Чудеса в Евангелии

15 августа 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3

На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Константин Пархоменко, клирик собора Святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка. Передача из Санкт-Петербурга. Эфир 15 августа 2014 г.

 

- Добрый вечер, дорогие телезрители. В эфире телеканала "Союз" программа "Беседы с батюшкой". Ведущий - Михаил Кудрявцев.

Сегодня у нас в гостях клирик собора Святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка протоиерей Константин Пархоменко.  

Здравствуйте, батюшка. Прошу Вас, по традиции благословить наших телезрителей на начало.

 

- Здравствуйте, дорогие телезрители. Здравствуйте, Михаил. Господь да благословит всех вас милостью, благодатью, человеколюбием Своим.

 

- Наша сегодняшняя тема "Чудеса в Евангелии".

Господь говорит: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему. И, тем не менее, в Евангелии мы видим огромное количество чудес. Почему и для чего они нужны?

 

- Хочу поблагодарить Вас, Михаил, за то, что Вы выбрали такую тему. Протестанты часто обвиняют нас в том, что мы, православные, много говорим о своем богослужении, носимся со своим культом, какими-то каноническими обрядовыми моментами, много внимания уделяем Преданию, а Священное Писание как бы оставляем в стороне. Не изучаем его, не хотим ознакомиться с тем, каким был Иисус Христос, какие действия Он творил, и что это означает. Сегодняшняя наша передача отчасти должна восполнить этот пробел. Мы поговорим сегодня и о евангельских чудесах, и вообще о Божиих чудесах, совершаемых в нашем мире.

Действительно, в Евангелии мы встречаемся с огромным количеством чудес. В прежнее время, примерно до 50-х годов XX века, в западной библеистике чудеса Христа было принято объяснять особенностью мифологического сознания древнего человека. Говорилось, что как древним героям было принято приписывать чудеса, например, существует сборник "Чудеса Александра Македонского", так же точно чудеса приписывались и Иисусу Христу, чтобы подчеркнуть Его статус, божественность. Особенно популярна такая точка зрения была на стыке XIX-XX века. Как раз в это время Лев Толстой написал свое "евангелие", из которого он убрал все чудеса Христовы, то есть Иисус у него только учитель нравственности.

Более пристальное и тщательное изучение Священного Писания показало, что Христос действительно совершал чудеса. Поскольку я интересуюсь этим и преподаю в Духовной семинарии "Введение в Священное Писание" на сегодняшний день все крупные адекватные библеисты соглашаются с тем, что Христос действительно совершал чудеса. Чудеса, которые поражали воображение. Христос в каком-то смысле действительно был чудотворец, подкреплял Свое служение чудесами.

В Талмуде, иудейском предании, где упомянуто об Иисусе Христе, сказано, что Иисус был "великий колдун", который совершал какие-то чудеса. Мы помним обвинение в Евангелии в том, что Иисус творит чудеса силой князя бесовского Вельзевула. В то время обвинить человека в том, что он действует силой колдовства, было самое страшное обвинение. Как сейчас люди мгновенно реагируют на то, когда кого-то называют педофилом: это сразу враг, преследуйте, сажайте его; так в Древнем мире таковым было обвинение в колдовстве. Недавно я читал, как в Молдавии забили женщину, обвиненную в колдовстве, это сделали люди, у которых есть интернет, которые пользуются мобильными телефонами.

Библеисты говорят, что сохранившаяся в Евангелии деталь - иудейское обвинение, что Иисус изгонят бесов и творит чудеса силой князя бесовского - говорит о подлинности этого обвинения. Потому что евангелисты не могли бы придумать такое чудовищное обвинение и внести его в Евангелие, чтобы, не дай Бог, не дискредитировать Христа. Но так как это носилось в воздухе, так как иудеи так настраивали толпу, к сожалению, это было реальное, историческое обвинение.

Именно в ответ на это обвинение Спаситель бросил горькие и жесткие слова, сказав, что всякая хула простится, кроме хулы на Духа Святого. Иисус пришел осуществлять замысел Божий в этом мире, тот, кто препятствует этому, дискредитирует миссию Иисуса, тот, по сути, борется против Бога, хулит Духа Святого, который оживотворял и пронизывал собой всю деятельность Иисуса.

Христос, действительно, творил чудеса, и чудеса были важным элементом Его миссии, Его служения. В чем смысл чудес Христовых? Мы привыкли воспринимать, что чудеса Христовы демонстрируют Его милосердие. Это, действительно, так. В одном месте сказано, что Он увидел этих несчастных людей, которые были несчастные, как овцы, не имеющие пастыря, и Он сжалился над ними, многих исцелил. Бывало, что Христос целыми сутками занимался исцелениями. Так Евангелие говорит нам с грустной иронией, что к Нему пришли Мать и Его братья, желая связать Его и отвести насильно домой, потому что думали, что Он сошел с ума, потому что Он все время проводит с людьми.

Конечно, чудеса Иисуса показывали Его огромную любовь по отношению к людям, но у них есть и более значимый смысл. Чудеса Иисуса Христа открывали ту реальность, которую мы назовем Царствием Божиим, которую пришел возвестить Иисус Христос. Мы как-то говорили в этой студии о том, что Царствие Небесное и Царствие Божие - это одно и то же.

Царствие Божие по-русски можно перевести как царствование Божие. Это провозглашение той реальности, когда в нашем мире будет править Бог. Не наш грех, не закон эгоизма, не законы, по которым живет наше падшее общество, не вся та бесовщина, которая пронизывает весь мир. Как сатана, который, искушая Иисуса, призывает признать его князем мира сего, то есть признать, что мир этот находится в нормальном состоянии, что так и должно быть. Иисус отказывается от этого, нет, ни в коем случае: мир наш находится в больном состоянии, он нуждается в исцелении. И некогда исцеление наступит для всего мира, когда мир преобразится, и явится новое небо, новая земля, родится новая Вселенная, и все люди воскреснут из мертвых. Да, это так.

Но Христос, возвещая, что некогда в будущем для всей Вселенной наступит этот срок Царствия Божия, Он также говорит, что Царство Божие уже сейчас начинает приоткрываться в нашем мире. Оно приоткрывается в служении Иисуса. В Царствии Божием не будет больных, и Иисус исцеляет больных. В Царствии Божием не будет мертвых, и Христос несколько раз совершает чудеса воскрешения. В Царствие Божием, верили иудеи, будет пир, и все люди будут пировать с Господом, и Спаситель творит чудеса "гастрономического" характера. Он умножает хлебы, так что тысячи людей насыщаются, превращает воду в душистое, ароматное вино, этими чудесами Христос предвозвещает тот пир, который откроется в Царствии Божием. Чудеса Христа - это моменты свидетельства того, что Царствие Божие уже сейчас входит в наш мир.

Эра спасения, которая во Христе пришла, не закончилась с момента Воскресения Иисуса или с момента Его ухода на небеса. Нет, эта эра продолжается в жизни Церкви. Каждый христианин подтвердит, что наша христианская жизнь нелегкая, как, например, не была легкой жизнь апостолов, но она благодатная. Апостолы жили с Учителем, с Господом, и мы живем с Господом, чувствуем Его поддержку, вся наша жизнь полна чудес. Поэтому можно сказать, что та реальность, которая осуществлялась в служении Иисуса Христа, продолжает осуществляться в нашем мире. Царство Божие внутри вас есть, - говорил Христос, - то есть оно уже осуществляется в нашем христианском обществе.

Чудо, прежде всего, жест милосердия Иисуса Христа, но и нечто большее - это символ того, что Царствие Божие уже приблизилось к нам и начинает, как пружина, разворачиваться в нашем мире.

 

- Одна из современных церковных проблем состоит в том, что люди приходят в Церковь именно для решения своих проблем: чтобы, словно по мановению  волшебной палочки, вдруг разрешились все проблемы, и желательно чудесным образом. Чем отличается это желание чудесного решения проблем от жажды чуда людьми в Евангелии?

 

- Мы помним грустные слова Христа, когда Он говорит: вы уверовали не потому, что слышали Мои слова, но потому, что ели и насытились. Вы следуете за Мной не потому, что хотите впитать Мое учение и пойти в мир Моими вестниками, но притекаете ко Мне, чтобы получить какое-то чудо. Это очень грустно.

Вспоминаю еще такой момент в Евангелии: Иисус спускается с горы Фавор, и к нему приступает отец бесноватого отрока, который говорит, что просил учеников исцелить сына, но у них ничего не получилось. И тогда Иисус восклицает: о, род лукавый и маловерный, доколе Я буду с вами. Приведите его ко Мне, и Я исцелю его.

В отношении кого Иисус восклицает "о род лукавый и маловерный"? Чаще всего, говорят, в отношении учеников, которые не могли исцелить. Это не так. Ученики оставили все, что у них было: дома, семьи, и последовали за Иисусом. Род - это поколение. "О род неверный и развращенный" - это поколение. Христос адресует эту реплику отцу мальчика и, можно сказать, всем тем, кто стоял за этим мальчиком. Ведь отец приходит к Иисусу не с просьбой изменить его жизнь, показать ему путь, научиться от Иисуса, но он приходит с конкретной утилитарной задачей. Возможно, получив исцеление, он ушел и продолжал жить со своим сыном той же прежней жизнью, которой  они жили до этого.

Вот это и было грустно Христу, когда Он видел, как многие люди приходят к Нему и ищут только чуда, и поэтому Он говорил: этот род лукавый и прелюбодейный ищет только чуда, но чудо не дастся ему. И в другом месте Христос говорит: о, эти города палестинские, горе вам. И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься: ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня. Потому что, если бы Содом и Гоморра видели те чудеса, которые были явлены в тебе, они бы покаялись во вретище и пепле, а ты не покаялся. Действительно, Христос некоторое время, удалившись из Назарета, жил в Капернауме и творил на его улицах чудеса. Тысячи людей видели все это, и, тем не менее, не покаялись. Капернаум был из тех городов, которые не приняли Иисуса. Вот загадка.

Именно в этом состоянии, с потребительской установкой идут люди в церковь. И очень часто именно поэтому люди не получают чудес. Люди часто говорят: вот мы ходим в церковь, молимся, исповедуемся, вот уже пять раз причащались, ставим свечки, жертвуем, почему же Господь не даем нам того, о чем мы Его просим?

Может быть, вопрос в установке человека? Зачем человек приходит к Богу? Хочет ли он что-то поменять в своей жизни, стать лучше, стать ближе к Богу, исцелить свою душу, постараться скорректировать свою жизнь по правде Царства Божия или он приходит с потребительскими установками. Множество раз я видел, что люди, которые приходят с такими потребительскими установками, они как раз и не получают чудес. Люди, которые приходят в Церковь с искренним желанием измениться, стать лучше, послужить Богу, эти люди, конечно, чудеса получают.

Вы обнаружили очень важную проблему: очень многие люди приходят в церковь, не для того чтобы измениться и стать другими, а для того чтобы что-то поправилось в их сегодняшней жизни. Приходит женщина и спрашивает, кому и как ей помолиться, чтобы она могла жить, потому что ей поставили онкологию. И я задаю ей вопрос, а есть ли ей ради чего продолжать жить? Может быть, Вы трудитесь на благо людей, усыновили сироту или как-то иначе помогаете людям? Она посмотрела на свою жизнь и в ужасе заплакала, сказав: я ничего хорошего людям не делаю, ничего полезного ни для Бога, ни для мира.

Если люди хотят, чтобы в их жизни что-то начало меняться, то напомню старую формулу Иисуса Христа: "Ищите прежде всего Царствия Божия, и правды его, а остальное приложится". Начинаешь стараться выправлять свою жизнь по Евангелию, и потихоньку вся жизнь начинает меняться и гармонизироваться в лучшую сторону.

 

- Тем не менее, есть определенный контингент, который приходит в храм за исцелением и получает его. Часто это обусловлено простыми психологическими процессами: эффект плацебо и другие. Стоит ли отделять такие исцеления от реальных чудес, или все это действие Духа по Промыслу Божию?

 

- Конечно, в церкви действует не только мистическое измерение, но, скажем так, и психотерапевтическое. Во-первых, "чудеса" могут совершаться, потому что человек что-то себе внушил. Они могут происходить потому, что человек в церкви вдруг успокаивается, находит какую-то гармонию, примиряется с самим собой и ближними, и потихоньку болячки, обусловленные стрессами или нервными вещами, успокаивается. Я думаю, что какая-то часть, может быть, даже большая часть того, что люди называют "чудом", которое произошло в церкви, можно приписать действию этих естественных психотерапевтических причин.

Но, конечно, остается огромная часть явлений и чудес, которые никаким образом не свести к психотерапевтическому эффекту и которые можно объяснить только результатом действия на человека Божественной благодати. Потому что мы знаем, что психотерапевтический  эффект может быть достигнут, если знает об этом, молится сам или за него молятся. А если человек не знает - и исцеляется, или какой-то ребенок, который ничего не знает, то сложно назвать это какой-то психотерапией.

Скажем, два месяца назад ко мне пришла женщина, у которой сын  весь покрыт коростой, и врачи ничего не могут сделать. Ребенка она не причащала, и я посоветовал ей ходить причащать его каждую неделю. И она стала каждое воскресение приносить его к Причастию. К концу первого месяца эта короста начала сходить, а к концу второго мальчик был совершенно чистым. И я сказал этой женщине: главное - не прекращать ходить в храм. Помните, как сказал исцеленному Иисус: чтобы с тобой не приключилось чего худшего.

Хочу сослаться на такие цифры. Неверующие люди часто говорят: да никто не проверял, насколько действуют эти чудеса. Проверили. В 1980-е годы в американских клиниках был поставлен массовый эксперимент. Причем, этот эксперимент поставили не православные, а, может быть, сектанты, какие-нибудь мормоны, но несколько тысяч человек молились за какую-то группу больных людей. Сами больные не должны были знать, что за них молятся. Другая контрольная группа людей с такими же заболеваниями, но за  них никто не молился. На 20% больше было выздоровлений, исцелений, лучше проходила реабилитация в той группе людей, за которых молились. Было много публикаций: американцы открыли для себя эффект молитвы. Я думаю, что Господь слышит нас, и если бы молились православные люди, эффект был бы даже больше. А если бы этого человека еще исповедовали и причащали, то не на 20%, а на все 50%. Во всяком случае, известно, что во многих клиниках устроены храмы или часовни. Врачи люди достаточно практичные, можно сказать материалистичные, но они никогда не запрещают посещать больных, молиться, совершать над ними таинства.

Совсем недавно я был в Первой детской городской больнице на Авангардной улице, где в реанимации совершал крещение над новорожденными. И хотя врач сам был неверующий, он сказал, что они никогда не отказывают в крещении. После крещения я спросил у него, почему, будучи неверующим, он столь положительно настроен к таинствам. И он ответил:

- Хотя я и неверующий, я не могу не признаться, что очень часто мы видели очень много удивительных эффектов.

Другой раз я был при родильном отделении в клинике гинекологии и акушерства имени Отто, где тоже есть храм, и я соборовал большую группу женщин. Старушка, которая трудится при этом храме, сказала мне:

- Батюшка, я уже пятнадцать лет здесь работаю, если бы я могла рассказать Вам, сколько невероятных чудес я видела здесь.

Я сам убеждался в силе молитвы за людей, когда просят помолиться. Действительно, все складывается самым наилучшим образом. И я всегда говорю людям, что если мы получили какое-то чудо, мы должны понимать, что к любому чуду мы должны подходить ответственно. Мы должны понимать, что чудо должно нас побуждать к изменению нашей жизни. Если Бог вошел в нашу жизнь, вошел в нее, мы должны как-то меняться.

Очень грустно бывает в таких ситуациях. Пришла женщина с девочкой и попросила благословить их. Они оказались мусульмане, но поскольку я часто видел их в храме, то спросил, не хотят ли они стать православными.

- Нет, нет, - ответила женщина, - у меня больной ребенок, когда мы ходим в храм и молимся, ему становится лучше. Но мы из традиционной мусульманской семьи и не хотим принимать крещение.

Может быть, мне хотелось бы надавить на эту женщину, но я счел неделикатным, пользуясь ее сложным положением, как бы шантажировать ее: смотрите, сейчас Господь вам помогает, но будет ли Он помогать вам и дальше? Честно говоря, я не нашел, как иначе сказать этой женщине:

- Вы обращаетесь к Иисусу Христу, в Которого мы верим как в Господа, а ислам не верит. Христианство не одно и то же, что ислам, из которого Вы происходите. Вы просите о помощи христианских святых, и они откликаются, но остаетесь в лоне мусульманства. Хорошо подумайте.

Больше я ей ничего не сказал, надеюсь, что она сама сделает правильные выводы. А может быть, и не сделает, так и будет ходить и просить христианских святых о помощи, а сама останется мусульманкой.

 

- В Евангелии есть рассказ, когда римский начальник просит исцелить его слугу, причем даже не лично, а через посредников, говорит, что он человек грешный, и он недостоин того, чтобы Господь Сам вошел под крышу его дома. И Господь не обличает, а даже наоборот хвалит его, хотя этот человек язычник.

 

- Надо пояснить, что евреи считали, что для того чтобы произошло исцеление должен произойти контакт. Ведь Иисуса воспринимали, как пророка. Если мы почитаем Ветхий Завет, то увидим, что пророки обычно исцеляли наложением рук. Интересно, как исцеляет Христос. Он говорит девочке: "Талифа куми!" "Талифа" можно перевести как "девочка" и как "козочка". Он сказал: Девочка, вставай! или Козочка, прыгай! То есть, Он сказал ласково, Он исцеляет словом. Когда в Ветхом Завете пророк Илия воскрешал ребенка, сказано, что он простерся над ребенком, накрыл его своим телом и долго-долго молился, взывая. Христу не нужно простираться, прикасаться, Он одним своим могущественным словом возвращает к жизни.

Помните, как Христос сказал "Лазарь, гряди вон!" Иоанн Златоуст, рассуждая о том, почему Христос назвал его по имени, говорит, что слово Его было столь могущественным, что если бы Он не назвал Лазаря, то все покойники мира воскресли бы и вышли из своих гробов до Всеобщего воскресения. Поэтому надо было назвать конкретно.

Евреи считали, что Иисус должен прикоснуться, и Он часто прикасался, помните, как он сделал брение из слюны либо возложил руки. На просьбу римского сотника?? о слуге Иисус отвечает: Хорошо, Я приду, исцелю его. То есть, как это было принято в то время, чтобы возложить руки и помолиться, чтобы он исцелился. И Христа поражает этот ответ, может быть, примитивный, этого прямолинейного служаки: Зачем? Я отдаю приказ, и все меня слушаются. Отдай только приказ. Иисус, конечно, был поражен такой верой, сказав, что не видел такой веры у Израиля. Израильтянам требовалось, чтобы Он вступил в контакт с больным, а здесь Он слышит, что одного Его слова достаточно.

Вообще, Иисус избегал совершать чудеса для язычников, потому что Его миссия была ограничена Израилем. Это должны были сделать апостолы после Его Воскресения, как предсказывали пророки. Если бы Иисус стал исцелять и иудеев, и язычников, то иудеи перестали бы воспринимать Христа, как предсказанного пророками Миссию. Христос все-таки старался соответствовать представлениям, данным ветхозаветными пророчествами. Но все-таки Он не мог не отреагировать на этот случай.

Помните, как Христос отказывается совершать чудо и говорит, что нехорошо взять хлеб у детей Божиих и бросить его псам. Но, с одной стороны, это звучит грубо, а с другой шутит, потому что там стоит слово, обозначающее маленьких комнатных собачек. Хотя иудеи и называли язычников псами и собаками, но Христос меняет это слово на маленькие собачки, щенки. Он говорит это с юмором, поскольку это была поговорка того времени, но этим самым деликатно отказывается совершать чудо. Но женщина настаивает: но и псы едят крошки, которые падают под стол. Видя такую удивительную веру, Христос вынужден совершить чудо, потому что не может отказать человеку, который проявляет такую веру, такую настойчивость.

Это хороший пример всем нам, если Господь по какой-то причине не спешит исполнять нашу просьбу. Некоторые люди начинают нервничать, сердиться, а может быть, Господь хочет проверить твое смирение и настойчивость. Проси дальше, как эта женщина, которая не озлобилась на ответ о псах. И получила ответ от Господа: да, женщина, велика вера твоя, да будет дочь твоя здорова.

 

- Если перейти в иную область чудес, таких, как хождение по водам. Зачем такая сверхъестественность в таком, казалось бы, обыкновенном деле: сначала отправить учеников в лодке вперед, а потом догонять их пешком по воде?

 

- Если мы посмотрим контекст, то увидим, что во всех Евангелиях - а первым был Марк, остальные писали вслед за ним и передают его структуру - чудо хождения по водам помещено в пару с чудом чудесного насыщения. Как раз после чудесного насыщения ученики отправляются в лодке, попадают в бурю, Христос идет по водам.

Два этих чуда связаны тем самым, что они делают мощный акцент на том, что Иисус есть новый Моисей. Моисей был практически легендарной личностью для евреев, который вывел их из Египта. Когда Моисей умирал, евреи очень плакали, и Господь сказал, что воздвигнет им нового Моисея. И даже говорит, что новый Моисей приидет в большей силе. Евреи все время ждали, когда придет их новый вождь, который выведет из плена рабства греху и дьяволу, который приведет их к Пасхе - новой жизни. Христос является новым Моисеем. Указания на это щедро рассыпаны по всем Евангелиям. При рождении Иисуса, на Него враждовал Ирод, как это было при рождении Моисея. Моисей родился в Египет, и младенца Иисуса вывозят в Египет. В библеистике есть целое направление, которое изучает эти параллели: Иисус - новый Моисей. Это было очень важно для иудеев: Он и есть тот самый великий вождь, который выведет их к новой жизни, к спасению.

Какие самые значительные чудеса Моисея? То, что разверзлось море и он пошел яко по суху. И чудесное насыщение людей, когда чудесная манна сошла с небес по молитве Моисея. Иисус в этих двух чудесах на новом уровне повторяет чудеса Моисея. То есть Он чудесным образом кормит людей. Но если сказано, что манна на следующий день становилась непригодна для еды, то в чуде с хлебами, Иисус велит наполнить хлебами много коробов, запастись ими. То есть Иисус дает удивительный хлеб, который появился неизвестным образом, можно сказать, сошел с небес. И Иисус показывает, что Он Владыка над природой: спокойно ходит по водам. Он повторяет чудо Моисея. Первый момент - Иисус есть новый Моисей. Второй - подчеркивание божественности Иисуса, потому что повелевать стихиям мог только Бог. Человек мог молиться Богу, чтобы Он совершил это чудо, как Моисей молился Богу, чтобы море расступилось. Иисус самовластно приказывает любым стихиям, и стихии слушаются Его.

Помните слова Иисуса: Чудеса, которые Ты дал совершать Мне, Я дам им, и еще больше сих сотворят. Христос говорит, что эта власть над миром, если человек на стороне Божией, будет сопутствовать и Его ученикам. И Он говорим им, что не надо бояться, как Он говорит это Петру, идущему по водам.

 

- Зачем был нужен этот момент с Петром, ведь он все равно начал утопать?

 

- Мы не знаем, зачем Петр начал утопать. Но в этом эпизоде очень хорошо показан характер Петра, его порывистость. Петр вскакивает и бежит по волнам и вдруг, заколебавшись, начинает утопать. Иисус говорит: не бойся, только веруй. И Петр вновь ободрился, и смог войти в лодку вместе с Иисусом.

Может быть, если мы встретимся в Царствии Божием с участниками этих событий, мы спросим их об этом. Современные библеисты говорят об этом эпизоде, который приведен в Евангелии от Иоанна. Это Евангелие создавалось в очень тяжелое для Церкви время, когда многие христиане начали колебаться, потому что проходят десятилетия, а Иисус все не приходит. В это время уже начались широкомасштабные гонения против христиан, в результате они колебались и отпадали от веры. Возможно, что этим эпизодом, который припомнил евангелист, хотят показать, что не надо колебаться, надо просто веровать Господу, как бы страшно не было.

Происходило ли это точно так, как описано в Евангелии, мы не знаем. Мы даже можем подвергнуть сомнению какие-то реплики евангелистов. Например, в Евангелии от Марка сказано, что когда к Иисусу прикоснулась кровоточивая женщина, Он почувствовал, как из Него изошла сила. Но ведь это глупость: сила же не какая-то батарейка, которая отдает часть своего заряда. Другие евангелисты это опускают. Возможно, что так думал именно Марк, что благодать действительно материальна, и Иисус мог почувствовать ее, как некую силу. Сам Иисус об этом не говорит так. Именно у Марка есть реплика, которую упускают другие евангелисты, когда Он говорит: «И не мог совершить там никакого чуда, по неверию их» (Мар.6:5). Другие евангелисты говорят: и не совершил чудес по неверию их. Марк же пишет "не мог".  Но мы помним, что благодать может проникнуть в самые очерствевшие,  злые сердца, как было с Марией Египетской, которую благодать не пускала в храм, даже для самых неверующих чудо может быть совершено.

Хотя Господь всегда ждет движения человеческого сердца навстречу Богу, и чудо является встречным жестом Бога. На православном языке это называется синергия, то есть содействие двух воль: божественной, которая всегда желает нам спасения, и человеческой, которая стремится навстречу Богу. Если этой синергии нет, то есть Бог стучится в наше сердце, а мы не открываем Ему, то никакого чуда, никакой благодати мы не получим.

 

- Позвольте перейти чуть дальше по тексту Евангелия и поговорить о самом большом чуде Воскресения Христова. Почему его зачастую  не включают в перечень чудес, совершенных Христом? Можем ли мы рассматривать Воскресение, как чудо?

 

- Не помню, кто именно из святых сказал, что, на самом деле, есть две самые невероятные и потрясающие вещи: это то, что Бог воплотился, и то, что Бог воскрес из мертвых. Все остальное - лишь приложение к этим двум чудесам.

Действительно, воскресение Христа из мертвых - это невероятное и потрясающее чудо, рядом с которым невозможно поставить ничего другого. Что произошло в этом чуде? Произошла трансформация тела Христа.

В Первом Послании к Коринфянам, в 15-ой главе апостол Павел, пытаясь объяснить тайну Воскресения, использует аналогию с зерном: как зерно, если оно не истлеет, из него не родится прекрасное растение, так же произошло и с телом Иисуса. Действительно, тело Иисусово был тем семенем, из которого воскрес Иисус из мертвых. Поэтому христиане всегда старались не кремировать, не испепелять и не распылять свои тела, а благоговейно хранить. Конечно, мы понимаем, что если сейчас этого сделать невозможно, то Церковь допускает кремацию, но все-таки нужно стремиться к тому, чтобы благоговейно сложить, потому что тело может стать тем семенем. Каким именно образом это произойдет, мы не знаем. Но в случае и Иисусом именно это и произошло, ведь не осталось мощей Иисуса: Христос воскрес из мертвых - и родилась новая жизнь.

Воскресший Иисус приобрел совершенно удивительные характеристики. Можно сказать, что мы принадлежим только к этому миру и к миру потустороннему отношения не имеем. Иногда потусторонний мир может нам приоткрываться, как апостол Павел говорит о себе, что был восхищен на девятое небо. Как Андрей Блаженный, Христа ради юродивый, который то ли умер, то ли забылся, и когда его душа пребывала на небесах. Были такие моменты посещения реальным живым человеком потустороннего мира, но это все-таки что-то из ряда вон выходящее, то, с чем человек сталкивается на рубеже клинической смерти. Поэтому для нас потусторонний мир закрыт.

Пока Иисус жил на земле, для Него этот мир тоже был, как бы закрыт. Он принадлежал этому миру, хотя, конечно, Свою связь с тем миром, божественность ощущал. В богословии это называется "умалением" - Христос умалился, приняв зрак раба, полностью став, как человек. Когда Иисус воскрес, два этих мира стали для Него полностью взаимопроницаемы. Он мог только что быть здесь - и вдруг исчезал. Исчезал не для того чтобы материализоваться в другом месте. Он просто уходил в потусторонний мир, как в открытую дверь. После Своего воскресения Он стал принадлежать одновременно двум мирам.

С одной стороны, Иисус не имел никакого свечения, хотя чаще всего мы изображаем Иисуса, как светящегося. О преображении Иисуса на горе Фавор мы читаем, что Он блистал. О Христе воскресшем мы нигде не встречаем упоминания, чтобы Он как-то светился или что-то излучал. Нет, Он был обычным человеком, так что с Ним общались, как с обычным человеком, ничего особенного не замечая. С другой стороны, Он, безусловно, изменился: Он  мог исчезать и появляться, мог быть сначала неузнаваемым, и вдруг что-то переключалось - и Он становился узнанным. Его раны, которые остались на Нем, и которые Он предложил потрогать Фоме, при этом не пугали.

В прошлый раз я уже приводил в пример момент, который очень люблю, когда ученики ловят рыбу, а Иисус их ждет на берегу и приглашает позавтракать. У нас переведено, как: Приидите, обедайте. А в оригинале: Приидите, завтракайте. Иисус спек для них и разложил рыбу. Подумайте, что для этого надо рыбу поймать, выпотрошить, разжечь угли, сначала собрать хворост, затем раздуть огонь, переворачивать эту рыбу, чтобы она испеклась. Это совершенно материальные действия, и Иисус все это сделал. Ученики приходят, встречают воскресшего Иисуса, и Он им говорит: Приидите, завтракайте. То есть, воскресший Иисус был абсолютно материален.

Но, с другой стороны, Его материальность была абсолютно другого рода, нам невообразимого. Иисус, конечно, отличался от всех людей, которых Он воскрешал Сам: там просто произошло какое-то оживление на время. Интересно, что библеисты, и даже ученые готовы согласиться со всеми чудесами, даже с исцелением слепорожденного, но им трудно признать, что Иисус воскрешал людей.

По мне, например, воскрешение человека - меньшее чудо, чем исцеление слепорожденного. Что такое воскрешение? Механизм человеческого организма выключился, и нужно его вновь запустить. Конечно, у Иисуса есть силы для этого. А что такое исцелить слепорожденного, то есть человека, у которого зрительный аппарат не сформирован. Окулисты говорят, что есть около ста параметров, которые должны совпадать, чтобы мы видели. У человека, который не имеет зрения от рождения, эти вещи либо отсутствуют, либо они атрофированы. И вдруг слепорожденный начинает видеть, то есть, по сути, за какие-то считанные минуты ему формируется зрительный аппарат. Мне кажется, это гораздо труднее, чем запустить "выключившееся" тело. Эти люди, оживленные Иисусом, прожили какое-то количество лет, потом их организмы снова "выключились", уже до Всеобщего воскрешения.

С воскресшим Иисусом была совершенно иная ситуация: Он воскрес в принципиально новом качестве, то есть Он воскрес для вечной жизни, и, как мы говорим, смерть Им уже не обладает. Он изменился, Он преобразился.

Мы имеем уникальный документ, который еще шуточно называют "Пятым Евангелием" - это Туринская Плащаница. Длинный плат, на котором изображено тело Иисуса Христа. Совсем недавно были новые исследования, которые в который раз подтвердили подлинность этой плащаницы. Представьте полотно, на котором негативным образом отпечаталось изображение. Ученые говорят, что, для того чтобы это произошло с обычным человеком, должна быть такая яркая вспышка, которую дала бы лампочка в 100 миллионов ватт, если бы ее можно было изобрести. Или это излучение должно быть сравнимо с излучением небольшого термоядерного взрыва. Когда, например, были взрывы в Хиросиме и Нагасаки, некоторые люди исчезли, превратившись в плазму, а их отпечатки до сих пор остались на стенах. Эти изображения до сих пор сохраняют, как свидетельство и напоминание о жуткой бомбардировке этих городов.

Возможно, в воскресении Иисуса Христа произошло что-то подобное, что-то невероятно, которое можно по силе соотнести с небольшим ядерным взрывом, когда тело мертвого Иисуса Христа отпечаталось на ткани. Воскресший Иисус Христос прошел сквозь эту ткань. Ученые, которые изучают плащаницу, отмечают, что там, где есть следы засохшей крови, нет ни единого микрона натяжения. Мы знаем, что когда отдираешь бинт, ткань немного натягивается. Там нет ни одного микрона натяжения, как если бы мертвое тело прошло сквозь эту плащаницу. Иисус прошел сквозь плащаницу, ее потом увидели брошенной в  гробу, и вышел к новой жизни.

И начались многочисленные явления Иисуса Христа, в конце которых Он говорит: пора вам взрослеть, Я ухожу на небеса, а вы оставайтесь сами. Церковь Божия должна существовать, а Я буду невидимо присутствовать с вами. Иногда буду посещать вас. Иисус Христос сейчас присутствует в нашей Церкви в Таинствах, мы встречаемся с Ним через молитву на мистическом уровне. Так же апостол Павел встретил Христа.

 

- Хотелось задать вопрос об апостоле Павла. Кажется, как будто у апостола Павла какие-то особые отношения со Христом. Хоть Он и вознесся, возникает чувство, будто Павел общается с Ним с регулярным постоянством. Это не только призвание, но и какое-то продолжительное общение. Возможно ли это после Вознесения?

 

- Самое поразительно здесь, что в нашем традиционном представлении с момента вознесения встречи Иисуса закончились. А Павел ту встречу, которая произошла с ним через достаточное время после вознесения, ставит в ряд с другими: явился Кифе, потом более пятистам братий, а потом явился мне, как некоему извергу. Изверг - это выкидыш, преждевременно родившийся ребенок. То есть не вовремя родившийся. Апостол Павел с грустью говорит, что ему надо было духовно родиться раньше, а он родился не в срок.

То, что Павел ставит это в один ряд, может позволить нам ставить другие явления Иисуса, которые случаются святым, например, преподобному Сергию Радонежскому, Иоанну Кронштадтскому, Силуану Афонскому. Иисус Христос достаточно периодически является подвижникам, они, конечно, из благоговения не смеют прикоснуться к Нему, редко дерзают разговаривать. Может быть, можно приравнять эти явления, а может быть, и нет, поскольку мы не знаем механизм этих явлений. Мы знаем только, что апостолу Павлу Иисус Христос явился совершенно уникальным образом, и являлся ему не один раз. Ученые, которые занимаются изучением апостола Павла, говорят, что это происходило примерно три или четыре раза. В разных его посланиях разбросаны указания на разные встречи с Иисусом. Это удивительно, и мне кажется, что опыт апостола Павла - это опыт, который может получить каждый из нас, если мы будем любить Господа так же, как апостол Павел, так же будем стараться жить в этой вере.

Во всяком случае, те чудеса, которые сопутствовали жизни древних христиан, мы получаем и сейчас.  Мы молимся об исцелении, исцеления происходят, молимся о решении какого-то вопроса - происходит. Иисус сказал: не заботьтесь о том, что вам сказать, Дух Святой вам шепнет. И точно: не знаешь, что сказать, и вдруг откуда-то приходит как бы шепот небесный.

В целом духовная жизнь, как она была в I или II веке, такая будет и в XXI веке: любить Господа, стараться строить свою жизнь по Евангелию, не бояться, если потребуется, ценой жизни засвидетельствовать свою верность Господу. Не бояться смерти, не бояться конца света. Если ты христианин, то почему ты боишься смерти? Древние христиане любили говорить "маранафа", "Ей, Господи, гряди!". Потому что этот мир мы знаем, он имеет свои плюсы, но имеет и большие минусы, тот мир, который откроется в будущем, будет значительно лучше. Поэтому наша задача - любить Господа, быть верными Ему, все остальное приложится.

 

- Слава Богу! Спаси Господи, батюшка.

 

- Спасибо. Благодать и милость Господа да пребудет со всеми вами, дорогие друзья.

 

Ведущий: Михаил Кудрявцев.

Расшифровка: Юлия Подзолова.

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма во имя святой великомученицы Варвары в поселке Рахья Выборгской епархии священник Олег Патрикеев. Тема беседы: «Что надо, чтобы жить и радоваться».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​