форме стоят в храме, и это что-то удивительное – море белых рубашек с воротниками; моряки стоят, держа в руках фуражки, на молитве в Морском соборе. Старший священник этого собора, архимандрит Алексий, является военным священником всех верующих моряков, а также заместителем председателя Синодального отдела нашей Церкви по Вооруженным силам. Он нас принимал, мы служили тоже молебен, потом поднялись на хоры, пели песнопения. Конечно, удивительный Кронштадт, и понимаешь размах не только Русской Православной Церкви, а размах нашей страны, Вооруженных сил, пребывая в Кронштадте, Санкт-Петербурге и слушая рассказы о том, как это было воссоздано Петром и его последователями, императорами, военными, русскими людьми на северных рубежах нашей страны.
Записала Светлана Тодосейчук
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 19 апреля
День ангела. 19 апреля
Церковный календарь 19 апреля. Преподобная Платонида Сирская
Евангелие 19 апреля. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине
Читаем Апостол. 19 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!