Экология

28 марта 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3

На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Алексий Крылов, настоятель храма Рождества святого Иоанна Предтечи - “Чесменского”. Передача из Санкт-Петербурга. Эфир 28 марта 2014 г.

 

Добрый вечер, дорогие телезрители, в эфире телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой». Ведущий Михаил Кудрявцев.

Сегодня у нас в гостях настоятель храма Рождества святого Иоанна Предтечи - “Чесменского храма”  протоиерей Алексий Крылов.

Здравствуйте, батюшка. Прошу Вас благословить наших телезрителей.

 

- Господь да благословит всех нас в этот вечер.

 

- Наша сегодняшняя тема «Экология».

Наступает весна, сходит снег, и все мы наблюдаем ужас состояния экологии нашего города. И все же почему Вы предложили темой нашей сегодняшней встречи разговор об экологии?

 

- Хотелось бы начать с того, что весна – время приближения Пасхи, и вся тварь славит Творца. Надо понять, как это связано с экологией? Связано напрямую, литургически, православный человек должен свою жизнь строить именно литургически, евхаристически. Бывает, что человек богословски устремлен в Небеса, но не может общежительно организовать свою жизнь. Может быть, это про нас.

 

- Экология – это наука о взаимодействии живых существ на планете?

 

- «Экос» происходит от греческого слова «οἶκος» - дом. Например, есть церковная экономия – домостроительство нашего спасения. Мы должны думать о мире как доме. Сейчас мы теряем исконные смыслы понятия «дом». Нет жизни цельной, в единении с природой.

 

- Сейчас задачами экологии считается в основном благоустроенность окружающей среды, и часто говорится о том, что экология ухудшается, становится хуже.

 

- Экология как термин – это наука об окружающей среде. В английском языке существует другое слово для обозначения «защиты окружающей среды», действий, направленных на сохранение биологических видов, правильную переработку мусора и так далее.

 

- Может ли Церковь иметь официальную позицию по экологическим вопросам?

 

- Русская Церковь приняла прекрасный документ «Экологическая концепция Русской Православной Церкви», который очень меня вдохновил. В нем изложены и богословские основы отношений человека и мира, и описаны позиции, в соответствии с которыми могут действовать православные приходы.

Сейчас существует норматив, чтобы на каждом приходе существовал ответственный за социальную работу. Может быть, в будущем будет норматив и по экологической деятельности, пусть это будет по желанию один из ста храмов.

В Уставе Церкви написано, что наша задача – это молитва, поэтому для осуществления действий и акций, лучше, чтобы при приходе существовала отдельная организация. При нашем приходе Чесменской церкви создана «Балтийская экологическая экспедиция», можно найти ее сайт. У нас реализовано несколько проектов.

Мы занимались поддержкой охраняемых территорий: уборкой мусора, выезжая с нашими прихожанами и учениками Воскресной школы. Со студентами географического факультета Университета проверяли качество воды всех рек и речушек, впадающих в Финский залив.

Стараемся привлечь внимание к проблеме «ненужных» рек Санкт-Петербурга. «Мосты повисли над водами»: наше внимание к таким рекам, как Нева, Фонтанка, Мойка. А как, например, живут реки  Дудергофка, Красненькая, Волковка? Протекающая по территории Фрунзенского района Волковка, когда-то петляла, а теперь слита в бетонный желоб, проходящий позади гаражей, что попадает в нее? Разве от того, что у нас есть Нева и Фонтанка, мы должны превратить ее в сточную канаву?

За рубежом даже вокруг гораздо более мелкой реки, чем Волковка, устраивают парковую зону, строят ресторанчики, кафе, а у нас в Купчино одни бетонные дома-коробки, но ведь там люди порой живут всю жизнь.

Расскажу про проект, которым мы занимаемся более года. Мы научились работать со школьниками. Мы знаем, как заинтересовать ребят экологией. У нас около двадцати школ в Ленинградской области, где по нашей методике работают кружки. Первый годовой курс назывался у нас «Исследователи природы», мы собирались и подводили итоги каждый три месяца в прекрасных приходских помещениях Чесменского дворца. Школьники самого  разного возраста выступали с научными докладами. Годовой семинар проходил в Русском Географическом обществе. При факультетах обычно существуют Малые факультеты для школьников, которые хотят туда поступить. У Русского Географического Общества нет Малого Географического Общества.

Когда-то была эпоха Великих географических открытий. Само Русское Географическое Общество было создано в России в середине XIX века для «средних» географических открытий, описать наши дальние земли, открыть какие-то богатства. Но появляется и время малых географических открытий. Возле каждой сельской школы есть полянка, на которой кто-то живет, ручеек, просто красивое дерево. Школьники должны работать с этим, защищать полянку и ручеек, смотреть, как там живут зверушки.

Сейчас мы открываем проект дистанционного обучения. Может быть, название звучит привычно, но его актуальность от этого не становится меньше «Знай и люби свой край». Дистанционными методами мы можем работать со всей Россией, и если в какой-то епархии будет храм, занимающийся экологическими вопросами, он сможет стать центром для школьных кружков своего  региона.

Пока экология воспринимается как протестная, это несколько неправильно. XXI век – время, когда мы собираемся вместе. Сейчас нет людей, которые были бы против экологии, есть те, кто не понимают. Русская Православная Церковь могла бы собирать наш народ вокруг этой темы, имеющей и богословское значение.

 

- Вопрос телезрительницы из Санкт-Петербурга: Встречается ли Ваша организация с представителями власти нашего города, и поднимаете ли Вы на этих встречах вопросы о строительстве очистных сооружений?

 

- В минувшую среду я был на коллегии районной администрации своего Московского района, где выступал. Накануне мы ездили смотреть современный технологический мусороперерабатывающий небольшой заводик. Маленький, но с современными технологиями. Сейчас весь мусор просто вывозится на полигон, тогда, конечно, образуется метан, возникает возгорание, которое тушить невозможно.

Все за то, чтобы эти современные технологии распространялись, но мы плохо справляемся с  нашей повседневной жизнью, плохо организуемся. Построенный завод по переработке мусора производит и топливные брикеты, и выделяет металл, и полиэтилен. 80% мусора возобновляемы, 20% подлежит захоронению.

Должно быть трехстороннее взаимодействие: правильная деятельность правительства: бюджет и организационные меры, современные технологии переработки мусора и третье – это поддержка населения. Все зависит от нас, если мы будем выбрасывать мусор куда попало, ничего не получится.

 

- Вопрос телезрителя из Воронежа: Мои родители жили в Хоперском заповеднике. Сейчас у нас продвигается так называемый никелевый проект. Хотя существует позиция Церкви, заявленная в феврале 2013 года, лично я как православный христианин, миссионер-доброволец одного из храмов Воронежа, не получаю необходимой поддержки. Спасибо за то, что телеканал «Союз» поднял столь актуальную тему. Спасибо отцу Алексею за то, что ему удается достигать реальных результатов.

 

- Как я уже говорил, мы должны занять правильную позицию. Церковь не может впрямую заниматься вопросами, как  строить мост или комбинат, требуются сложные, многосторонние экспертизы. Экспертизы, действительно, могут быть заказными, не отвечающими действительности. Надо постараться придать этому здоровое звучание, не один лишь протест, необходим баланс интересов. Решение принимают государственные органы, но задача общественной организации, чтобы это было гласно.

Надо понимать, что пока экологические организации – три отважных человека, решивших, что они против. Скорее всего, они не добьются успеха, потому что директора этих комбинатов могут быть «в дружбе» с администрацией. Когда позицию занимает целый приход, как доброжелательный участник этого процесса, это хорошо, потому что администрация знает батюшку, а ситуация приобретает осмысленное звучание.

Важно, чтобы были священники, у которых есть желание и время заниматься экологией. Ведь экология не магистральный путь в Церкви, но Церковь должна участвовать в различных взаимодействиях с общественными, государственными, муниципальными организациями, тем более что общее благословение Церкви есть в том документе Русской Православной Церкви, о котором я говорил.

 

- Когда Вы говорили о «ненужных» речках Петербурга, сразу возник вопрос, почему такое отношение к природе  стало нормой и не считается грехом, и почему об этом  не говорится в церковных проповедях?

 

- Проповедь у нас о Христе, но из нее мы можем строить свою позицию в окружающей жизни, будь то в образовании, экологии или работе с молодежью. Такая сложность есть в нашем богословии. Мы люди Нового времени, то есть времени, наступившего после эпохи Просвещения. Эпоха Просвещения нанесла Церкви большой урон не только потому, что появился атеизм, богоборчество, но мы сами используем понятия и слова той эпохи, позволившей сотворить все это с Церковью.

Приведу такой пример. Слово «религия» - конечно, можно сказать, что это древнее латинское слово, но, на  самом деле, это слово эпохи Просвещения, эпохи энциклопедистов. Когда говорится о самых разных религиях, и через запятую «христианство». Надо смотреть не с отвлеченных рационалистических позиций, а изнутри, из собственных убеждений, и тогда религия – слово неудачное. При этом мы живем по закону о религиозных организациях. Также и слова «организация» или «общество». Все это идеи эпохи Просвещения, реализовавшиеся в нашей жизни. То же и понятие «природы» - оно просвещенческое.

Раньше природа была для него тем, в чем он жил, хищническое отношение к ней было невозможно. Господь, дает Адаму не власть над природой, но призывает его быть садовником, и это также и наше призвание – быть садовниками, теми, кто заботится о природе.

Не так давно мы вспоминали изгнание Адама из рая, и, как поется в стихирах, солнце не хотело давать света изгнанному Адаму, и животные противились ему, но по повелению Божию пошли вслед за ним в земную юдоль.

В советское время был лозунг «Взять богатства природы – наша задача», то есть грабить, разрывать землю, которая ранее воспринималась как «земля-кормилица». Или те же «ненужные» реки: когда строили Купчино, что было в головах у архитекторов? Равнина, коробки, речка мешала. Сейчас мы понимаем, что без речки невозможно. Но когда в это же время строили в Америке, там строили город-сад, у них было иное в головах.

 

- Почему при нравственной деградации Запада экологические задачи у них решаются лучше?

 

- Все люди – братья, у нас нет чужих. Лучше не критиковать, а задуматься, каково православное вдохновение красоты, которое может сохранить и превратить Россию в цветущий сад. Нам есть чему учиться в устроении того же города-сада у Америки, хорошо брать лучшее в хорошем деле.

 

- Вопрос дьякона Владимира из Испании: Чем можно ответить на дух потребительства и гедонизма?

Хотел бы дополнить вопросом о домашних животных, содержание которых кем-то превозносится, а при этом существуют целые фирмы, где они содержатся в ужасных условиях?

 

- Потребительство, гедонизм – современная проблема. Теперь потребляется все: и красивый вид, и духовность, и другой человек.

Все животные у нас поделены на три разряда: радость, гадость и обед, как сказано в одной детской книжке. В нашем храме есть своего рода экологическая икона «Всякое дыхание да хвалит Господа». Прежде всего, это, конечно, икона «Рождества Христова». Господь приходит как Спаситель человечества, но Он Спаситель и для всякой твари. Поскольку, как пишет апостол Павел, всякая тварь стенает и мучается и доныне, чает своего восстановление вслед за человеком, рядом с ним и через него. В клеймах этой иконы есть изображение того, как Адам нарекает имена животным. Пока они не наречены именами, они изображены черно-белыми, после наречения имен, изображаются в цвете. Есть изображения того, как животные служили человеку, пророкам и святым. Животные принимали благословения от святых. У нас есть святые Фрол и Лавр, святой Симеон Столпник, вытащивший сучец из глаза змея, и змей был ему благодарен. Прекрасная история служения льва Герасиму Иорданскому. Лев вырыл могилу преподобной Марии Египетской. Это космическое, литургическое благословение мира и животных, а не потребительское, как «моя радость».

 

- Вопрос телезрителя в группе ВКонтакте об обычаях в православии во время праздника Рождества срубать и ставить елки, а на Троицу – березки. Как относиться к этому?

 

- Думаю, что большого ущерба в этом нет, а вот для производства полиэтиленовой елки, может быть, требуется спилить полгектара леса. В экологии есть понятие «след»: сколько затрат требуется для возвращения к первоначальному состоянию природы. Сейчас специально выращивают елочки, чтобы они радовали людей на Рождество и Новый год. Хотя где-то надо защищать деревья. За нашим храмом растут елки, и пока они были маленькими, мы их охраняли.

 

- Вопрос телезрительницы из Московской области: Мне жалко, что в городе нет бабочек, потому что по указу правительства газонокосилками косят траву, вместе с которой гибнут полевые и луговые цветы, источники питания бабочек и шмелей. Наши дети после покосов видят скудно поросшую голую землю. Может ли православная общественность повлиять на наши власти, чтобы во время цветения цветов, в городах не работала газонокосилка?

 

- В решении этого вопроса надо находить баланс. Где-то нужно, чтобы были луга и бабочки. Думаю, что существование бабочек в городах связано не только с газонокосилками, но с общей экологической обстановкой в городах.

Как лучше сделать в городе парк, зеленую зону, знают специалисты. Мнение общественности очень важно, важна инициатива. Надо обратиться в местное садово-парковое хозяйство.

 

- Возникает вопрос: может быть, нам надо собираться и двигаться ближе к природе: из города на периферию?

 

- Я желаю всем быть людьми, которые могут обрести свой дом. Надо ездить по своей стране.

 

- Почему существует представление, что поездка в деревню – это полный отрыв от цивилизации?

 

- Цивилизация сейчас не всегда со знаком плюс. Русскую деревню бесконечно уничтожали, поэтому, может быть, не хватает вдохновения. Мы чаще видим картины опущенности и распущенности. Может быть, нас ждет новая волна: из города в деревню. Сейчас в деревнях много священников, которые раньше жили в городе, и теперь вокруг них собраны другие люди, и это сила, которую можно использовать для преображения.

 

- Если вспомнить формулу «Чисто там, где не мусорят, а не там, где чисто убирают», как можно настроить на это людей?

 

- Откуда в России грязь? Это следствие нашего рабства. Мы хорошо знаем, что в христианстве, как говорил апостол Павел, нет ни иудея, ни эллина, ни свободного, ни раба. Все братья. Но, видимо, не во всем удалось на Руси преодолеть рабство. Мы знаем, как долго у нас сохранялось крепостное рабство. Рабство было в советское время. Сколько было люмпенов, приехавших в города, которым «дали» комнату или квартиру. Не он сам построил, а получил, для него нет ощущения своего дома, своих корней, поэтому он не будет все это беречь. Раб лишь мечтает стать господином, поэтому он не будет убирать за собой. Если же вы ощущаете себя среди равных, то не будете ждать, что кто-то будет убирать за вами мусор. Даже курение на улице – это было революционное, пролетарское «самоутверждение». Когда в душе не будет рабства, никто не будет бросать мусор прямо на улице.

 

- Наша передача заканчивается. Прошу Вас благословить наших телезрителей и сказать им на прощание несколько слов.

 

- Мы должны понимать свое призвание к тому, чтобы быть садовниками, заботиться о нашем младшем брате. Протянуть руку нашей помощи – настоящая богословская, православная позиция. Призываю всех вас приходить в воскресение в храм, молиться и чувствовать полноту бытия, как все творение стоит во страхе и любви Божией.

Благословение Божие да пребывает со всеми вами.

 

     Расшифровка: Юлия Подзолова.

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы отвечает настоятель храма во имя святой великомученицы Варвары в поселке Рахья Выборгской епархии священник Олег Патрикеев. Тема беседы: «Как увидеть свои грехи».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать