Читаем Псалтирь. Псалом 109

14 ноября 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Алексием Ладыгиным о Псалтири.

– Дорогие братья и сестры, продолжаем изучать Псалтирь и сегодня поговорим о 109-м псалме, который имеет преднаписание: псалом Давиду, 109. Сей псалом пророчествует о Христе. На это указывал Сам Господь в Своем земном служении, когда задавал фарисеям вопрос: «Что вам мнится о Христе? Чей Он сын?». Ибо фарисеи называли Христа сыном Давидовым, но не знали, что Он – Сын Божий. Поэтому Господь этим вопросом поставил их в тупик. Но Псалмопевец Давид пророчествует о Христе, – и Сам Господь говорит, ссылаясь на эти слова, насколько правильно и глубоко Давид сказал о Христе.

«Рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене, дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих» – Сам Господь обращается к Господу. К какому же Господу? Естественно, здесь посрамляются все, кто думает, что у нас много богов. Господь обращается к Сыну Своему: седи одесную Мене, дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих. Если говорится о престоле, о сидении, где же сидеть? «Седи одесную Мене» – по правую сторону от Меня. Если сидят вместе на одном месте, говорят нам святые отцы, то значит и Царство общее: тем самым Господь показывает, что Христос является Его Сыном. «Дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих» – Господь говорит: «Я всегда буду полагать врагов Твоих в подножие ног Твоих» – не то что Господь Сам с этим не справился, но так показано единство Отца и Сына.

«Жезл силы послет ти Господь от Сиона, и господствуй посреде врагов Твоих». Что такое жезл, который дается от Сиона? Это прежде всего Крест Господень, на котором Господь принес спасение всему роду человеческому. «Жезл силы послет ти Господь от Сиона» – от Сиона начинается проповедь Христа, Его служение народу, Он становится Пастырем Своих овец: жезл свидетельствует, что Христос – Пастырь Своих овец. «И господствуй посреде врагов Твоих» – это о том, что не только Господь проповедовал среди разных людей и господствовал над ними, но и святые апостолы, взяв с собою крест Христов, пошли проповедовать слово Божественной истины, по всей Вселенной проповедуя о Христе, утверждая Церкви Христовы среди совершенно разных языческих народов, которые еще не познали Христа и заповеди Божии и поэтому враждебно относились к проповеди, которую апостолы несли в разные концы Вселенной.

«С Тобою начало в день силы Твоея, во светлостех святых Твоих: из чрева прежде денницы родих Тя». Днем силы называют Страшный Суд. Святые отцы говорят, что не только Второе Пришествие Христово на землю является днем силы, но великим днем силы является и Его вочеловечение, то есть Первое Пришествие на землю. Это, конечно, удивительно, это дало возможность Церкви обрести святых угодников Божиих, и мы увидели через вочеловечение Господа новую возможность человека обрести здесь, на земле, Царствие Небесное, приблизиться к нему, ибо Царствие Небесное внутрь вас есть. Кто идет за Законом Христовым, тот и обретает это Царство здесь, на земле. Именно от этого начала и происходит великое чудо – возможность лицезреть святых угодников Божиих. И Второе Пришествие Христово также может называться днем силы Твоея: Господь будет судить всю землю со святыми – и апостолов, и мучеников, и святителей, и преподобных отцов, все пойдут на Суд вместе с Христом.

«Из чрева прежде денницы родих Тя». Здесь идет очень глубокое и сильное утверждение того, что Господь предвечен: Он был всегда, Он есть и будет всегда, и не было того момента, когда бы Он появился. Но почему используется такой чисто человеческий оборот самого рождения – из чрева прежде денницы родих Тя? Святые отцы говорят, что здесь подчеркивается, что Господь имеет одну природу о Своим Отцом: тот, кто рождается от человека, остается человеком, кто рождается от твари, становится тварью – передаются все качества, свойства и высота положения родителей. Здесь подчеркивается и в одном, и в другом месте Божественная сущность, Божественная природа Господа нашего Иисуса Христа. «С Тобою начало в день силы Твоея, во светлостех святых Твоих: из чрева прежде денницы родих Тя»: вот такой глубиной выражает Псалмопевец сущность Самого Господа, с одной стороны, а с другой – Его великую силу судить род человеческий вместе с теми святыми угодниками Божиими, которые родились в Церкви Христовой и трудами которых Церковь Христова по сей день стоит и остаеется спасительным кораблем в житейском море.

«Клятся Господь и не раскается: Ты иерей во век по чину Мелхиседекову». Раскаяние – это сожаление о сделанном. Но в Боге нет неправды, поэтому не может быть и сожаления. Этим выражением только утверждается истина, о которой Господь через пророка Давида каждому из нас говорит, открывая некую великую тайну, сравнивая Христа – с кем? Ты иерей во век по чину Мелхиседекову. Как Мелхиседек иерей Бога Живаго, так Христос Первосвященником, полагающий начало новому священству и новому служению Церкви Христовой, приводящему человека не просто в Обетованную Землю, а в Царство Небесное, ведь Христос открывает двери этого Царства.

Мелхиседек – это священник, о котором очень много недоговаривается в Священном Писании. Во-первых, не говорится какого он рода (понятно, что священнического, но кто его родители, сколько ему лет, когда он родился, из какого града пришел, – неизвестно); хотя он такой же «подобострастный», говорят святые отцы, как и любой человек, то есть он – человек, но в то же время Священное Писание о нем не говорит, чтобы явить образ Христа: мы не можем говорить о Христе, когда Он родился или когда Он ушел отсюда, ибо Он предвечный Бог. В то же время показывается великая глубина Мелхиседека – и царя, и священника, как и Господь явился и Царем, и Священником. Если мы переведем имя «Мелхиседек», то оно означает «правда и мир», что означает царь правды и мира. Христос является Царем и правды, и всей Вселенной, и того духовного мира, который Господь дает каждому, кто верит в Него. Вот такой глубокий стих, говорящий: «Ты иерей во век по чину Мелхиседекову». Священное Писание, говоря о Мелхиседеке, опускает имя его отца и матери, не показывает его родословную, чтобы в нем, как в образе, мы усмотрели Христа – как говорят святые отцы, «Который безотечен на земле по плоти, и безматерен на небесах по Духу, по божеству Который всегда пребывает». Удивительное толкование святых отцов!

«Господь одесную Тебе сокрушил есть в день гнева Своего цари». Что, Христос Сам не мог никого сокрушить? Почему Господь Ему помогает? Опять-таки показывается единство Отца и Сына. Неслучайно говорится: седи одесную Мене. Мы уже говорили, что Христос сидит одесную Бога Отца, а сидение на одном месте говорит об общем Царстве. И здесь показывается, что Отец и Сын – это нечто единое. Поэтому именно говорится: «Господь одесную Тебе сокрушил есть в день гнева Своего цари». О каких царях идет речь? Святые отцы говорят о том, что Господь поразил и Ирода, и Понтия Пилата, и Анну, и Каиафу – всех, кто царствовал над народом, имел власть и причинил немало вреда христианам, сокрушил и языческих царей, которые не принимали Христа, но впоследствии укрепил царей, которые восприняли христианство и стали устроять Церкви Божии здесь, на земле. Здесь говорится о Страшном Суде, посредством которого Господь Иисус Христос будет судить все народы земли.

Но здесь говорится именно о царях, а о народах затем скажет: «Судит во языцех, исполнит падения, сокрушит главы на земли многих». Пусть никто не обольщается, говорят святые отцы: Господь, конечно же, будет судить всех людей, живущих на земле, и исполнит падения тех, которые жили неправедно, – они получат должное по делам своим. Но, как говорят святые отцы, здесь говорится не только о людях, но о враге рода человеческого, который сам живет вне послушания, во зле, и который искушает многих людей. В первую очередь в день Страшного Суда Господь особенно осудит врага рода человеческого.

«От потока на пути пиет: сего ради вознесет главу». Тоже очень глубокие слова, в принципе они и завершают этот псалом. Слова удивительные и глубокие! Мы очень редко с вами, какова должна быть жизнь человеческая, – наполняем ее земными богатствами, которые в конце концов начинают нас тяготить, и мы понимаем, что они не приносят пользу, ибо все они требуют большого внимания, отвлекая нас от очень важных и необходимых дел, которые называются богопознанием, поиском Бога до конца дней своих на земле.

Поиск Бога происходит через чтение Священного Писания, где мы видим глубину и широту нашего православного богословия, великую мудрость, которую дают нам отцы, чтобы мы разумели не только правильность своих поступков, но и имели рассуждение о вещах, тогда будет совершено меньше ошибок, и наши поступки будут более ответственными. Одно дело, что нам говорит этот мир, а другое – какой смысл в те или иные вещи вкладывает Господь. Тогда мы начинаем понимать, как должен жить человек, как должен поступать судья, какую меру ответственности имеет начальствующий здесь, на земле (или князь, как называет его Священное Писание), какую меру ответственности имеет и тот, кто рангом пониже, – у каждого есть мера ответственного служения, христианского подхода к этой жизни… Какие слова мы должны произносить, а какие не должны, от чего должны воздерживаться, и что должно быть смыслом нашей жизни – все это нам дается через познание Священного Писания, через мудрость и глубину святых отцов.

А вот для этого как раз не хватает времени. Мы начинаем суетиться – нам нужны очень хорошие телефоны, компьютеры, телевидение, интернет: все это очень интересно, все это захватывает настолько, что ты не можешь оторваться. Казалось бы, не очень-то и вредна эта информация, она очень познавательна, но она тебе ничего не дает: сегодня мы читаем одно научное доказательство, завтра по этому поводу другое. В одно время говорят, что соль вредна, в другое время – что полезна. Одни говорят, что нельзя пить сырую воду, другие говорят, что сырая вода полезна, и так далее. Столько мнений! Казалось бы, все интересно, какие-то расследования, но это все изменчиво – не изменчиво только то, что связано с Богом, что приводит человека к вечности.

Но суета земная отвлекает нас. Казалось бы, приобрел безобидную вещь – компьютер для работы, а он отнимет у тебя время, осуетит тебя и уведет от спасения. Кажется, нужен дом, и большой дом, чтобы был простор как знак некоего состояния, но этот дом начинает нас тяготить: он требует заботы, внимания и попечения. Мы хотим развести огромный сад, посадить самые изощренные деревья, но и эти деревья требуют заботы – ты начинаешь постоянно заботиться о большом саде, все это хорошо, но у тебя нет времени даже пойти в храм… Мы знаем, насколько дачи в городской местности и большие хозяйства в сельской местности не дают человеку даже посмотреть на небо, будто человек создан не для Неба, а только для этой земли.

В этом отношении псалом 109 очень сильно показывает, как мы должны жить: так, как жил Христос. Об этом очень хорошо и глубоко говорит Псалмопевец: «…от потока на пути пиет, сего ради вознесет главу». Как жил Христос? Он пил воду и ел хлеб. Его спрашивали: «Господи, где Ты живешь?». Он говорил: «Лисицы имеют норы и птицы небесные – гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову». Нигде не говорится, что Христос хорошо и вкусно питался – Его едой, говорят нам святые отцы, были ячменный хлеб и вода. В другом месте Священного Писания говорится, что была и печеная рыба, но только тогда, когда Он находился в Капернауме, в Своем городе, как Он его называет, на берегу Тивериадского моря. Скромная жизнь была у Христа, Он не одевался в богатые одежды. Да и одежды Его были пыльными: Он постоянно переходил из одного селения в другое, проповедуя слово Божественной истины.

Почему скромность и стала уделом христианской жизни и на нее нужно обращать внимание и в сегодняшнее время. Иначе можно достичь большого богатства, но уйти от самого главного, что дает нам спасение, и тогда напрасны все наши земные труды – и на земле вдоволь и в радости не пожили, и вечности не достигнем. Если человек осуетится, он теряет веру, глубину и подлинность настоящего служения Господу. Почему? Нет понимания – не то что нет желания или не хватает сил, а нет понимания. Дальше мы будем рассуждать о многих других псалмах и увидим, что становится основанием в жизни человека.

Оказывается, основание в жизни это страх Господень: «Начало премудрости – страх Господень», – говорит Господь. Если есть у человека этот внутренний страх, то от него и начинается исполнение заповедей Божиих, которые дают человеку премудрость. Она же помогает раскрыться и духовно потрудиться, приблизиться к Богу, к той высокой и добродетельной жизни, к которой мы должны идти.

Но сегодня получается так, что молодых (да и многих) людей спрашиваешь: «Сколько заповедей Божиих?», – а они заповеди Божии даже не знают. А если мы их не знаем, то и не исполняем. Но незнание не освобождает нас от ответственности (по сей день существует такое определение, что незнание закона не освобождает человека от ответственности, поэтому закон мы должны знать: когда есть знание закона, то есть и понимание того, что его необходимо исполнять, а если не исполняешь – необходимо хотя бы приносить Господу покаяние). Эти знания должны быть у каждого, поэтому духовное воспитание детей должно быть в каждой семье. Когда будет полное понимание в духовных вопросах, тогда у человека будет рождаться желание исполнить Закон или хотя бы не делать того, что Закон запрещает. Тогда человек приближается к спасению, у него будет огромное желание не только в своих словах, рассуждениях, но и в действиях воплотить этот Закон.

Поэтому вот такой пример и дается сегодня: чтобы человек тоже смог вознести главу к Небу, ему нужно чуть-чуть оторваться от земли. А для этого не нужно иметь такой приверженности к ней и ко всем земным благам, иначе они привязывают человека, и тогда он не способен дать подлинную оценку вещам, событиям, словам, поступкам, которые он совершает, и это очень страшно. Всегда хватит хлеба, всегда хватит одежды – если не будет лишнего, то и не нужно о многом заботиться, тогда время освобождается для молитвы и для служения Богу. Не случайно первые люди разделились на сынов Божиих и на сынов человеческих: одни изучали Священное Писание и жили просто, другие строили каменные города, но отходили от Бога. Вот ответ, который содержится в этом премудром псалме, пророчествующем о Христе, говорящем о Его Божестве. В то же время в конце Господь дает нам наставление, чтобы и мы с вами заботились о своем духовном пути.

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать