Читаем Псалтирь. Псалом 80

26 апреля 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Алексием Ладыгиным о Псалтири.

– Дорогие братья и сестры, мы продолжаем изучать Псалтирь и сегодня поговорим о 80-м псалме, который имеет надписание: в конец, о точилех, псалом Асафу, 80. Псалом содержит пророчество богодухновенного пророка Давида о тех временах, когда уже придет Христос на землю, и предупреждает всех, чтобы христиане не подражали еврейскому народу, который не сохранил верность, не принял Христа, невзирая на великие благодеяния, что Господь дал ему с самого начала, когда избрал его. И этот народ в скорбях и бедах пребывает даже до сегодняшнего дня. Говорится здесь о точилех. Под «точилами» нужно понимать поместные Церкви, которые в виде вина источают благодать Божию для своего народа.

«Радуйтеся Богу Помощнику нашему, воскликните Богу Иаковлю». Псалмопевец призывает нас радоваться Богу, Который всегда помогает, Который не изменчив. Невозможно уповать на человека – всяк человек ложь. «Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в них же несть спасения» – человек непостоянен, всякий несет в себе некую загадку, его невозможно узнать. Поэтому нельзя полагать свое упование на человека, но нужно всегда полагать упование на Господа и радоваться об этом, ведь Бог является Помощником нашим.

«Приимите псалом и дадите тимпан, псалтирь красен с гусльми». Здесь псалмопевец говорит уже о некоей гармонии, которую слагает Псалтирь вместе с тимпаном и инструментами, которые используются при пении псалмов. Такая же внутренняя гармония должна быть и у человека, ведь он в своей жизни должен стремиться к благочестию.

«Вострубите в новомесячии трубою, во благознаменитый день праздника вашего». Мы должны понимать, что это за благознаменитый день праздника вашего. У еврейского народа были свои праздники, и в новомесячье, в первый день нового месяца, они пели и трубили в знак той благодати и того Завета, который Господь заключил с человеком, когда дал ему Закон на горе Синайской. И этот день, праздник трубы, когда евреи через трубы возвещают о той милости, что Господь явил им, – для них священный, до сих пор еврейский народ празднует его. Для нас, христиан, говорят святые отцы, благознаменитый день – это Воскресение Христово, когда Господь через Свое Воскресение упразднил смерть и открыл двери Царствия Небесного. Для нас это праздников Праздник и Торжество торжеств, и в этот день мы обязательно должны пребывать в храме Божием и прославлять Господа.

То есть Господь призывает, чтобы мы чтили праздники. Это не просто чисто человеческое установление, желание Церкви Христовой – это повеление Божие, и об этом мы всегда должны помнить. Это повеление также изложено и через заповеди Божии – через Закон, что Господь дал нам: «Шесть дней работай, седьмой – Господу Богу твоему». Он дал нам возможность распоряжаться этой жизнью, но в то же время повелевает нам давать что-то и Ему, и здесь – повеление, что один день недели (по-славянски, «седмицы») принадлежит Господу, и мы должны его дать, ведь Он – наш Творец, наш Создатель. А если мы этот день берем для себя, своего отдыха, чтобы попить кофе в постели, понежиться, либо поработать на даче, или вообще пойти на работу, то есть не почитаем этот день и не отдаем это время Господу, значит, мы нарушаем еще одну заповедь Божию – «не укради»: мы крадем у Самого Бога, отнимаем у Него дни, принадлежащие Ему. И, наверное, Бог не дает нам долгой жизни здесь, на земле, не дает нам возможности насладиться этой жизнью, раз мы постоянно крадем у Самого Господа.

«Яко повеление Израилеви есть, и судьба Богу Иаковлю. Свидение во Иосифе положи е, внегда изыти eму от земли Египетския: языка, eгоже не ведяше, услыша». То есть не хотели евреи слышать голос Бога. Они боялись умереть, для них это было очень страшно, поэтому они просили, чтобы Бог беседовал с Моисеем, а после Моисей передал бы словеса Бога народу. И впоследствии Господь избирал из этого народа пророков, им передавал повеления – либо царям, судьям открывался и давал повеления, но беседовал не со всем народом, а только с избранными, дабы не причинить вреда народу, который не мог воспринять во всей полноте благодать, даваемую избранному народу, чтобы тот послужил делу спасения рода человеческого.

И здесь во свидетели Иосифа предлагает Господь, «яко повеление Израилеви есть, и судьба Богу Иаковлю». То есть это повеление Самого Господа. Вот мы говорим: хотим (не хотим) почитать воскресение, быть в Церкви, воспоминать, и так далее; но еще раз подчеркнем, что это не хотение человека, это не какое-то придуманное людьми действо, нет, – это повеление Бога. Об этом прекрасно говорит псалмопевец, и для нас это должно послужить не как дело рассуждения, а как дело исполнения.

А дальше псалмопевец говорит о благодеяниях, Господом данных израильскому народу: «Отъят от бремене хребет eго: руце eго в коши поработасте». Очень глубокие слова! Еврейский народ в Египте в последние времена перед исходом испытывал огромные трудности, ведь на его долю выпадали самые тяжелые работы: они носили на своем хребте и камни, и другие тяжести. Руки их были мозолистые, ведь вся тяжелая работа была на них. Конечно же, они испытывали большие переживания, большой неуют, неудобство и пребывали в постоянной скорби.

«В скорби призвал Мя еси, и избавих тя: услышах тя в тайне бурне: искусих тя на воде пререкания». Конечно, Господь везде помогал этому народу и никогда его не оставлял. И в этих трудных обстоятельствах Господь услышал народ и послал им избавление через Моисея. И даже впоследствии, когда были самые тяжелые моменты жизни, когда нужно было покинуть Египет, Господь проводит этот народ через Чермное море: в тайне бурне, в ветреном вихре разделяет воду, и они посуху проходят через море. Искусих тя на воде пререкания: водой пререкания называется пустыня, в которой Господь источил воду для еврейского народа – в Мериве. Господь испытывал их, но, видя, что они не усугубляют свою молитву, а начинают роптать, Господь им дает воду.

«Слышите, людие мои, и засвидетельствую вам, Израилю, аще послушаеши Мене». Здесь уже говорится от Лица Христа, чтобы послушали Его. Но, к сожалению (мы читаем эти слова в Евангелии), этот народ не послушал Христа. Ведь Сам Господь выводил их из плена, Сам Господь давал им праздники и пришел, чтобы они послушали и приняли Его, но народ не захотел слушать Христа, а отвернулся от Него.

«Не будет Тебе бог нов, ниже поклонишися богу чуждему. Аз бо есмь Господь Бог твой, изведый тя от земли Египетския: разшири уста Твоя, и исполню я». Не будет тебе других богов – здесь псалмопевец пророчествует о Христе. Христос – это не другой бог, а Тот, Который избавил тебя от работы египетской, тебя вывел из земли Египетской, Который питал тебя в пустыне и давал тебе все необходимое. А ты поклоняешься чужому богу?!.. Не будет у тебя чужого бога, «Я Господь Бог твой, изведый тя от земли Египетския: разшири уста Твоя, и исполню я». То есть Господь все дал и премудро говорил о Себе через Священное Писание, и пророчества о Христе были, нужно было только Его принять. А они не захотели.

«И не послушаша людие мои гласа Моего, и Израиль не внят Ми» – народ отверг Самого Христа, когда Он пришел на эту землю. Это же было не просто явление, которое нужно было усильно распознавать из-за того, что оно было втайне, нужно было гадать: Он или не Он. Мы знаем из Священного Писания, что и Иоанн Креститель посылал своих учеников задавать вопрос: «Ты ли это?» – была полная уверенность, что Он, и Креститель посылает учеников для самих учеников, чтобы они убедились в этом.

Как можно было узнать Христа? Были пророчества, были письмена, было все расписано: где должен прийти Христос, в каком колене и роде Он должен был родиться, в каком городе должен явиться, воплотиться, когда (даже было предсказано у пророка Даниила, в каком году придет Христос!). Все пророчества о Нем были. Неслучайно святой апостол и евангелист Матфей говорит: тогда сбылось реченное через пророка – то, что делалось, об этом уже говорили пророки, и это было большим доказательством, что Он – Истинный Бог. Но псалмопевец указывает, что, к сожалению, этот народ не послушал голоса Божия, не услышал своего Спасителя и отвернулся от Него.

«И отпустих Я по начинанием сердец их, пойдут в начинаниих своих. Аще быша людие Мои послушали Мене, Израиль аще бы в пути Моя ходил: ни о чесомже убо враги eго смирил бых, и на оскорбляющыя их возложил бых руку Мою» – тоже очень глубокие слова. Господь говорит: «Если бы этот народ послушал Меня, если бы он был верен Мне» – и во время Вавилонского пленения, и во время (мы сейчас можем говорить) уже последнего разрушения Иерусалима и Иерусалимского храма. Конечно, если бы народ послушал, то не было бы ни страданий, ни переживаний, ни той картины, которую они увидели, когда на их глазах был разрушен и сожжен Иерусалимский храм, был уничтожен сам город. Они пострадали за то, что отвернулись от Господа через язычество, через идолопоклонство.

А впоследствии, когда пришел Христос, они отвергли и Самого Божественного Спасителя. За это они подверглись очень страшному наказанию, Господь смирил их; если бы они сохранили верность, то Господь нашел бы возможность, как смирить врагов их и как сделать так, чтобы они не причинили никакого зла Иерусалиму. Мы не раз видели, как Господь все исправлял, даже когда Господь послал ангелов Своих и поразил стан врагов ассирийцев: они от страха кто разбежались, а 180 000 были умерщвлены. Когда народ с Богом, хранит верность, ходит по путям Божиим, то Господь сохраняет, находит возможность поразить врага.

Очень часто мы видим, что нужно предпринимать какие-то действия, нужно себя оборонять, защищать... Если мы усугубим молитву, то нам и делать-то ничего не нужно будет. Почему апостол Павел и говорит: «Дайте место гневу Божию» – Господь Сам со всеми справится, всех поставит на свое место, а Своих верных рабов всегда защитит Своею Божественной десницею, и не будет нужно ни оружия, ни войска, и самому не надо будет защищаться и предпринимать какие-то усилия. Наши усилия порой ничего не могут нам принести, изменить в нашей жизни, ведь Господь не дает Своего благословения, отвратил Свое Лицо от нас. И если Бог не с нами, то любой может причинить нам зло, как внешний враг, так и враг рода человеческого, потому что мы открыты для его действия, потому что Господь не поставил ту ограду, которая бы защитила нас. Вот мы и получаем такое поношение.

«Врази Господни солгаша Eму, и будет время их в век». Господь говорит, кто врази, – народ избранный, который клялся в верности Богу. Читая Священное Писание Ветхого Завета, мы постоянно видим, как этот народ был неверен, как его сильно обличал пророк Илия: «долго ли вам хромать на оба колена? если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте. И не отвечал народ ему ни слова». Это действительно была страшная боль, это была постоянная борьба. Господь давал такую великую милость этому народу – и питал, и кормил их, и нигде никогда не оставлял, и Землю Обетованную дал, и изгнал чужие языческие народы с этой земли, которые до этого населяли эту землю, давал победу оружию. Пока колено Ефремово не искусилось идолами, идолопоклонством, это было самое сильное колено, оно побеждало, у них не было ни одной проигранной битвы, но только они отошли от Господа – сразу же их сила ничего не приносила им, их стали побеждать на войне, они разбегались и, конечно же, не могли принести никакой пользы своему народу.

Наверное, ложь и обман их привели к такому ослеплению, что, когда пришел Христос, они не приняли Его, не увидели Его в Нем (а может быть, и увидели, но не захотели принять). И здесь псалмопевец Давид называет избранный народ врагами, которые солгали Господу, обещав быть верными Ему, когда Господь призывал их и помогал им, клялись в верности Богу, но верность эта постоянно подвергалась испытаниям, и Господь должен был очень сильно вразумлять этот народ, чтобы он хранил верность. И, в конце концов, мы видим, что псалмопевец устами Божиими называет этот народ обманщиком своего Господа, почему он и становится врагом для Господа.

Действительно, мы видим, до сих пор не принявшие Христа иудеи являются богоборцами: они борются с Христом, они христоборцы, так скажем, – они не принимают Его, то есть ведут войну против Бога, доказывая, что Христос еще не пришел, что избранный Мессия должен прийти, и так далее. И в этом, конечно, их сильное заблуждение. Что за это им будет? И будет время их в век. Они будут наказуемы от Господа, они будут испытывать трудности до скончания века. По сей день они испытывают большие трудности, невзирая на то, что уже образовано государство Израиль и они вернулись отчасти на свою Обетованную Землю, но и там испытывают большие трудности – есть серьезное противостояние, есть борьба, и они не могут в полноте насладиться той жизнью, которая была на этой земле во времена Давида и Соломона.

И в конце псалмопевец Давид опять укоряет иудеев. «И напита их от тука пшенична, и от камене меда насыти их». Он называет их врагами, которые солгали Господу, предсказав, что они будут иметь серьезнейшие испытания в своей жизни за неверность, за то, что изменили Богу, оскорбили Его через это очень сильно. Он называет их врагами, ведь они лгали все это время и не исполнили того, что пообещали Богу. И будет время их в век: очень серьезное предречение (сначала предупреждение) и предсказание о том, что будет с этим народом.

Господь столько дает каждому из нас, братья и сестры, – мы должны помнить, что мы должны хранить верность Богу. Мы готовы воспринимать Бога и служить Ему готовы, но, когда наступают времена тяжелые, у нас очень часто рождается сомнение, а некоторые порой даже озлобляются и отходят от Господа. Во всей жизни мы должны хранить верность – все остальное Господь поможет нам преодолеть, покроет, сохранит нас, даже даст нам и возможность достойного покаяния. Но для этого нужно быть с Богом, нужно всегда быть чадами Отца Небесного – хранить верность Богу, не забывать о Нем и не забывать, что Господь никогда нас не оставит в нашей жизни.

Но наша верность должна свидетельствовать не только о нашей глубокой личной вере, но и о вере наших детей, за которых мы тоже отвечаем перед Богом, приводя их к Церкви, к пониманию христианства и  необходимости служить Богу, чтобы и они сохраняли верность Господу, невзирая на испытания, трудности, может быть, серьезнейшие искушения, которые мы будем встречать в этой жизни. Мы можем испытать и богооставленность, и то, что Господь долго не убирает от нас беды, скорби и трудности, которые мы испытываем в жизни. Все это не только не должно подвергать нашу веру сомнению, а, наоборот, укреплять веру и рождать в нашем сердце горячую молитву. И нужно помнить: когда есть молитва, тогда Господь даст и преодоление испытаний, выпадающих на нашу жизнь.

А иначе нам будут в осуждение милость и забота, которыми Господь окружает каждого из нас. Мы должны об этом помнить, чтобы Господь не укорил нас, как укорил в конце псалмопевец Давид еврейский народ. «И напита их от тука пшенична, и от камене меда насыти их» – Он дал им все необходимое в пустыне, и они не испытывали ни голода, ни холода, ни тех трудностей, что человек испытывает в пустыне.

Сердечно благодарю вас, дорогие братья и сестры, за внимание. До новых встреч.

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 19 апреля 2024 г. О телеканале

    Выписывайте и читайте «Православную газету»!

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Священник Алексий Дудин

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    РОДИТЬ_ЛЮБИТЬ_РАДОВАТЬСЯ: СОХРАНИМ ЖИЗНЬ. II форум в г.Орле

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    СОЮЗНИКИ_ПАЛЕСТИНА: Вифлеемская икона и акафист Божией Матери. Великий пост

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать