Дух дышит где хочет

9 февраля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Александр Лыков, член Епархиального отдела по делам молодежи, настоятель Троицкого храма г. Электроугли Московской области. Передача из Москвы.

 

— Тема нашей передачи: «Дух дышит, где хочет».

Отец Александр, в начале передачи хочу спросить, как Вы пришли к вере?

 

 — В юности нам удаются многие вещи: в плане учебы, спортивных достижений. И думаешь: какой ты молодец, как все хорошо получается! Летишь вперед и особо не осматриваешься по сторонам. С возрастом, с жизненным опытом, когда начинаешь немного осмысливать свою жизнь, воспринимаешь все по-другому. Я, во всяком случае, пришел к тому, что есть две мощные силы, которым мы обязаны тем, что мы именно такие, какими являемся в данный момент: Господь, дающий нам таланты и дарования, и родители, сродники по плоти, которые на протяжении многих поколений трудились не только над нашим внешним видом, но и над формированием нашего мира внутреннего.

Давным-давно я считал, что человек приходит в мир, как белый лист: он абсолютно чист — и по мере постижения жизни, общения с людьми, получения образования на этот лист что-то записывается. Когда становишься старше, понимаешь, что многое уже «записано» до рождения нашими близкими. В молодости у меня сложился образ священнослужителя как степенного человека, обязательно с животиком. Возможно, это было навеяно картинами русских художников, «Чаепитие в Мытищах», например, можно вспомнить. Но когда я стал входить в церковную жизнь, то встретил очень разных священников: и подвижных, и степенных, и обладающих искрометным чувством юмора, и его напрочь лишенных. Я понял, что все это не вполне наша заслуга. Мы можем только потрудиться в процессе жизни над тем, что нам дано. Меня как ни учили музыке (я закончил восемь классов музыкальной школы, играл на фортепиано) — ничего не вышло. Но у меня есть знакомые батюшки, которые нигде специально играть не учились, но прекрасно импровизируют. Мой дедушка по маминой линии, Александр Степанович, замечательно владел семиструнной гитарой, хотя тоже образования соответствующего не имел. Мне, к сожалению, не хватало усидчивости. Я брался за дело и думал, что все сразу должно получиться, а, оказывается, нужно трудиться, да еще не пять и не 40 минут в день, а два часа. Боюсь, что свою неусидчивость я передал своим детям. Моя супруга Людмила Александровна говорит, что «это все папины гены».

Основу моей веры заложили папа с мамой. Они родились в 1937 году, в непростое для нашей страны время: это был пик репрессий, расстрелов. Как они тогда встретились в большой Москве, не представляю, но оба были верующими. Мы с сестрой дети поздние, появились, когда родителям было под тридцать: мама до этого защищала диссертацию, и ребятишками заниматься было некогда. Практически до семи лет я жил в достаточно замкнутом пространстве, мой внутренний мир формировался в семье. В то время рождаемость была высокая. Меня записали в детский садик, но очередь моя подошла, только когда я учился уже во втором классе школы. Родители работали, а я сидел с нянечками.

 

— Вопрос от телезрителя из г. Нефтекамска: «Возле храма стоят люди, собирающие деньги на выпивку, нередко ругаются матом. Я к ним неоднократно подходил, делал замечания, но все впустую. Как поступить?».

 — Паперть и прихрамовая территория — место, где неимущие всегда имели возможность получить средства на жизнь. Понять, что у человека за душой, действительно ли он нуждается или просто отрабатывает какие-то трюки (ведь есть и профессиональные попрошайки), невозможно. У нас такого безобразия, о котором Вы говорите, нет, но определенные люди тоже стоят.

Недавно в нашем приходе пропал человек. У него были какие-то психические отклонения, на протяжении долгого времени он работал в храме дворником, питался там же. Жил с родственниками в городе, приходил рано утром, уходил поздно вечером. Александра (так его звали) посадили в машину буквально у нас на глазах, какая-то женщина цыганской внешности его торопила, а он звал народ поехать вместе с ним «работать». И  произошла эта история около полудня, месяца два назад. Автомобиль стоял прямо возле ворот храма. Из церкви Александра вывела другая женщина: видимо, у них уже была договоренность. И человек пропал. Свидетели сообщили обо всем в полицию. Кого в этом винить, не знаю. Однако после того как я подошел к нашим «просящим милостыню» и сказал о своих подозрениях, что в исчезновении Александра есть их вина, они перестали приходить к церкви. Не хочу никого обидеть, но люди, стоящие при входе на прихрамовую территорию, возможно, собирают информацию о прихожанах. У нас были случаи, когда по наводке к старушкам домой наведывались организованные преступники.

Если рассматривать данный вопрос, решая, кому подавать,  Вы живете в городе и прекрасно знаете, кто нуждается: есть многодетные семьи, пенсионеры, у которых нет родственников. Помощь может быть адресной, если Вы будете давать не тем, кто просит (ведь есть люди, которые не могут перейти эту грань), а тем, кому это просто нужно.

К людям, о которых Вы рассказали, попробуйте выйти всей общиной, попросите как-то по-хорошему удалиться. Все-таки это работа не наша, а полиции, ведь она охраняет порядок. Храм — публичное место, туда ходят и дети, и если там такая обстановка, естественно, многих людей это смущает. Нужно любые проблемы решать мирно, спокойно, с любовью и терпением. И помолиться об этих несчастных, чтобы их вразумил Господь.

 

— Телезрительница из Московской области: «Вопрос от моей пятилетней дочери: «Кто такой Святой Дух, и какое место он занимает в иерархии: Отец, Сын, Святой Дух?». Если можно, по аналогии с семьей (главный — папа, дальше идет мама, затем старшая сестра, она и ее младший брат): так она поймет».

 — Вы сами дали мне хорошую подсказку, поэтому я за нее с удовольствием ухватываюсь. С точки зрения православной семьи, папа, действительно, должен взирать на Христа, мама — на мужа, дети — на родителей. Слава Богу, мои дети пока таких вопросов не задавали, но теперь я озадачусь этим.

Дух невидим и непостижим. Как объяснить это ребенку? Дунуть, чтобы он почувствовал, и сказать: «С одной стороны, это же я дую, но если ты попробуешь взять этот ветерок в ладонь, ты не сможешь этого сделать. Но очевидно, что он есть. Дух помогает нам в жизни получить верное направление. Река не течет, куда ей вздумается. Мы, родители, и вы, дети, — мы все можем воспринимать это веяние Духа. Нам Он помогает в вашем воспитании». При этом необходимо сказать, что духи могут быть различными, от Бога (Святой Дух) и не от Бога, чтобы малыш имел и об этом представление. Когда дети послушны — их ведет Дух Святой, но как только на замечание, просьбу мамы или папы они реагируют отказом, капризами, то понятно, что их в сторону начинает уводить другой дух. Родители — законодательная власть, а дети — исполнительная.

 

 — Вопрос от телезрительницы: «Я начала ходить в церковь недавно. Возле батюшки всегда собирается много народа, но есть человек, который всеми руководит, хочет постоянно быть на виду,  а остальным это не нравится. Как быть:  поменять приход?».

 — Может быть, сказать обо всем самому человеку? Священник не может этого не замечать. Еще отец Глеб Каледа писал в своей замечательной книге о семейной жизни и о пути священника, что вокруг батюшки обычно создается некий круг, его почитатели, охранители, зачастую матушки, но бывают и мужчины.

 Мы в начале передачи говорили, что что-то в нас уже заложено. Есть люди-лидеры: они, может быть, хотели бы быть священнослужителями, но у них не вышло. Бывает так, что они встают между батюшкой и прихожанами, которые до священника дойти, к сожалению, не могут. Этот человек мягко отодвигает всех в сторонку и говорит: «Батюшка устал, очень занят и так далее». Хотя время у священника может найтись, порой достаточно человеку уделить пять минут, потому что ему нужно доброе слово, важно подержать за руку, сказать: «Не волнуйтесь, не бойтесь». Или подарить книжечку, спросить, какие сложности с молитвами.  Потрясающие издания выходят, нет в этом недостатка.

Подойдите к своему батюшке и задайте вопрос, как Вы задали его сейчас в прямом эфире. Он лучше владеет ситуацией. Я бы отреагировал так: человеку, который пытается постоянно быть на виду, дал бы послушание в котельной, в трапезной. Если он не глупый, то поймет, что перемена послушания священником исходит не из того, чтобы в чем-то ущемить, а чтобы мягко показать, что нужно остепениться.

Сейчас эта тема крайне актуальна. Я с радостью слушал последнее выступление Патриарха, в котором он раскритиковал невежливость в храме к прихожанам. Понятно, что писаного кодекса нет, хотя в Свято-Тихоновском институте, где я учился, у нас был замечательный предмет «Практическое руководство пастыря», где нам, еще не ставшим священниками, но готовящимся к этому шагу, говорили о том, как внимательно, бережно надо относиться к каждому приходящему в церковь. Эти лекции вел отец Владимир Воробьев, приводил много примеров из своей жизни, из практики других батюшек. Я навсегда запомнил, как священнослужитель остановил службу, когда прихожане выгнали из храма женщину, которая, как им показалось, была дурно одета, вышел из алтаря и побежал за ней в полном облачении, догнал и вернул. Тот замечательный случай, когда священник бросает 99 овец, как говорит Господь, и идет за одной, которая может заблудиться.

Я сам встречал около десятка людей, которые, столкнувшись с хамством, недобрым отношением в церкви, десятки лет не переступали порога храма. Многие люди приходят в церковь на грани отчаяния. Расскажу, как в храм пришла моя супруга. Она тогда не была верующим человеком, училась в восьмом классе. Произошла драматическая внутрисемейная ситуация, что-то случилось с дедушкой. Только-только вновь открылся Новоспасский монастырь (а она жительница Пролетарского района), начало 90-х. Жена обратилась к своей лучшей подруге за советом. Та тоже была совершенно нецерковным человеком. Она сказала: «Иди к монахам, недалеко открыли монастырь — сходи. Там тебе все скажут». И моя супруга, в брюках и полупрозрачной кофточке, без платка, пошла в обитель. Так получилось, что первым ей встретился наместник монастыря, тогда еще архимандрит, Алексий Фролов, который впоследствии стал архиепископом Костромским и Галичским. Он недавно ушел из жизни. Прибежала она растрепанная, в слезах, видит, что идет человек в облачении, — и стала говорить ему про дедушку. Я не знаю, что отец Алексий ей тогда сказал, но он нашел несколько минут для разговора, приласкал, пригласил на службу, спросил, как зовут дедушку и бабушку, у которых произошел серьезный конфликт, пообещал молиться. Он не сделал ей ни одного замечания по поводу внешнего вида. Людочка пронесла через годы теплые чувства к батюшке Алексию. Я даже по-хорошему ей завидовал: это были отношения любящего отца и дочери, причем дочери младшей: она ему постоянно какие-то вопросы задавала. Что значит первая встреча с человеком! А ведь могло быть совершенно по-другому. Ее могли в монастырь не пустить, сказать, что некогда, идет служба и так далее. И вход в храм на долгое время для нее, к сожалению, был бы закрыт.

 

—  Вопрос от телезрительницы: «Мой родственник выбросился из окна. Я верующая и знаю, что его отпевать не будут. Я могу почитать по нему дома Псалтирь?».

— Ситуация в этом случае неоднозначная: нельзя ответить категорическое «нет» в плане отпевания. Я поясню. Дома Вы можете делать все, что угодно. Естественно, за близких нужно молиться. В храме действительно есть ограничения, но сейчас существует такое положение: если человек покончил жизнь самоубийством в состоянии психического расстройства (стоял на учете в лечебнице), то таким людям, по благословению правящего архиерея, в отпевании не отказывают. Их шаг был не сознательным вызовом Богу и обществу, шагом отчаяния, а был продиктован болезнью. Если же человек был в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, долго болел и решил свести счеты с жизнью, то отпевание невозможно. Есть молитва утешения родственников, и любой священник может прочитать ее вместе с родными самовольно оставившего жизнь.

 

— Звонок телезрительницы из Москвы: «Я православный человек, сестра же много лет занимается астрологией. Вижу, что ей это очень мешает, пытаюсь донести до нее мысль, что ее душе вредит такая деятельность, но она меня не слушает. Чем я могу ей помочь?».

— Вопрос тяжелый, сюда же можно отнести ситуацию, когда родственники или друзья попадают в секты. Мы об этом отчасти говорили ранее, отвечая на вопрос пятилетней девочки. Дух дышит, где хочет — и человек бывает ведом по жизни разными духами. Если человек углубляется в такие сферы, как астрология, магия, он отходит от Бога дальше и дальше, в такие дебри, из которых выйти крайне сложно. Я не сторонник насильственных путей. Можно отнять у нее какие-то книжки, сжечь — она приобретет новые. И кроме конфликта ничего не получится.

Когда мы не можем повлиять на ситуацию напрямую, приходит время приложения замечательного дара каждого человека — молитвы. Могу сказать на примере своих близких, что один человек из моей семьи во время определенных трудностей взял на себя обязательство каждый день читать акафист перед иконой «Неупиваемая Чаша». И делал это на протяжении длительного срока, не надеясь, что ситуация поправится мгновенно. Господь не насилует человека, в том числе занимающегося астрологией. Он хочет, чтобы каждый был спасен. Но против воли эти вещи не делаются. Поэтому Господь будет долго, сколько нужно ожидать обращения человека. Но в отличие от сил зла Он никогда не ворвется в человеческую жизнь. Нам, по-видимому, тоже надо руководствоваться такими принципами. Молясь о человеке, Вы никаким образом его свободы не нарушаете.

 

— Вопрос от телезрительницы: «Девять месяцев назад повесился мой сын. Он стоял на учете в психиатрической больнице, у меня есть справка. Недалеко от нашего дома есть храм, ходили к батюшке, он сказал, что ничего не может сделать; в епархиальном управлении тоже ответили, что наш вопрос нерешаем».

— Буквально несколько минут назад я на этот вопрос отвечал. По всем храмам Русской Православной Церкви Владыка рассылал циркуляры, специальные документы, в которых говорится о том, что если человек находился на учете в лечебнице, то, по благословению правящего архиерея, его отпевают.

Представьте Вашу справку в епархиальное управление. Если Вы туда звонили, и Вам ответили таким образом, не знаю, что сказать. Попробуйте подойти к другому священнику, может быть, дойти и до Владыки, записаться к нему на прием. Такие дела не решаются на местах батюшками — они решаются правящими архиереями.

 

— Телезрительница из Башкирии: «В ответе ли человек перед Богом за грех, совершенный во сне?  Мне приснился сон, в котором я совершила такое, чего бы никогда не сделала в реальной жизни. И второй вопрос: в седьмом стихе 20-й главы Откровения есть слова «Гог и Магог». Что это?».

— Гог и Магог — два противоборствующих народа, это из Откровений Иоанна Богослова. Найдите, пожалуйста, комментарии, например, Феофилакта Болгарского. Там гораздо лучше все объяснено, чем могу объяснить сейчас я, потому что мне нужно иметь текст перед глазами.

Насчет первого вопроса: думаю, за грехи во сне в такой степени, как наяву, мы с вами ответственности не несем. Господь смотрит на поступки людей, не на их сновидения.  Другое дело, если человек злоупотребляет чем-то перед сном. Говорят, что излишек пищи или эмоциональных впечатлений может вызвать плохие сновидения. Тогда мы будем виноваты, но не в том, что увидели во сне, а в том, что злоупотребили даром здоровья и свободы, которым мы с вами располагаем.

 

— Тема нашей передачи «Дух дышит, где хочет», а дышит Он даже в среде, не связанной с Церковью. Расскажите, пожалуйста, о музыкальном фестивале «Троица. Все Живое», который Вы организуете. Перед программой я посмотрел его сайт, и если бы не знал, что Вы являетесь соорганизатором, подумал бы, что это мероприятие светское.

— Основу моей веры, насколько вы помните, заложили родители. С раннего детства я видел молящихся папу и маму, благословляющих нас, детей. Тогда, в советское время! В 75-ом году, когда я пошел в школу, я впервые столкнулся с атеизмом. Не думал, что такое может быть в природе. С третьего-четвертого класса нас стали водить на атеистические лекции, где показывали каких-то трясущихся старух, храмы в темных тонах, снятые сквозь паутину, при этом вокруг обязательно летали галки или вороны. И диктор за кадром говорил: «Вот оно, это место, где плетут паутину!». А я думал: как же так, я живу в мире света, у меня замечательные родители, открытые родственники.

Я очень быстро ассимилировался: не потерял веру, но понял, о чем можно говорить, а о чем нельзя. После армии, в 1988 году, в 1000-летие Крещения Руси,  передо мной впервые стал вопрос: либо все оставить, как есть (в глубине души быть верующим, но жизнь свою не менять), либо наполнить содержанием то, что мне было дано, начать жить по Евангелию. Это было не сиюминутное решение, но я пошел по второму пути. Прочитав в первый раз Евангелие, я ничего не понял. Только то, что это повествование о предателях и последователях Христа. Но какое отношение это имеет ко мне — все это открылось гораздо позже. Я не думал тогда, что моя жизнь будет тесно связана с церковным служением, хотя допускал, что могу, например, помогать в алтаре в храме. Но Господь призвал меня к служению. Помогли мне тогда протоиерей Михаил Ялов, который взял меня буквально как кота в мешке, потому что он уже был благочинным в Электростали и в Ногинске. Ногинский собор тогда был отвоеван у раскольников, формировали штат, отец Михаил попросил своих знакомых священников представить кандидатов на рукоположение. Мне позвонил батюшка, который в институте учился на курс старше меня. Я был на третьем курсе Свято-Тихоновского института, на богословско-пастырском отделении. Владыка Григорий совершил дьяконскую хиротонию 30 ноября 1997 года, а через двадцать дней после этого Владыка Ювеналий рукоположил меня в пресвитеры. Помимо священнической деятельности, есть разные формы служения. По благословению отца Михаила я занимаюсь с заключенными в изоляторе временного содержания в Ногинске, отвечаю за работу с молодежью в благочинии.

У нас есть достаточно активная группа прихожан, которые имеют отношение к музыке, в том числе, руководитель группы «Тiтло». Мы познакомились с замечательным человеком Александром Боголаповым (группа «Новые дни»). С этой встречи и начался опыт организации фестиваля, тогда мы его назвали «Выход есть», не приурочивая ни к какой антинаркотической или другим кампаниям. Обратились в наш Дом культуры, дали возможность молодым людям услышать прекрасную музыку. Приехали коллективы, состоящие из верующих людей. Их было пять-семь. Ребята из Подольска во главе с диаконом потом перехватили инициативу - сейчас фестиваль проходит раз в год на подольской земле.

И мы подумали: раз это мероприятие мы потеряли, надо делать что-то новое. Познакомились на концерте группы «Сирин» с Андреем Котовым, подошли наобум, думали, он даже с нами не будет разговаривать. Известный человек, он мог бы сказать: «Мне некогда, у меня все расписано по минутам». Это казалось нам тогда невозможным. Мы знали, что он знаком с Сергеем Николаевичем Старостиным, с Леонидом Федоровым, что у него есть проект «Душеполезные песни» — и попросили реализовать его в Электроуглях. И вдруг он согласился. Затем мы встретились с Юлианной Волос, которая занимается профессиональной организацией концертов и как-то пригласила к нам грузинскую группу «The Shin», в переводе «Путь домой». Мы ничего особенного не делали, но на музыкантов фестиваль и прием произвели колоссальное впечатление. После концерта мы собрались за трапезой и общались. С организации разовых выступлений и начинался этот фестиваль, который отец Андрей Винник назвал «Троица. Все Живое». В наш престольный праздник Троицы мы его проводим, а «Все Живое» — это взято из научно-фантастической книги Клиффорда Саймака. В Интернете можно посмотреть наш сайт: www.3fest.ru. Там висит свежая информация. Пользуясь случаем, хочу выразить огромную благодарность Юрию Васильевичу Бусову, который поддерживает нас на уровне администрации нашего города. Потому что без его участия мы бы такой фестиваль не потянули бы.

 

Ведущий: Денис Береснев

Расшифровка: Арсения Волкова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать