Духовные размышления. «Иисусе, сило непобедимая…»

19 марта 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь протоиерея Артемия Владимирова об Акафисте Иисусу Сладчайшему.

Нередко нам, священникам, приходится вступать в общение с людьми светскими (хотя уже и не советскими), которые достаточно далеки от христианского просвещения, не читают Ветхого и Нового Заветов и поэтому руководствуются досужими суждениями о предметах духовных. Но и среди этих невежд, которые весьма условно, понаслышке судят о христианстве, редко встретишь человека, последовательно отрицающего бытие Божие. Это уж нужно дойти до совершенного безумия Ульянова-Ленина – человека, который осуществлял геноцид русского народа, – чтобы услышать слова, отрицающие Божество. Большей частью говорят: ну, батюшка, я верю, знаю, что есть какая-то сила, чувствую присутствие этой силы в окружающей меня жизни.

И знаете, хотя суждение вполне погрешительное: Бог ведь не только сила, не только разум, но и личность, Он внемлет нам, нас видит и слышит. Ему присущи и сила, и разум, в бесконечное число раз превосходящие наши человеческие способности. Тем не менее определенное рациональное зерно в суждении «вижу, чувствую, что существует какая-то сила» имеется. Потому что, рассматривая невооруженным глазом окружающий нас Божий мир, исследуя те законы, которые Создатель вложил в сотворенное Им естество, наблюдая за величественными картинами природы: за волнами, которые накатываются на берег, или ветрами, шумящими в ущелье, за необозримыми просторами небес мы, слабые, немощные создания, которых и от земли-то не видать, не можем не поражаться громадности величия творения.

И нам все время приходится размышлять, что же стоит за картиной Божьего мира, Кто им управляет, коль скоро его отдельные части взаимодействуют так слаженно. Ведь мы хорошо ведаем на собственном опыте, едва лишь человек начинает проявлять небрежение о собственном доме, как все расползается под его руками и потому необходимы постоянное внимание и контроль за нашим собственным хозяйством. Почему же этот мир выполняет ту задачу, которая перед ним поставлена, и Солнце не меняет своей траектории, и каждый раз приходит весна (чуть раньше или позже), а ее обязательно предваряют перелетные птицы? По многим признакам мы можем определить, когда наступит жаркое время года и земля, освободившаяся от ледяных оков, станет способной к плодоношению.

Бог воистину Источник силы, могущественной и непобедимой. В акафисте Иисусу Сладчайшему мы и обращаемся к Иисусу Христу со словами: «Иисусе, сило непобедимая!». Действительно, таков Он, наш Творец и Отец, Промыслитель Господь Бог, Вседержитель, Который, восседая на Своем нерукотворном Престоле, составленном из архангелов, серафимов и херувимов, дает всему жизнь и поддерживает бытие этого мира, промышляет о Нем как родитель о своем создании. И силе Его, по утверждению Священного Писания, несть числа. Бог воистину Всемогущ и Всеведущ, и каждое малое дитя или человек, поживший хоть сколько-нибудь в этом мире, интуитивно чувствует и признает в Господе Боге Всемогущего Творца. Едва мы слышим гром или видим, как молния рассекает небосвод, невольно втягиваем голову в плечи и приседаем, крестимся (по русской пословице), отдавая и воздавая Богу честь и славу, и силу, и державу.

Радуйся, сило непобедимая! Источником этой силы является Логос – Сын Божий, воплотившийся в последние дни всемирной человеческой истории и ставший Богочеловеком. Иисусом Христом, Спасителем нашим, Которого Его ученики видели и осязали и во всемогуществе Которого убеждались не единожды, а много раз, запечатлев свои наблюдения в евангельской истории. Действительно, вернуть человеку глазные яблоки, которых он был лишен (а именно об этом повествует евангелист Иоанн Богослов, говоря об исцелении слепорожденного), воскресить четверодневного мертвеца, тело которого уже распадалось на составные элементы и запах его тления уже не могли выносить иудеи, пришедшие в Вифанию оплакать Лазаря, – всё это свидетельства того, что Богу возможно всё. Для Него нет ничего невозможного. Христос – это сила непобедимая. Между прочим, Священное Писание так и именует Сына Божия – Премудростью и Силою Отца.

Конечно, и вне христианского учения, у учителей Востока, китайского философа Лао Цзы, в изречениях греческих мудрецов Сократа и Платона мы найдем много, по внешности весьма схожего с христианской моралью. Но что толку в проповеди Толстого или какого-то современного лжеучителя, коль скоро их слова не подтверждены силою? Единственное учение, посредством которого верующие получают воистину Божественную энергию, сокрушающую в нас греховные страсти и возрождающую добродетели, – это учение Христово, Его вечное духовное и Божественное слово. Для того Бог и стал человеком, чтобы, сразившись за нас и вместо нас с дьяволом, освободить падшую человеческую природу от невыносимой тирании, рабства, плена, в котором все мы оказались после грехопадения Адама, умножив его первородный грех собственным противлением воле Божьей.

Спаситель, как Бог Всемогущий, воскресил Свою человеческую природу, явился живым ученикам в третий день, как об этом предвозвещали и пророки. Взойдя к Отцу на сороковой день от восстания из гроба, Он ниспослал Божественную силу, благодать Духа Святого, апостолам. А через них и всем, кто по сей самый день, уверовав во Христа Искупителя, принимает Таинство крещения с намерением угождать Господу, исполнять Его слово и черпать силу в таинствах Вселенской Соборной Апостольской Церкви. Вот почему мы с такой радостью, бодростью обращаемся ко Христу со словами: «Радуйся, сило непобедимая!»

Собственными потугами, усилиями человеку избавиться от зла невозможно. Никто один на один не может выйти супротив сатаны, бесплотного духа, зараженного энергией отрицания и ненависти к Создателю. Но если мы Христовы, если мы ученики нашего Господа и облекаемся через таинства Церкви Божественной силы и благодати, то все нападки и попытки сатаны запять наши стопы, воспрепятствовать нам служить Господу Богу обречены на поражение, потому что каждый христианин в Таинствах крещения и миропомазания, исповеди и Причастия Святых Христовых Таин облекается в Божественное могущество. Апостол Павел образно именует его воинским вооружением. Чего только стоит броня правды и любви, которая закрывает наше сердце от раскаленных стрел лукавого духа!

Едва лишь христианин извлечет из ножен меч молитвы и слова Божия, как чуждые нам полки демонов обращаются вспять. Тем паче что этот обоюдоострый меч исходит из уст христианина, когда он с чувством, толком, расстановкой, с вниманием и великой верой призывает имя Основателя Церкви, молясь Христу: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного, помилуй нас, грешных!» Пояс воздержания, шлем надежды на Господа, сандалии благовествования мира – вот те посредства, та помощь, которую мы ощущаем в себе, становясь способными не только отгонять демонов от людей, но и утверждать в сердцах ближних начатки добродетелей.

«Радуйся, Иисусе, сило непобедимая!» – обращаемся мы ко Христу Спасителю, молясь, чтобы Он изгнал из нашего сердца уныние и печаль, раздражение и гнев, злую похоть и всякую нечистоту, гордыню и тщеславие; насадил семена веры, надежды, любви, кротости, мира, мудрости, долготерпения, благодарения и радости. Поэтому, дорогие друзья, никогда не будем впадать в малодушие и не будем устрашаться никаких опасностей, подстерегающих нас в этом мире. Бог есть сила непобедимая, и тот, кто носит в сердце своем имя Господа Иисуса Христа, будет благоуспешен, храним Богом и проживет свою жизнь во славу Его святого имени. Аминь.

Записала Маргарита Попова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​