Читаем Псалтирь. Псалмы 132-133

10 апреля 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Алексием Ладыгиным о Псалтири.

Продолжим изучать Псалтирь и сегодня поговорим о псалмах 132-м и 133-м. Они, как и несколько предыдущих, о ступенях, которые ведут нас в Царствие Небесное.

Псалом 132 имеет преднаписание: песнь степеней, 132. Это 14-я ступень – любовь к Богу и ближнему. Се, что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе он пророчествует о времени христианском, где христиане, во главе с нашим Господом, должны жить в дружбе и согласии. Сам Господь говорит: …идеже бо еста два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их. В христианском обществе с нами постоянно пребывает Христос, и наша жизнь должна быть наполнена миром, любовью и согласием – не просто жить вместе и терпеть друг друга. Сейчас людей приучают к весьма своеобразной терпимости – можно кого-то ненавидеть, но терпеть. А Господь через Псалмопевца говорит удивительные слова: мы должны жить вместе - в любви, согласии, единомыслии, и этого должны искать в своей жизни. Почему? У нас одна, единая цель, и вместе мы сильнее. Конечно, враг рода человеческого будет выступать против нас, что показывают разные события в христианском мире, – христианские Церкви разделяются, и даже Православная Церковь. Мы видим, как враг рода человеческого пытается нашу православную семью разделить по национальному признаку. Если такое происходит, значит мы где-то не услышали Господа, то есть что-то в нашей жизни не так. А Господь призывает: Се, что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе. Лучше этого ничего нет. А почему мы должны жить вместе? Есть такая поговорка: вы одним миром мазаны. Мы действительно одним миром мазаны, и это миро необыкновенное, миро благоухающее, которое сообщает нам благодать Святого Духа.

Псалмопевец продолжает: Яко миро на главе, сходящее на браду, браду Аароню, сходящее на ометы одежды eго. Вот такое братское согласие должно присутствовать в каждом из нас. Если оно присутствует, тогда христианское общество будет озарять весь мир. Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, Иже на небесех. Будет такой живительный пример, и многие потянутся за светом, который будет озарять путь в Царствие Небесное. «Яко миро на главе». О чем говорится? О священническом елее. Это особый елей, миро, который варится в Церкви Божией из разных ароматов: каждый отдельный аромат скуден, а когда они соединяются вместе, получается благовоние, которое наполняет все окружающее особым запахом. Миром помазывали священство – Аарона и других священников, царей на царство помазывали миром, благоуханным миром помазывается каждый человек при Святом Крещении и через это ему сообщается благодать Святого Духа. Миро всегда возливалось на главу священника, затем с главы стекало на бороду, а с бороды на ометы одежды его – на верхнюю часть одежд, украшения на одеждах священнических. Таким образом, священник весь пропитывался благоуханным миром, благоуханным елеем из разных ароматов и становился приятен для всего человеческого общества. С миром сравнивается единодушие и согласие в христианском обществе и в христианской семье, конечно же, – где есть мир, любовь и согласие, там всегда присутствует Господь: там Я посреди них (как говорил преподобный Амвросий Оптинский, где есть мир, там и ангелы летают, а где мира нет, ангелы покидают это общество людей). Вот такое удивительное сравнение дает нам Псалмопевец.

Яко роса Аермонская сходящая на горы Сионския: яко тамо заповеда Господь благословение и живот до века. Аермон – это высокая гора в Палестине; на ней выпадает обильно снег, и когда наступает летнее жаркое время, тогда снег испаряется и росою выпадает на Сионе – с крыш домов начинает капать, как будто прошел дождь, и от этого и земля наполняется влагой, и приятно становится людям, ведь не ощущается жаркого воздуха. Эта же приятность бывает, когда люди живут в мире, любви и согласии, и эта благодать очень многих привлекает к себе. Господь сегодня и говорит именно об этом единении: мы получаем благодать Святого Духа через таинство Крещения, через таинство Миропомазания становимся одной семьей. Поэтому Господь призывает: каждая семья, которая хочет иметь силу, должна быть вместе, и каждое общество, которое хочет идти по пути к Царствию Божию, тоже должно быть вместе, не должно быть никаких разногласий – у нас есть более высокие цели. Есть цели политические, цели экономические, границы, но это все земное – это все служит земле, нашей гордыне, тщеславию, высокомерию. Но есть более высокая цель в жизни христиан – приобретение Царствия Небесного. Если мы хотим приобрести Царствие Небесное, то должны жить в мире, любви и согласии, не замечая политических, экономических, социальных целей: не это самое главное. Для нас самое главное – обрести Христа здесь, на земле, и, конечно же, удостоиться обителей, которые Он нам приготовил в вечности:  какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?  Неужели душа меньше тела? Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Мы не должны служить телу, ведь тело временно, а душа вечна – вечному мы и должны стремиться служить в течение всей своей жизни. Вот Господь и говорит: если вы крещены – рождены от воды и Духа, – вы помазаны благодатью Всесвятого Духа, Который, как роса аермонская сходит на Сион, сходит на вас, освящает вас, то вы должны стремиться жить в мире, любви и согласии. Дальше Господь говорит: …яко тамо заповеда Господь благословение и живот до века. Вот такие люди будут благословляться, и жизнь их будет благословенной всегда: в этих семьях, в этом обществе все будет получаться. Если мы будем стремиться к разделению, то ничего не достигнем в этой жизни – разделение, вражда между христианами будет приводить к тому, что мы будем страдать, не получим никакого благосостояния – ни экономического, ни политического, ни твердости наших границ и наших устоев: мы все разрушим.

Получит от Господа благословение тот, кто живет в мире и согласии. Оно должно начинаться внутри нас, мы должны иметь мир и любовь внутри себя, с Господом, затем распространять его на свои семьи, а потом передавать и распространять в нашем христианском обществе: ничто не должно нас разделять. Когда мы будем так жить, мы будем благословенны, говорит Псалмопевец, до века.

***

Переходим к 133-му псалму, заключительному псалму всех ступеней, о которых мы с вами говорили; 15 ступеней вели к Иерусалимскому храму; все эти ступени – те добродетели, которых мы должны достигнуть. Псалом имеет преднаписание: песнь степеней, 133; 15-я ступень – самая высокая: благодарение Богу.

Это особая добродетель: чтобы научиться правильно благодарить Бога, нужно научиться и кротости, и смирению, должны быть и ревность, и любовь к ближнему, и любовь к Богу – многое должен человек приобрести, чтобы научиться благодарить.

Мы очень часто страдаем от того, что человеческое общество неблагодарно: дети забывают благодарить своих родителей, родители часто не замечают любовь к ним детей, мы забываем благодарить своих благодетелей, более того, мы ожесточаемся и совершаем акты зла, насилия и предательства по отношению к ним. А ведь общество христианское должно быть наполнено благодарностью. Как говорил один святой старец, «благодарность – удел людей смиренных». Конечно, мы к этому должны стремиться. А если благодарность – это совершенная добродетель, то неблагодарность – это, конечно, уже кончина века сего (апостол Павел говорит: …в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра). Неблагодарность – свойство души человека последних времен жизни на земле.

К благодарности нужно приучать себя, и в первую очередь мы должны благодарить нашего постоянного Благодетеля – Господа Иисуса Христа: Он пострадал, отдал Себя в Жертву ради спасения всего рода человеческого – за каждого из нас Он пролил Свою Божественную Кровь, мы получаем оправдание даром, по благодати Его – мы знаем, что нам нечем оправдаться: если Господь покажет все наши грехи, то мы замолчим и ничего не сможем сказать, но Господь Своею милостью и Своим искупительным подвигом покроет наши грехи и исправит все наши беззакония.

Се, ныне благословите Господа вси раби Господни. Раб Господень – тот, кто служит Господу. Мы уже говорили, чем отличается раб Божий от раба человеческого: последний – тот, кого лишили свободы. А раб Божий сам, по своему желанию, отдает свою волю и исполняет волю своего Любимого – мы исполняем волю нашего Господа. И ничто, что нам дает Господь, не насилие над нами: мы готовы это нести, терпеть, радоваться вместе с Господом, ведь Господь дает все благое нам – Любящий не может обидеть любимого. Бог нас любит настолько сильно, что мы порой Его любовь не можем вместить внутри себя – сердце наше слишком мало, чтобы понять всю милость и любовь, которую Господь направил нам. Вот такие люди, кто посвящает себя Богу, кто становится христианином, и становятся рабами Божиими. Всех нас призывает Псалмопевец, чтобы мы воздали благодарение Господу.

Стоящии в храме Господни, во дворех дому Бога нашего. Конечно, благодарить Господа можно на всяком месте, но есть особое место для нашей общественной молитвы, где молитва имеет огромную силу, – это храм Господень. Очень часто люди говорят: «Зачем идти в храм? Я и так Господу могу помолиться, мне не нужно никуда идти, Бог меня везде слышит». Бог тебя везде слышит, но есть особые места, отведенные для определенных дел. Например, ресторан – для еды, кинотеатр – для просмотра фильмов, поликлиника и больница – для лечения, и так далее. А храм Божий – место молитвы, особого внутреннего сосредоточения, место отсечения себя от этого мира. В храме ты как бы опускаешься в Божественный мир – храм это Небо на земле: ты уже входишь в Царствие Небесное, чтобы пообщаться с Богом. Святые отцы говорят, что мы не только должны ходить в храм Божий, но и понимать, в каком состоянии идем: в храм Божий должны входить люди, освященные высотой духовной жизни, а кто немало согрешил, да принесет вначале достойное покаяние, а потом уже войдет в храм Божий. С таким великим благоговением святой Иоанн Златоуст относится к храму Божьему и передает глубокую мысль, которую выражает в этом псалме Псалмопевец. Мы должны внутренне подготовиться, понять, куда мы идем, зачем, и как мы должны вести себя в храме. Мы приходим в храм, чтобы в первую очередь воздать благодарение.

В современном мире мы привыкли к тому, что идем в храм, чтобы что-то у Бога попросить. Один из известных святителей нашей Церкви сказал, что люди в храм нынче идут не Богу послужить, а себя обслужить: мы постоянно что-то у Бога просим. Но прежде, чем что-то попросить, всегда воздай благодарение. А если ты чувствуешь свои грехи, принеси покаяние, попроси у Бога прощения, а потом воздай благодарение Ему за то, что Господь являет тебе столько любви, столько милости и никогда тебя не забывает.

Благодарность – удел совершенных. Нам есть за что благодарить Бога – за каждый день. Мы видим, что происходит в мире, что происходит с человеком: вроде бы человек сегодня жил, цвел, все у него получалось, а завтра он лежит больной или Господь его призывает к Себе, или что-то случается в его жизни такое, что переворачивает его жизнь. Но мы видим, как Господь относится к нам, как Он сохраняет нас, наших детей, наших близких, что Господь помогает нам: не оставляет нас ни нищими, ни убогими, но всегда питает нас хлебом насущным – на каждый день что-то у нас есть, и мы не ходим голодными. Господь настолько заботится о нас, что мы просто живем в каких-то особых условиях: ты встал, ты цел, все твои близкие целы – и ты понимаешь, что, хотя бы раз в неделю, нужно прийти в храм Божий и воздать благодарение Отцу Небесному за Его великие и непрестанные благодеяния к нам. Псалмопевец особо обращает внимание на это: чтобы благодарить Бога мы не забывали. Вси раби Господни, все без исключения. Ведь на каждого из нас светит солнце, Господь дождит – Он каждого любит, Он переживает и за грешника, и за человека праведного. За каждого болезнует Его сердце: Господь всем хочет спасения, чтобы каждый пришел в разум истины. Вот такая любовь Бога, за это и нужно благодарить Господа.

Далее Псалмопевец Давид говорит: В нощех воздежите руки ваша во святая и благословите Господа. Опять слова о молитве, о благодарении не только днем, когда мы идем в храм Божий, но и ночью мы должны вставать, возносить свои руки к Небу и благодарить Бога за все Его непрестанные благодеяния к каждому из нас. Кроме молитвы дневной, должна быть еще и ночная. Святые отцы говорят, и Псалмопевец говорит о высоте ночной молитвы. Мы знаем, что такая молитва есть, особенно в монастырях, да и раньше были всенощные бдения, которые сейчас из-за немощи нашей перенесены на вечерний час. Раньше люди молились по всей ночи – сейчас осталась только ночная молитва на Рождество, на Пасху, когда мы испытываем особое чувство подъема, вдохновения и благодарности Богу, что Господь пришел на землю, воплотился, пострадал и воскрес и каждому из нас даровал жизнь вечную. Но должна быть еще и домашняя ночная молитва, когда мы сами ночью встаем и возносим молитву. Не случайно, когда мы, обращаясь к священнику, говорим, что страдают наши дети, или что-то неладное происходит в семье, священник всегда рекомендует встать в 12 часов ночи и хотя бы кратенько, но помолиться, или в ночное время встать, почитать Псалтирь. Ночью происходит особая молитва: весь мир спит, и ничто тебя не отвлекает – ты действительно можешь отключиться от всего мирского, от мыслей, помыслов, мечтательности о земных проблемах: ты погружаешься полностью в молитву, ум твой полностью погружен в общение с Господом. Эта молитва, конечно, сильная. Святые отцы говорят, что если ночью не встаешь, то хотя бы погрузи очи свои в темноту. Каким образом? Встань на колени, закрой глаза твои, чтобы они не видели этого мира, и погрузись в чистую, светлую молитву без примеси разных помыслов, которые одолевают нас во время молитвы.

Святые отцы говорят и что, если человек призывается в домах своих к ночной молитве, то как ты живешь, если вообще не молишься, если вообще не просишь и не благодаришь Бога? Что ты можешь победить, что ты можешь преодолеть в своей жизни, если не воздеваешь руки свои к Небу? Посмотри на Аарона, который воздевал руки, когда Моисей шел воевать: он воздевал руки – и оружие еврейского народа побеждало, а когда руки опускались, враг наступал на них. Когда какие-то трудности, проблемы, мы всегда должны воздевать руки свои к Небу. Каким образом? Именно таким образом, как говорит Псалмопевец, в нощех воздежите руки ваша во святая, и благословите Господа.

Благословит тя Господь от Сиона, сотворивый небо и землю. Что же такое благословение и благодарение Бога? Ты благословляешь, ты славословишь, ты благодаришь Господа, а взамен получаешь Божие благословение. Благословит тя Господь от Сиона. Почему от Сиона? Истинный Бог, Который поселился на Сионе. Но Господь не ограничен. Это Тот Бог, Который сотворил небо и землю – ты благодаришь Истинного Бога, сотворшего Небо и землю, Бога, Который Своей любовью окружил и покрыл тебя. Господь будет благословлять тебя за то, что ты пришел в такое состояние, что можешь благодарить Господа не только днем, но и ночью, и не только в своем доме, но всегда найдешь возможность переступить порог храма Господня и там воздать благодарение Отцу Небесному.

***

Пятнадцать ступеней, о которых мы с вами говорили, закончились. Они открыли нам высоту и красоту нашего духовного пути. Сколько нового мы узнали! И Господь неслучайно, особенно в наше время оскудения любви и преимущественно материальной жизни, приземленности, открывает все необходимые ступени добродетели, к которым мы должны стремиться. Каждый из нас хочет иметь глубокое счастье здесь, на земле, но без Божьего благословения у нас ничего не получится. А чтобы все получилось, мы должны восходить по этим ступеням и дойти до ступени благодарения Господа, благодарения непрестанного и упования на Господа тоже непрестанного. Отныне и до века, говорит Псалмопевец, мы должны уповать на Господа: не на свои силы, не на свой разум, ум, не кичиться ничем, не говорить, что мы лучше всех, – но должны с кротостью и смирением уповать на Господа, иметь любовь к Богу, жить в мире, в согласии со своими ближними, как подобает: мы все во Христе братья и сестры, мы объединены единым Телом Христовым, мы причащаемся от единой Чаши и, конечно, не должны забывать воздавать благодарение Богу. А за это будем получать благословение от Отца Небесного на нашу земную жизнь и труды, на наш духовный путь.

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​