Читаем Псалтирь. Псалом 105

17 октября 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Алексием Ладыгиным о Псалтири.

Дорогие братья и сестры, мы продолжаем изучать Псалтирь и сегодня будем говорить о 105-м псалме, который имеет надписание: Аллилуиа, 105. Аллилуиа – это хваление Богу. Псалом говорит нам, что мы должны прославлять Бога за Его непрестанные и великие благодеяния, которые Он направляет не только к тем, кто сохраняет верность, но и к злонравным и неверным людям, и Своею милостью исправляет те кривизны, которые делает человек по своему своеволию.

«Исповедайтеся Господеви, яко Благ, яко в век милость Его» – псалмопевец Давид призывает, чтобы мы исповедовали перед Господом все свои грехи и прославляли Его за то, что Он являет великую милость к людям. Он Благ, Милосерден к каждому из нас, Его благость простирается на всех людей. Он творит великую милость и не наказывает человека за грехи его, но старается долготерпеть, чтобы тот пришел к покаянию и исправил пути свои. Святые отцы говорят, что Господь милует человека в этой жизни и воздает ему праведный суд в будущей.

«Кто возглаголет силы Господни, слышаны сотворит вся хвалы Его?» Кто может сказать о великом милосердии Божием, которое Господь направляет каждому человеку? Мы можем только свидетельствовать, как Господь долготерпит и милосердствует над каждым человеком.

«Блажени хранящии суд и творящии правду во всякое время». Псалмопевец говорит, что счастливы исполняющие заповеди Божии во всякое время, и тот, кто в уме своем держит Страшный Суд, не согрешит.

«Помяни нас, Господи, во благоволении людей Твоих, посети нас спасением Твоим» – помяни нас, Господи, когда Ты явишь милость Свою. Милость будет явлена через спасение, а Спасителем нашим является Господь Иисус Христос, Который пришел на землю спасти весь род человеческий, и в этом заключается великая милость и благость Отца нашего Небесного.

«Видети во благости избранныя Твоя, возвеселитися в веселии языка Твоего, хвалитися с достоянием Твоим». Спасение – от Господа нашего. Свидетельствуют и пророки, и псалмопевец, что спасение рода человеческого придет от Самого Отца, Который пошлет Сына Своего Единородного, дабы верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Хотя человек согрешает, Господь все равно ведет его особым путем, показывая, что милость Его распространяется над каждым человеком.

«Согрешихом со отцы нашими, беззаконновахом, неправдовахом. Отцы наши во Египте не разумеша чудес Твоих, ни помянуша множества милости Твоея: и преогорчиша восходяще в Чермное море». Господь являет Свою милость к человеку, никого не оставляет и всем дает возможность ощутить Его заботу. Но, к сожалению, мы очень часто забываем милость, которую Господь явно дает нам и которую мы можем видеть в своей жизни. Изучая Священное Писание, мы можем видеть милость Его и на всем избранном народе. Здесь псалмопевец говорит, что отцы наши согрешили беззаконновахом, неправдовахом. В Египте Господь совершил много чудес, чтобы еврейский народ вышел из плена, но они все равно не до конца уповают на милость Божию, и вместо того чтобы просить Бога о помощи, постоянно ропщут на Него, говоря, что Господь хочет погубить их. Они ропщут и на Моисея. Здесь говорится, что когда они подошли к Чермному (или Красному) морю, то стали роптать на Моисея, говоря: «Разве нет гробов в Египте, что ты привел нас умирать в пустыне? Что это ты сделал с нами, выведя нас из Египта? Не это ли самое говорили мы тебе в Египте, сказав: оставь нас, пусть мы работаем египтянам?» Но Господь опять явил Свою милость через Моисея, который жезлом своим ударил по морю, море разделилось надвое, и евреи прошли как по суше по дну морскому, а фараона Господь вместе с войском потопил в Чермном море.

Дальше об этой великой милости и говорит псалмопевец, перечисляя ее:

«И спасе их имене Своего ради, сказати силу Свою: и запрети Чермному морю, и изсяче: и настави я в бездне, яко в пустыни. И спасе я из руки ненавидящих и избави я из руки врагов. Покры вода стужающыя им: ни един от них избысть. И вероваша словеси Его и воспеша хвалу Его» – Господь опять явил Свою милость. Конечно же, они возблагодарили Господа и прославили Его за то, что Он избавил их от руки фараона.

«Ускориша, забыша дела Его, не стерпеша совета Его: и похотеша желанию в пустыни и искусиша Бога в безводней. И даде им прошение их, посла сытость в душы их». Удивительные слова говорит здесь псалмопевец: «Ускориша, забыша дела Его, не стерпеша совета Его». Господь уже столько благодеяний явил этому народу, вывел его из египетского плена, из земли Хамовой, сотворил великие чудеса, и весь еврейский народ видел, какие чудеса творил Он, какие казни навел на народ египетский, как Он рукой Моисеевой разделил море и они как по суше прошли. Но при любой трудности, с которой они сталкивались на пути в землю обетованную, они роптали – не молились, не просили Бога, но постоянно роптали. Господь, видя их роптание, посылал им то, что они просили. Что послал им Господь? Не было воды – Он послал им воду, источенную Моисеем из камня: «И даде им прошение их, посла сытость в душы их». Господь послал им то, о чем они просили: и манну небесную, и перепелов, когда они захотели поесть мяса. Он постоянно их утешал, хотя они роптали и говорили Моисею: «...о, если бы мы умерли от руки Господней в земле Египетской, когда мы сидели у котлов с мясом, когда мы ели хлеб досыта! ибо вывели вы нас в эту пустыню, чтобы все собрание это уморить голодом». Господь никогда их не оставлял, и они видели это – ведь перед ними шло облако, которое показывало им путь, ночью им освещало дорогу светило. Господь всегда, каждодневно подчеркивал заботу. Святые отцы говорят, что не роптать нужно. И мы в своей жизни, когда что-то не получаем, не должны роптать на Бога и говорить, как нам плохо и тяжело, а просить Бога о помощи, и Господь всегда пошлет необходимое, ведь Он всегда заботится о нас и никогда не оставляет человека без исполнения просимого.

«И прогневаша Моисеа в стану, Аарона святаго Господня. Отверзеся земля и пожре Дафана и покры на сонмищи Авирона: и разжжеся огнь в сонме их, пламень попали грешники». Здесь очень четко говорится о том, что когда мы начинаем роптать, осуждать, или, как в данном случае говорится, что посягали не только на Моисея, но и на власть Аарона, священническую власть (его Господь поставил), тогда Господь явным образом наказывает этих людей, чтобы все видели, что так поступать нельзя, что нужно исполнять волю Божию, ибо Господь заботится и дает все необходимое. Но все равно какое-то внутреннее восстание из-за злых нравов, своеволия, зависти возникает в людях. Тогда Господь отверз землю, и она «пожре Дафана и Авирона», и тех, кто посягал на священство, Господь попалил огнем, тем показав, что все должно быть по воле Божией.

«И сотвориша тельца в Хориве и поклонишася истуканному: и измениша славу Его в подобие тельца ядущаго траву. И забыша Бога спасающаго их, сотворшаго велия во Египте, чудеса в земли Хамове, страшная в мори Чермнем» – святой псалмопевец Давид повторяется, чтобы укорить еврейский народ, что они, видя такие сильные чудеса в земле Хамовой, то есть в земле Египетской (мы говорили, почему земля Хамова: Египет – это имя внука Хамова: «...сын Хамов – Ханаан, сын Ханаанов – Мезраим – толкуется Египет, от него и страна получила имя»), забыли Бога, спасающего их. В Хамовой земле, в Египте, Господь сотворил великие чудеса и «страшная в мори Чермнем». Не было такого чуда, чтобы море разделилось надвое и кто-то прошел по нему как по суше, – стихии подчиняются Богу. Когда Господь исполняет Свой Промысл о земле, о человеке, Он делает это не для того, чтобы погубить человека. В итоге мы видим, что все это было направлено на спасение всего рода человеческого, который уверует во Христа и пойдет за Ним. Все это делалось, чтобы человечество обрело счастье, обрело Царствие Небесное, чтобы открылись двери Царствия Небесного и человек мог войти в славу Отца Небесного. Не было таких чудес – и Господь творит их. Но все равно люди не хранят верность Богу – при каких-то внешних обстоятельствах они начинают сразу изменять Ему. Ушел Моисей на Синайскую гору, они заставляют Аарона сделать им золотых тельцов и прославляют тельцов, говоря, что «этот бог нас вывел из египетского плена». Конечно, Господь разгневался на них и хотел их наказать.

«И рече потребити их, аще не бы Моисей, избранный Его, стал в сокрушении пред Ним, возвратити ярость Его, да не погубит их». Но Моисей встал и начал просить Господа, чтобы Господь простил их, говоря: «...не воспламеняется, Господи, гнев Твой на народ Твой, который Ты вывел из земли Египетской силою великою и рукою крепкою, чтобы Египтяне не говорили: на погибель Он вывел их, чтобы убить их в горах и истребить их с лица земли; отврати пламенный гнев Твой и отмени погубление народа Твоего; вспомни Авраама, Исаака и Израиля [Иакова], рабов Твоих, которым клялся Ты Собою, говоря: умножая умножу семя ваше, как звезды небесные, и всю землю сию, о которой Я сказал, дам семени вашему, и будут владеть [ею] вечно». И Господь, испытывая, как говорят святые отцы, любовь Моисея к этому народу, увидел ее и помиловал его. Еще святые отцы говорят, указывая именно на это место Священного Писания, насколько велика молитва праведного перед Господом: молитва святых всегда угодна Богу, почему мы и обращаемся к святым. Один Моисей мог умолить Господа за весь народ еврейский, и Господь пощадил и простил их. Тогда Моисей спустился и разбил всех истуканов, которые были сделаны в виде животных.

«И уничижиша землю желанную, не яша веры словеси Его: и поропташа в селениих своих, не услышаша гласа Господня. И воздвиже руку Свою на ня, низложити я в пустыни, и низложити семя их во языцех, и расточити я в страны». Из-за такого беззакония народа, за их измену Господь не дает им Своего благословения войти в землю обетованную – этот народ явил свою неверность Господу и показал ропот. Затем мы увидим, что они возроптали на Бога, плакали целую ночь, когда пришли соглядатаи и сказали, что ее жители – это народ великий, что они и большие ростом, и сильные, и у них защищенные города, и они не отдадут эту землю. Народ опять роптал, плакал и говорил: «Бог привел нас сюда, чтобы погубить, мы никогда не сможем победить этих людей». Но Господь же вел их – Господь знал, каким образом они войдут и какую силу Он им даст. Но они возроптали, и за этот ропот Господь не дал им благословения войти в землю обетованную, но не погубил весь род, а погубил тех, кто роптал. Но потомство их уже входит в землю обетованную: Господь остается верен Своему слову, которое дал Аврааму, Исааку и Иакову, что их семя войдет в эту землю, и будет обладать этой землей, и народ будет великим и сильным. Господь исполняет Свои слова, но, к сожалению, человек не исполняет.

«И причастишася Веельфегору и снедоша жертвы мертвых: и раздражиша Eго в начинаниих своих, и умножися в них падение». Ваал-Фегор (см. Числ. 25, 3) – это идол. Они поклонились идолу, ибо вопреки благословению Божию стали жениться на моавитянках и других языческих женщинах, которые приносили своих богов в их стан и перетягивали иудеев на свою сторону. Иудеи стали делать истуканов и кланяться им – за это Господь наказывает этот народ. Мы знаем, что народ не раз изменял Богу – блудодействовал, как говорит псалмопевец словами Священного Писания. Вот Господь и наказывает их. Но опять-таки Господь мог истребить весь народ, но были люди, пылавшие любовью к Богу, ревностно и дерзновенно защищая законы Божии и через это защищая весь народ от гибели.

«И ста Финеес и умилостиви, и преста сечь: и вменися eму в правду, в род и род до века». Финеес возревновал – будучи внуком Аарона, он воспитывался в любви к Богу и ревностно отнесся к тому, что люди нарушают повеления Божии; он поразил одного из военачальников вместе с его женой-язычницей и тем отвратил гнев Бога на весь народ. Здесь святые отцы говорят: не смотри, что он так жестоко поступил, он не является человекоубийцей, но смотри на конечную цель. А конечная цель была – защитить весь народ. И когда Господь увидел это, Он оправдал его и пощадил весь израильский народ. В то же время Финеес спасает свой род тем, что становится священником, и их род становится священниками Бога Живаго.

«И прогневаша Его на воде пререкания, и озлоблен бысть Моисей их ради: яко преогорчиша дух eго и разнствова устнама своима». «Разнствова» – то есть раздвоился устами своими, говорит псалмопевец Давид, нарушая повеления Бога лишь только потому, что у него не хватает сил. Народ постоянно ропщет и обвиняет Моисея, зачем он вывел их из египетского плена; у народа не было благодарности – они делают его постоянно виновным в трудностях, которые встречают в пустыне: «О, если бы умерли тогда и мы, когда умерли братья наши пред Господом! зачем вы привели общество Господне в эту пустыню, чтобы умереть здесь нам и скоту нашему? и для чего вывели вы нас из Египта, чтобы привести нас на это негодное место, где нельзя сеять, нет ни смоковниц, ни винограда, ни гранатовых яблок, ни даже воды для питья?» Моисей помолился, и сказал Господь Моисею: «Возьми жезл и собери общество, ты и Аарон, брат твой, и скажите в глазах их скале, и она даст из себя воду: и так ты изведешь им воду из скалы, и напоишь общество и скот его». Но Моисей разгневался и в гневе сказал: «Как я могу из этого камня дать вам воды?» И дважды ударил жезлом своим по камню, и потек обильный поток воды. Конечно, говорят святые отцы, Моисей все это сделал в гневе, как бы раздвоился. Ему надо было в спокойствии духа исполнить Божие повеление: сказать камню, и камень источил бы воду, как сказал Господь. Но он ударил по камню два раза, показал свой гнев и в каком-то даже смущении, сомнении сказал: «Как я вам из этого камня дам воду?» Господь, конечно, все исполнил, но за то, что Моисей так поступил, Господь сказал ему, что он не войдет в землю обетованную, не поведет этот народ туда: за это неровное состояние духа, за сомнение, выраженное при всем народе, Господь наказывает Моисея. Поэтому в гневе своем мы должны быть очень сдержанны, об этом и говорит псалмопевец. Гневаясь, не согрешайте. Гнев приличен человеку, человек выражает свое недовольство через гнев, но гнев все-таки должен быть в меру, и если человек не удерживает его, тогда согрешает.

«Не потребиша языки, яже рече Господь им. И смесишася во языцех и навыкоша делом их: и поработаша истуканным их, и бысть им в соблазн. И пожроша сыны своя и дщери своя бесовом, и пролияша кровь неповинную, кровь сынов своих и дщерей, яже пожроша истуканным ханаанским: и убиена бысть земля их кровьми». Здесь Давид говорит о том, как недостойно себя ведет народ дальше: приобщается к народу хананейскому, «берет в жены себе» тот народ, который Господь повелел им истребить. Господь как бы не наказывает этот народ, но вместе с ним истребляет зло, которое он творит: он в своем безумии приносит в жертву своих сынов и дочерей, тем самым напояет кровью землю, взывающую ко Господу. И Господь повелевает, чтобы этот народ был истреблен. Но иудейский народ не слушается своего Бога, не истребляет народ – более того, берет их себе в жены и не освящает их своей верою, а принимает под их влиянием их веру. И своих сыновей и дочерей тоже приносят в жертву. Псалмопевец говорит, укоряя народ: «яже пожроша истуканным ханаанским: и убиена бысть земля их кровьми».

«И осквернися в делех их: и соблудиша в начинаниих своих. И разгневася яростию Господь на люди Своя и омерзи достояние Свое: и предаде я в руки врагов, и обладаша ими ненавидящии их» – Господь не раз наказывает народ тем, что его завоевывают, уводят в плен, не для того, чтобы их наказать, но чтобы привести в разум истины, чтобы они поняли, что же они делают и ради чего страдает их народ, их сыновья и дочери. Поэтому Господь попускает именно такое наказание для всего этого народа.

«И стужиша им врази их: и смиришася под руками их. Множицею избави я: тии же преогорчиша Его советом своим, и смиришася в беззакониих своих». Бог, наказывая их для вразумления, давал место, как говорит Иоанн Златоуст, и Своему человеколюбию: Он их и наказывает, но когда они приносят покаяние, начинают понимать, из-за чего они попали в такое тяжелое положение, изменяет все, освобождает их и очень чудно это творит.

«И виде Господь, внегда скорбети им, внегда услышаше моление их: и помяну завет Свой, и раскаяся по множеству милости Своея»: Господь увидел и не то что раскаялся – Он постоянен в Себе, но являет милость и щедроты Свои народу лишь только потому, что он раскаялся, увидел свою неправду. Какую великую милость дает Господь?

«И даде я в щедроты пред всеми пленившими я» – Он показывает, что есть Бог, Который любит этот народ и не только отпускает его из плена, но дает даже средство и возможность восстановить вновь Иерусалимский храм: дает Свои щедроты, Свою милость, не забывая, что этот народ – избранный.

«Спаси ны, Господи, Боже наш, и собери ны от язык, исповедатися имени Твоему святому, хвалитися во хвале Твоей. Благословен Господь Бог Израилев от века и до века. И рекут вси людие: буди, буди». Молится Давид о спасении: «Собери нас, Господи, чтобы мы могли прийти и возблагодарить Тебя, прославить имя Твое, хвалить Тебя». Великая польза бывает народу, который прославляет своего Бога Живого, творящего великую милость. И от этого Господь дает благословение. Благословен Господь Бог Израилев от века и до века – конечно, нельзя не благословлять Бога, не благодарить Его за великие благодеяния, которые Господь посылает в целом всему роду человеческому и этому народу. Когда мы прославляем Бога, мы говорим: «Аминь» (др.-греч. ἀμήν, амèн – «верно», «да будет так»). Как говорят святые отцы, «буди, буди» – то же, что «аминь, аминь», то есть «истинно». Истинно, что мы прославляем Бога и воссылаем Ему хваление и благословение. Очень важно понимать и наше богослужение, которое заключается словом «аминь» – «истинно»: подтверждает, что «все это так». Сейчас хор клироса поет за весь народ, а в древности весь народ громко произносил слово «аминь», подтверждая все славления и благодарения Бога, звучавшие из уст певцов и священнослужителей.

Вот такой удивительный псалом мы сегодня изучали. Думаю, он послужит нам во вразумление и даст огромную пользу.

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать