Читаем Псалтирь. Псалом 119

13 февраля 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Алексием Ладыгиным о Псалтири.

Дорогие братья и сестры, мы продолжаем изучать Псалтирь. Сегодня будем говорить о 119-м псалме, имеющем преднаписание – «Песнь степеней 119». «Степени» или «песнь степеней» – так называются те ступени (или «восхождение» часто называют), которых псалмопевец Давид написал 15. В них говорится о восхождении древних иудеев из Вавилона в Иерусалим, в каждой песни описывается их внутреннее переживание, молитва к Богу, обращение, чтобы Господь их вывел из плена и даровал возможность войти в Иерусалим. Эти псалмы пелись иудеями на 15 ступенях, которые вели в Иерусалимский храм: на каждой ступени они пели песнь. Конечно же, этот псалом говорит и о нашем духовном восхождении от добродетели к добродетели, когда мы входим в горний Иерусалим.

«Ко Господу, внегда скорбети ми, воззвах, и услыша мя». Здесь снова говорится о пользе скорби, которую человек имеет. Не было бы скорби – не было бы воззвания к Богу: когда человек пребывает в трудных обстоятельствах, он всегда обращается к Господу и просит Его помощи. Скорби человеку дают духовную трезвость, он начинает правильно оценивать свою жизнь: он не прилепляется к этой жизни, он понимает, что все в руках Божиих. А когда у человека все хорошо, он думает, что он властелин этой жизни, что он творец, все, что у него имеется, – все он «сам заработал», все он «сам приобрел», и от этого у него только вырастает гордыня, мешающая ему жить. И когда человек получает скорби и трудности, у него горячая и сильная молитва – и Господь слышит человека. И святые отцы говорят о том. Смотрите! В скорбях человек взывает, ему не надо много трудиться, ему не надо делать какие-то особенные добродетели, но Господь слышит его только по одному воздыханию. И только одной молитвой можно избавиться от скорбей.

В то же время это для каждого из нас и подсказка: чтобы мы во время скорби не печалились и не искали способ каким-то земным образом решить проблемы, но в молитве обращались к Богу. Молитва поможет нам выйти из трудного состояния, как случилось, когда появилась возможность выйти иудеям из Вавилона. За счет только молитвы они это сделать смогли: Господь услышал их и оказал Свою помощь.

«Господи, избави душу мою от устен неправедных и от языка льстива». Мы всегда обращаемся к Богу, чтобы Господь избавил нас от клеветы: «Господи, избави мя от клеветы человеческия, и сохраню заповеди Твоя». Клевета делает этот мир совершенно невыносимым, и человек в таком состоянии будет делать еще бóльшие ошибки, нежели тогда, когда он может трезво оценить то, что с ним происходит. Вот Псалмопевец и просит, чтобы Господь избавил «от устен неправедных и от языка льстива» – от льстивого человека, который называется еще коварным. Ведь его коварство не видно: если зверя видно, его намерения, то льстивого человека и его жестокости и коварства не видно – оно прикрыто какими-то ласковыми словами, улыбкой, елейным поведением, смиренным образом. Он всячески прикрывает свои ухищрения и свою неправду. И ты не думаешь, что этот человек может причинить тебе зло, а думаешь, что он совершенно нормальный, хороший, готов жить и творить добро. И ему очень часто доверяют, что-то открывают сокровенное, – а на самом деле он готовит против тебя сети, и ты не знаешь это. И тебе все становится ясно в последний момент, когда злой, коварный человек, прикрытый ласкательством, лестью, открывается во всей полноте. Тяжело избавиться от такого человека, и тяжело такого человека увидеть. Поэтому Псалмопевец Давид и молится: «Господи, избави мя от человека клевещущего и от человека, который льстит тебе, а на самом деле уже за пазухой у него находится камень, чтобы причинить тебе какое-то смертельное зло».

«Что дастся тебе, или что приложится тебе к языку льстиву?»… Очень сложно противостоять льстецу, но что мы можем сделать такому человеку? Конечно, только уповать на Господа, и Господь избавит тебя от такого человека. Но и какая польза человеку, который льстит тебе и потом проявляет жестокое коварство? Он сам через это зло погибнет, ведь он будет жить с ним, и неправда, предательство, которое он совершает по отношению к другому человеку, будут его самого съедать. Он будет жить в страхе всю свою жизнь… Просто надо оставить все на волю Божию, а Господь Сам исправит такого человека.

«Стрелы сильнаго изощрены, со угльми пустынными». Господь, говорят святые отцы, готовит против такого стрелы с раскаленными углями. Святые отцы говорят, что такое «стрелы изощрены»: это добродетельная жизнь, которой можно противостоять такому человеку. А «угльми пустынными» – угли как очищающие, избавляющие раны от всякой инфекции и от всякого ненужного: это, святые отцы говорят, святое Причастие – Чаша Христова Тела и Крови Господней очищает нас, присоединяет нас к Самому Господу.

«Увы мне, яко пришельствие мое продолжися, вселихся с селении Кидарскими». Увы мне, пришельствие мое продолжися – продолжилось долгое время пребывание древних иудеев в Вавилонском плену. И они жили в селениях Кидарских: Кидары – это селение рядом с Вавилоном, где жили злые люди, которые не имели закона и принципов, поступали по своей жестокости. Именно туда и были поселены иудеи – они там жили среди людей, причинявших им постоянное зло. Святые отцы говорят: действительно, Кидар – это тьма. И в ней жили иудеи и терпели всяческое поношение от таких людей. Конечно же, и мы с вами живем в окружении врага рода человеческого, он нам причиняет немалое зло – и нужно иметь возможность противостоять всему этому. Но на зло нельзя отвечать злом, противостоять злу злом невозможно. Нужно уповать на Господа и стремиться исполнять закон Христов: заповеди Божии помогают побеждать всякое зло. Зло побеждается добродетелью. «Таковых, – говорит апостол Павел, – исправляйте духом кротости». Можно, конечно, отомстить, воевать с человеком, который причиняет нам зло, – но если мы исправим свою жизнь и будем жить добродетельно, тогда Господь Сам все изменит в нашей жизни.

«Много пришельствова душа моя, с ненавидящими мира бех мирен» – говорится, что иудеи пребывали в плену очень много времени, 70 лет: это человеческая жизнь (аще семьдесят, аще восемьдесят лет живет человек на земле, вот предел, который положил Господь) – целую жизнь они пребывали вот в этих селениях Кидарских и получали всякое поношение. Жили с немирными людьми, но были мирные: не отвечали им злом за зло, старались быть с ними в мире. Они не воевали с ними, не противостояли им. Но именно на всякое зло отвечали миром, можно сказать – добродетельной жизнью.

И нам святые отцы говорят, что и мы в своей жизни не должны отвечать на зло злом, не должны бороться с теми, кто любит этот мир и все посвящает этому миру, но должны показывать особый образ христианской жизни – и мирность будет побеждать. Тогда Господь будет слышать нас… Во всем быть примером, не бороться со злом – порой у нас возникает злость, желание бороться со всякой неправдой здесь, в этой жизни, противостоять, выходить, митинговать, еще что-то делать. И в противостоянии мы думаем, что добьемся результата. Вот Псалмопевец говорит: нет, можно добиться другого результата, когда ты будешь с ненавидящими мира бех мирен – нужно быть мирным, показывать собственный пример.

Если мы не будем митинговать, а просто жить христианской жизнью, это будет самое лучшее оружие против всей неправды, которая совершается в мире, почему и святые отцы (преподобный Серафим Саровский) говорят: спаси себя, и около тебя спасутся тысячи людей. Поэтому мы и должны стремиться к спасению собственной души, и твоя добродетельная жизнь больше будет вызывать внутреннее желание у окружающих тебя исправиться – не только внутреннее желание, но и стремление приобщиться к такой же добродетельной жизни, ведь святость заражает человека, вызывает добрые движения души. Самая лучшая наша борьба с любым злом – наша христианская жизнь.

Сколько бы мы ни митинговали, сколько бы ни выражали свои мнения в социальных сетях или даже видимым образом собирались на какие-то демонстрации – все это не даст доброго результата, так как будет вызывать внешнее противостояние нам, а мы будем пребывать в возбужденном, злом состоянии. А если мы будем приобщаться к мирности, к миру внутреннему христианской жизни, тогда все будет исправляться и в этой жизни.

«Егда глаголах им, боряху мя туне» – напрасно будет тогда бороться с нами кто-то. Мудрости мы приобщимся, а Господь именно и говорит, чтобы мы были мудры в этой жизни, противостояли бы ей духовным образом. Господь не случайно призывает, чтобы мы были мудры, как змии, и просты, как голуби. Мудрость должна быть в нашей жизни и некая отстраненность от этого мира. И тогда все, что делается в этом мире, само собой будет угасать, будет побеждаться светом и добродетельной жизнью.

Вот такой удивительный псалом, просто замечательный, глубокий, который очень и очень многое нам дает. Мы в любой скорби должны обращаться к Богу:  прежде всего молитва должна присутствовать в нашей жизни. Без молитвы ничего доброго мы не можем достичь. Молитва – это предстояние перед Богом, глубочайшая связь человека с Ним. Через молитву подается великая благость человеку, человек получает благословение на грядущий день, на предстоящий сон, молитва утверждает его целый день. Вот мы говорим, что тот день плохой, этот день нехороший – а нехороший лишь только потому, что была забыта молитва: был забыт наш Господь – в уме у нас нет имени Господня и уста наши не произносят его, вот день и получается неблагословенным, и у нас ничего не получается. Отсюда и столько скорбей – и если в этих скорбях опять не будет молитвы, то наступит уныние, наступит печаль, мы будем видеть перед собой безвыходность жизненных ситуаций.

Но когда присутствует молитва в жизни человека, тогда он, конечно, побеждает зло, и скорби уходят из его жизни: Господь – Он всегда слышит, всегда помогает, не оставляет верных Своих. «Воззвах и услыши мя», – говорит Псалмопевец, научая нас молиться к Нему – не печалиться, не унывать, а сразу же обращаться к Богу. Молиться, чтобы Господь избавил нас от всякого человека неправедного, льстивого, коварного: ведь мы не сможем увидеть человека. Один из старцев Троице-Сергиевой лавры, игумен Виссарион, так говорил: «Раньше, чтобы узнать человека, нужно было с ним съесть пуд соли. А в сегодняшнее время и двух пудов мало» – человек становится более лукавым: он уже сдружился с лукавством этого мира, с хитростью и неправдою, не боится уже говорить неправду. Если человек, который верит в Господа, стремится жить по заповедям Божьим, всячески избегает обмана, лжи в этой жизни, то сущностью современного человека, ушедшего от Бога, становятся неправильные отношения и неправильная жизнь, и всякий грех, и порок, и всякая неправда, лесть и обман. Поэтому мы не можем увидеть человека до конца. Казалось бы, вот какой замечательной человек, и вдруг он поступает так, что ты просто сотрясаешься. Ты думаешь, что за твоим столом сидит брат, а оказывается, не брат, а враг, желающий тебе причинить боль и страдания. Как увидеть такого человека? Увидеть его в нашей современной жизни практически невозможно.

Как избавиться тогда от них? Псалмопевец Давил говорит: обращайтесь с молитвой к Богу – и Господь избавит вас от таких людей. «Избави мя, Господи, от устен неправедных и от языка льстива». Невозможно увидеть, я еще раз говорю, такого человека – только избавиться от него можно, если Господь его просто не допустит к тебе, но здесь опять-таки нужно молиться и просить Господа. Конечно, Господь всякое зло побеждает, направляет к добру Своим Божественным Промыслом: Он Благ и Милостив – Он не дает нам понести скорби, беды и трудности в нашей жизни выше наших сил, чтобы мы не заунывали и не запечалились. Он, Господь, до времени дает понести тяжелый крест, но, когда видит, что мы истощены несением этого тяжелого креста, тогда и посылает нам облегчение и направляет стрелы против этих людей. Да и сам грех, само зло уже живут в этом человеке, но не дают ему покоя, пока он не принесет покаяния Господу.

Вся наша жизнь – это трудности. Вся наша жизнь – переживание, борение. Если христианин живет по закону Божию, он идет узким путем, и для него жизнь – борьба. И не случайно говорит Псалмопевец о селениях Кидарских: мы тоже живем среди врага рода человеческого, который хочет нам причинить боль, посылает нам всякие искушения. Жизнь христианина стеснена постоянной борьбой и постоянным бдением, ведь мы не знаем, когда враг рода человеческого нам причинит боль и страдание: «Бдите и молитеся, да не внидите в напасть». «Блюдите, как вы опасно ходите», – говорит святой апостол Павел. Любой невнимательный шаг может привести нас ко греху и страданию. Чтобы этого не произошло, должна постоянно присутствовать молитва, а на всякое зло нужно отвечать молитвой и добродетельной жизнью – ни в коем случае не нужно мстить, не нужно искать способы причинить зло этому человеку: на зло нельзя отвечать злом. Господь в Священном Писании не случайно призывает нас многажды, чтобы мы не торопились ответить человеку на его оскорбление, на обиду, которую он причинил нам.

Я думаю, этим всегда мы будем побеждать всякую неправду и только приобретать среди людей себе друзей. Даже те, кто к нам плохо относился, если они будут видеть нашу улыбку, наше незлобие, тоже будут приобщаться к этому и из врагов становиться нам друзьями.

Каждый псалом – великая ценность. Мы благодарны Господу, что Он послал нам святого Псалмопевца и пророка Давида, который открывает нам глубину домостроительства Божия, с одной стороны, а с другой – красоту нашей духовной жизни. Если мы будем слышать его призыв, то будем совершать правильные поступки в этой жизни, которые будут нас радовать здесь и открывать Царствие Небесное.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать