Плод веры. Доцент кафедры психологии Российского православного университета Надежда Храмова. Ч. 2

24 августа 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
В чем недостатки современной системы образования и как в школах насаждается «идеология анархии»? Какова роль дошкольного воспитания в системе образования? На эти и другие вопросы отвечает психолог Надежда Храмова.

– В прошлой программе мы говорили о том негативе, который Вам видится в современной системе образования. В противовес этому Вы приводите определение того, как должна быть построена педагогическая деятельность: «Она лишь тогда успешна, когда направлена к ребенку как к целостной личности, затрагивает все духовно-нравственное пространство его души». Это возможно или это далекий идеал?

– К счастью, есть достойные учителя. Сейчас нет серьезных образовательных программ, но сохранилась традиция, особенно в педагогических училищах (это вообще база нашего учительства), где обращенность к ученику как к целостной личности сохраняется. Ученик рассматривается не как существо, которое ничего не знает, а как маленькая личность, которая пока что-то не знает, но на глазах учителя и с его помощью будет познавать мир, возрастать, и когда-то в ней расцветут заложенные дары и таланты. Некоторые педагоги совершают героические поступки, демонстрируют «акробатические этюды» педагогического творчества и даже по самым неудобоваримым программам обучают детей так, чтобы им все было понятно. Я знаю таких педагогов, и это, конечно, уникальные личности. Знаю и школы, где директор стремится сохранить свой коллектив и традиции обучения, дающие ребенку возможность чувствовать себя в школе, как в своей родной деревне.

– Вы говорите про московские школы? Может быть, нашим зрителям будет интересно услышать, что это за школы.

– Не только московские. Примеры не буду приводить, потому что это будет не очень корректно.

– В своих статьях Вы называете учителя миссионером. Почему именно такое сравнение?

– Учитель обязательно и миссионер, и апостол. В нашей традиции удивительным образом это сохранилось и, может быть, даже приумножилось в советское время, потому что на учителя была возложена большая ответственность. Учительство сопрягается с родительством, с родительской заботой о взращивании ребенка; учителю не безразлично, что ребенок думает, как он относится к своим сверстникам, к самому учителю. Педагоги могут выделять не очень успешных, но добрых детей с уважительным отношением, так как понимают, что не все может получаться, но важно, чтобы рос хороший человек. Такое отношение к ученику очень значимо, радость от этого украшает, обогащает школьный коллектив.

– Хотелось бы поговорить о дошкольном образовании. Вы пишете, что отношение к дошкольному возрасту как к «нравственной колыбели личности», к сожалению, утеряно. В чем это выражается и как исправить ситуацию?

– У нас этот возраст называется дошкольным, и живет ошибочная установка, что главная задача дошкольного возраста – подготовить ребенка к школе. Если в школе надо считать и писать, значит в детском саду и дома ребенка должны научить считать, писать, читать, а ведь это совсем не задача дошкольного возраста. Вообще это возраст детства, отрочество начинается с семи лет. Детство ценно само по себе, именно в нем закладывается фундамент характера, эмоциональная сфера, волевая направленность, но об этом мало говорится. С детьми надо больше «жить» в природе, в делах, в отношениях, в играх. Сейчас кажется, что игра – это несерьезно, хотя игра в детстве – это очень даже серьезно. Без игры человек повзрослеть не может. Если ребенок находится во взрослой среде и не имеет игр со своими сверстниками, взросление не наступает. В школе он будет учиться так, как он научился видеть, воображать, соблюдать правила в игре, как научился слушать старших. То есть целому комплексу неучебных навыков ребенок должен научиться в детстве, до школы. А научить читать и писать – дело школы. Ребенок и сам этим интересуется, но это не главная задача. Сейчас у нас, к сожалению, детей начинают именно натаскивать на школу, чтобы они прошли тест или еще что-то. А у ребенка наступает интеллектуальная дистония, его мотивация к обучению падает. Сейчас первоклассники идут в школу с очень низкой мотивацией к обучению: им уже сказали, что это очень страшно, нужно заранее научиться чему-то. У маленького ребенка еще не было психовозрастного переключения, еще нет психологических новообразований, а от него уже требуют скорости, как будто если он научится быстро считать до ста и обратно, то он будет успешным в школе. Ничего подобного. Дети читают 120 слов в минуту, а к пятому классу вообще не хотят учиться. Важно сохранить радость ощущения жизни. Ведь в школе та же жизнь, но по-другому, а детей разучили жить. Задача детства – погрузить ребенка в жизнь так, чтобы он жил полноценно именно как дитя. Сейчас, к сожалению, этого понимания нет.

– Вы пишете, что в детском возрасте естественная активность может быть направлена в один из психологических каналов деятельности, и разделяете разные типы деятельности. Расскажите нашим зрителям о противопоставлении развлечения и труда.

– Очень большая опасность заключается в том, что в начале перестройки трудовое воспитание убрали, сделали незначительным, а во главу угла поставили интеллектуальное развитие. Не понимается природная психофизиологическая особенность, которая заключается в том, что ребенок, не умеющий трудиться, не сможет потом осваивать большие интеллектуальные пласты. Если волевая энергия, или жизненная сила, которая дается человеку, не направлена в канал трудолюбия, то ребенок будет начинать что-то по интересу, но как только дело потребует волевого усилия и понуждения (а мы знаем, что это всегда происходит), ребенок будет это дело бросать. Распределение деятельностной активности, волевого усилия происходит именно в дошкольном возрасте. Важно понимать разницу между «хочу» и «надо», «необходимо», «полезно». Если до семи лет ребенок не научился делать то, что надо, а не то, что хочется, то это грозит тем, что человек может не раскрыть свои таланты и способности. Как двумя словами сказать про человека, хороший он или плохой? Говорят так: этот человек трудолюбивый, благодарный – полная характеристика. Если человек нетрудолюбивый и неблагодарный, это тоже полная характеристика. В нашей традиции умение трудиться всегда было очень позитивным фактором. Поэтому навыки самообслуживания, уборка класса – это не просто экономия средств, а один из факторов трудового воспитания. Когда ребенок находится в полной обслуге, он теряет радость. Русская пословица говорит: без труда и радости не бывает. Человек, который только развлекается, – это бесконечно депрессивный человек; человек, который трудится, – это человек, который умеет радоваться. В народе это очень хорошо знали.

– В одной из своих статей Вы пишете, что воспитание осуществляется в основном в семье, а образование – в школе. Как разграничить воспитание и образование? Что относится к одному понятию, а что к другому?

– В семье приоритетно воспитание, но родители ответственны и за образование. В школе приоритетно обучение и образование, но и воспитание должно быть. Эти два процесса неразрывны.

Если говорить о распределении ответственности, то, конечно, за те качества характера, с которыми ребенок приходит в школу, ответственна семья. Трудолюбивый ли ребенок, послушливый ли (если он непослушливый, значит он не может учиться хорошо, потому что не слышит инструкцию, не принимает ее), добросердечный или конфликтный (от этого зависят его отношения в классе). Школа же должна задавать нормы этих отношений, их нужно четко проговорить и обозначить еще в начальных классах.

Должно быть сотрудничество семьи и школы, но сейчас вообще не идет речь о сотрудничестве, и в этом заключается большая проблема. Правила задаются в школе, но будет ли ребенок их исполнять, принимать нормы коллективизма, послушания, трудолюбия, усидчивости – результат родительского труда. Нельзя возлагать ответственность за то, каков ученик, только на школу. Родитель должен обеспечить организацию выполнения домашнего задания, которое тоже является русско-советской традицией обучения. Сейчас многие говорят о том, что без него лучше, но это очень опасные разговоры, потому что домашнее задание – это закрепление материала и воспитание самостоятельности. Другое дело, что домашние задания должны быть такими, чтобы ребенок мог их самостоятельно выполнить. Но изначально он не умеет сам это организовать, особенно младший школьник, поэтому за организацию выполнения отвечают родители. Каждый имеет свои права и обязанности: учителя, родители, ученик, директор (администрация). Это целая система, которую хорошо бы сейчас воссоздать.

– В своих выступлениях и статьях Вы критикуете новые педагогические технологии. В чем, на Ваш взгляд, их недостатки?

– Гармоничное, или творческое воспитание (это всё формулировки советского времени) относится к одному и тому же – к воспитанию целостной личности. Цель советского образования была обозначена как воспитание творческой личности, над чем и посмеялся Фурсенко, как мы знаем. Цель современной школы – воспитание квалифицированного потребителя, как им было сказано в 2007 году на встрече в Селигере. Эта фраза, конечно, шокировала. Она есть в свободном доступе, и желающий может найти это в Интернете. Цель модернизации современного образования формулируется как взращивание квалифицированного потребителя. Это преступная цель, но она ясно озвучена, так как наше Министерство образования до последнего времени очень ориентировалось на Запад. Западное общество – это общество потребления, общество «конца истории», как сформулировал Фукуяма. Для нас это удивительно, наша национально-религиозная традиция – служение, любовь к ближнему. Цель Запада – воспитание потребителя, а наша традиция – это воспитание личности. О гармонически развитой, творческой, целостной личности говорит православный антропологический подход, который не ставит целью сумму знаний. Знания – лишь средство воспитания творчески саморазвивающегося человека.

– Вы упомянули о православном подходе. Не могу не задать вопрос, что такое православная педагогика? Существует ли такое понятие?

– Конечно, существует, и на своих психологических курсах, давая весь комплекс светских тем, я обязательно говорю об особенностях православной педагогики. Подходов к воспитанию за обозримое время развития педагогики несколько. Это отношение к ребенку как к чистому листу (tabula rasa), к доброму семени; это и отношение как к злому началу (для такого подхода характерна «удерживающая» педагогика западных средневековых школ). Православный же подход говорит о том, что ребенок содержит в себе как доброе начало, так и греховное. То есть ребенок – это не безусловно добрая личность, но и не безусловно злая личность, в нем есть ядро совести и ядро эго-влечения. Дело педагога, родителя – различать в каждом поступке ребенка то, что в нем ведет к умножению добродетелей, а что ведет к умножению страстного начала. Расширение пространства добродетелей и теснение греховных страстей – это и есть православная технология обучения. Например, ребенок решил задачу правильно и тут же посмеялся над другим – значит в нем назревает надмение. Надо спросить: «А что же ты посмеялся? Это злорадство». В каждый момент жизни, в каждой ситуации в ребенке что-то взращивается, и надо вглядываться в это.

Православная педагогика имеет идеалы – те, которые оставил нам Христос в Своих заповедях. Она позволяет учителю очень точно вести ребенка. В общепринятой системе сейчас идеалов нет, и учитель, в общем, растерян, потому что он не знает, каким нравственным ориентирам следовать, куда вести ребенка. Он как бы педагог (в переводе с греческого «детоводитель»), но куда вести детей, не знает. А христианская педагогика точно знает, куда вести: ум надо развивать, сердце надо делать добрым, волю надо делать трудолюбивой. Это общие слова, но православная педагогика – это не абстрактное понятие, не набор каких-то правил и установок, это сочетание христианских норм и деятельности конкретного православного учителя. Это не тот человек, который с помощью православных назиданий станет манипулировать и для него вера будет кнутом, которым он начнет «стегать» своих учеников. Православный педагог не будет всуе говорить ни о Боге, ни о каких-то православных сентенциях, а будет говорить об отношениях, о чувствах, будет сочувствовать, помогать, поддерживать. Только тот педагог, который сам предстоит пред Богом, может явить православную педагогику.

 

Ведущий Александр Гатилин
Расшифровка: Екатерина Федотенко

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 16 августа: 00:05
  • Вторник, 18 августа: 09:05
  • Воскресенье, 23 августа: 00:05

Анонс ближайшего выпуска

Панславизм – это часть истории или актуальное понятие? Кого ученые относят к славянским народам? Что нас объединяет? Какое значение имела православная вера для объединения славян? Рассказывает Михаил Тренихин, искусствовед, научный сотрудник Государственного заповедника «Царицыно», заместитель главного редактора интернет-журнала «Коллекция».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​