Читаем Псалтирь. Псалом 4

24 октября 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Алексием Ладыгиным о Псалтири.

Мы продолжаем говорить о Псалтири и сегодня разбираем 4-й псалом. В прошлой программе мы начали говорить о толерантности. Прокомментируйте, пожалуйста, такой вопрос. Еду я в машине, слушаю радио. Радиослушатели спрашивают, что такое толерантность. Одна раба Божия (судя по голосу, молодая)  позвонила и говорит: «Толерантность – это делать все, что я хочу». Ведущий спрашивает: «Всё?» Молодая девушка говорит: «Да. Если даже кому-то нравится быть педофилом, пусть будет». Понимаете, насколько сейчас в голову молодых людей вкладывают, что вседозволенность, толерантность – это хорошо, что молодые люди доходят даже до такого кощунства. Может быть, уже на государственном, на юридическом уровне надо ставить вопрос о том, чтобы толерантность не так проповедовалась, не в этом смысле?

– Я думаю, что последние события, которое происходят с Россией, – это великое спасение самой России от бездны глобального идеологического восприятия «ценностей». Те ценности (толерантность и прочие), с которыми мы сталкиваемся, – это ценности глобального мира, который уходит от Христа, от христианства, вырабатывая свои ценности, чтобы сказать человеку: мы вас сделаем счастливыми. Но мы знаем, что всякая свобода вне Христа делает человека рабом собственных страстей и пороков, которые рождают внутреннюю пустоту. Об этом нужно задуматься.

И, наверное, мы задумываемся очень сильно. Мы не можем это по-христиански пропустить через свое сознание, потому что христианство у нас в последнее время тоже убиралось в сторону и говорилось, что мы должны идти в ногу с современным миром. Но Господь спасает теми обстоятельствами, которые происходят в мире, через политические ситуации, через то как бы отторжение России от общего мирового порядка, от тех глобальных единых западных структур, от того богатого мира. Россия не вписывается в их понимание жизни – и это милость Божия, Господь спасает нас.

Буквально на днях один из руководителей банка ВТБ заявил о том, что мы должны сейчас, в это тяжелое время, выработать такую платежную систему и такие карточки, которые могли бы обеспечить финансовыми расчетами граждан нашего государства. И после этого он отозвался с большой критикой о едином документе, который сейчас вырабатывается, сказав, что мы должны уйти от этого. С системой единого документа боролись православные, видели в этом угрозу своей свободы, приход антихриста. Действительно, такой сбор полной информации о человеке блокировал бы его подлинную свободу.

Но когда выступали христиане, их никто не слушал, говорили: «Да что вы! Мы хотим для вас блага и счастья». Но потом поняли, что Россия не вписывается в понимание той системы и тех ценностей, которые есть в мире. У нас свои ценности, свой подход, свои патриотические чувства, свои интересы. А если у нас свои интересы, значит, в этом мировом компьютере не может быть места для наших граждан. И вся эта система, с которой боролись, моментально развалилась на наших глазах.

То есть Господь бережет Своих людей, бережет наше сознание. Самое главное, мы не радуемся, не потираем ладошки, что это произошло, мол, вот теперь вы поймете, что такое толерантность, теперь вы увидите любовь Запада, поймете, какие там ценности! Поймете, что вся эта глобальная система, куда вы рвались, не примет вас, вы с этим пониманием там не нужны. Нет. Мы просто видим, как Господь любит Россию, и за счет каких-то внешних обстоятельств делает так, чтобы мы все задумались, стоит ли нам кидаться и принимать западное. Или нужно свято ценить то, что Господь нам дал, развивать и нести в народ те высокие христианские идеалы и ценности, которые передали нам наши предки.

– Спасибо, отец Алексий.

– Сегодня мы будем с радостью разбирать 4-й псалом. Он очень мессианский, содержит в себе места о воскресшем Господе. Этот псалом также говорит о внутренних переживаниях, которые имеют место в жизни каждого человека. Наверное, еще и потому Псалтирь очень близка человеку,  она отражает его жизненные пути, какие-то серьезные обстоятельства, трудности. Каждое слово в Псалтири очень легкое и утешительное.

Внегда призвати ми, услыша мя Бог правды моея, в скорби распространил мя еси, ущедри мя и услыши молитву мою. Псалмопевец Давид говорит, что он призвал – и Господь тут же услышал его. Бог правды моея. Здесь говорится о праведности. С одной стороны, он говорит: «Вы не унывайте, не отчаивайтесь в тех трудных обстояниях жизни, которые бывают с вами. Самое главное, чтобы вы взывали к Богу, но это воззвание должно быть в праведности». То есть мы должны увидеть правду нашей жизни, правду наших отношений и правду наших поступков. Если эти поступки действительно правильные и праведны по отношению к тем людям, которые причиняют нам зло и боль, тогда Господь всегда услышит. Он акцентирует на этом.

Многие толкователи поясняют, почему псалмопевец Давид подчеркивает свою праведность. У него тоже были в жизни ошибки, были моменты, за которые он плакал, скорбел, писал замечательные псалмы. Псалмопевец Давид говорит не о том, что он такой праведный, что он достиг этой высоты, а все остальные не имеют этой праведности. Нет, он говорит это по отношению к своим делам: его дела в отношении тех людей, которые восстают против него, праведные – он им творит добро. А они отвечают на это добро злом и непониманием. Поэтому он говорит: услыша мя Бог правды моея. То есть увидел Бог, что он действительно праведен в этом отношении, в этой ситуации. 

В скорби распространил мя еси. Как это понять? Обычно человек распространяется и бывает щедрым тогда, когда у него сердце исполняется радостью; когда у него какие-то великие события, он делится этими событиями, готов дарить подарки. Мы знаем, что если рождается сын, то такая радость приходит в дом, что отец угощает всех на работе, дома, то есть он в радости распространяется. А здесь Давид немножко странно пишет: в скорби распространил мя еси. В скорби человек становится узким; когда какая-то скорбь или печаль, человеку хочется закрыться, уединиться. Только человек верующий помолится Богу, а другой уходит в себя, третий – в запой. То есть человек закрывается, потому что понимает, что скорбь с ним делить никто не будет, а многие даже порадуются, что он пребывает в таком печальном состоянии скорби.

А вот Давид, наоборот, обрел благодушие в скорби; скорбь сделала его мягким, добродетельным, милосердным. И он, с одной стороны, говорит о себе; с другой стороны, показывает каждому из нас, что мы в скорби должны быть добродушными и любвеобильными. Когда скорбь делает нас желающими творить добро, тогда Господь видит наши изменения. С таким внутренним изменением столкнулся Давид, потому и говорит, что Господь в скорби его распространил, то есть более добрые дела стали твориться им тогда, когда он стал пребывать в скорби. И, конечно, Господь соделал его жизнь совершенно другой. Святые отцы говорят, что скорбь терпение соделывает – человек изменяется, становится более терпеливым.

Сынове человечестии, доколе тяжкосердии? Вскую любите суету и ищете лжи? Люди имеют грубое сердце и больше любят некую порочную жизнь, лень и суету. Но все это приносит немало скорбей. Поэтому псалмопевец Давид говорит: «Зачем вы занимаетесь таким безумным делом, зачем вам это нужно? Вы должны воспитывать свое сердце. Зачем вы любите ложь и суету? Все это приносит только пустоту в жизни».

И уведите, яко удиви Господь преподобного Своего: Господь услышит мя, внегда воззвати ми к Нему. Некое  удивление происходит у людей, когда многие восстают на человека, приносят ему печали, создают невыносимые условия, обстоятельства, из которых невозможно выйти, но человек вдруг обращается к Богу, и происходят изменения в его жизни. Многие не понимают, как он вышел из такого состояния, как победил те трудности, с которыми столкнулся в жизни, как победил людей, обладающих силой, которые причиняли ему много зла. Происходит удивление.

Мы видим, как люди теряют работу, особенно в последнее время. А работа – это все-таки источник дохода, она дает стабильность, спокойствие в жизни. Даже человек, имеющий состояние, находится в таком же положении, когда теряет работу – понимает свою ненужность, хотя у него есть еще внутренние силы, есть опыт, который томит его. Он начинает идти туда, сюда, но остается один, потому что его никто нигде не принимает. Тогда он обращается к Богу. Священник говорит ему: «Начинай молиться, исповедоваться, причащаться. Приблизься к Богу». Человек приближается к Богу и небольшими, маленькими шажочками начинает выходить из этого состояния. А потом в радости приходит со словами: «У меня получилось – мне дали хорошую работу. Даже многие удивились, как я смог занять такую должность, такое положение».

То есть всегда нужно обращаться к Богу, и Господь всегда помогает. Святые отцы говорят, что всегда нужно иметь Бога не только своим Покровителем, но и Помощником. А лучше – и Помощником, и Покровителем; тогда ты сможешь победить всякие испытания, искушения.

Гневайтеся, и не согрешайте, яже глаголете в сердцах ваших, на ложах ваших умилитеся. Здесь очень важные слова говорит пророк Давид: гневайтесь, но не согрешайте.  Потому что гнев присущ человеку, каждый из нас гневается. Отец гневается на сына своего, но не потому, что не любит сына, а потому, что сын отбился, совершает плохие поступки или поступки, которые сделают его плохим человеком. Он гневается, но не согрешает. А можно прогневаться на сына и согрешить, например, убить сына в гневе, как Иван Грозный.

– Хотя у него не было умысла убийства, но была несдержанность.

– Гнев не должен рождать несдержанность. Как святые отцы говорят, гнев не должен рождать ненависть или  обиду против человека. Гнев должен ненавидеть сам нехороший поступок. Не любите грех, который совершает человек, но не самого человека. Поэтому гнев – это как бы защитный рефлекс, который не должен перерасти в совершение греха и преступления. Псалмопевец очень четко акцентирует на этом внимание: гневайтесь, но не согрешайте.

– Еще раздражение сродни гневу. Так?

– Раздражение – это такое состояние, которое также может перерасти в гнев.

– Человек может начать с раздражительности, а закончить гневом.

– Да, и гневом очень сильным. Но Господь дает гнев, чтобы через гнев человек побеждал грех и плохие поступки, мог бы выстраивать некие защитные действия не только относительно своих поступков, но и поступков близких, которые в какой-то степени прислушиваются к нему, зависят от него. Это некая защита. Но если не руководить гневом, то гнев может привести к преступлениям.

Яже глаголете в сердцах ваших, на ложах ваших умилитеся. Здесь очень важный момент, который прослеживается в нашей христианской церковной жизни – мы должны в молитвенном правиле читать молитву, в которой приносим покаяние Богу за целый день. «Исповедую Тебе...» – молитва, которая творится в вечернем правиле. Здесь псалмопевец Давид говорит, что важно не ложится в гневе, в грехе спать. Впоследствии мы будем разбирать удивительные слова: солнце да не зайдет во гневе вашем. Неизвестно, в какой момент человек может предстать перед Богом, поэтому состояние должно быть обязательно мирное, спокойное и в то же время покаянное, чтобы не с грехом прийти к Богу.

Поэтому перед сном мы должны принести покаяние Богу за те неправильные дела и поступки, которые совершили в течение дня, проведя некий анализ своего дня, и только потом отходить ко сну. На этом очень сильно акцентирует внимание псалмопевец Давид: прежде чем заснешь, соверши покаяние в этих поступках, в этих делах. В то же время насколько человек воспитывается тем, что проводит анализ, думает о том, что сделал неправильно! На следующий день он будет делать такие дела, которые будут успокаивать его совесть, будут согласны с его совестью, и не будет совершать поступков, которые в вечерний час перед сном приведут его к печали и внутренним переживаниям.

– Если такой анализ каждого дня войдет в практику, тем самым человек будет готовиться к исповеди более полно.

– Конечно, он будет готов к исповеди. Некоторые так и делают. Недавно меня поразила одна раба Божия. Она пришла на исповедь (исповедуется она раз в месяц) с записями: каждый день, с первого по тридцатое число, она записывала те неправильные поступки, которые совершала в тот или иной день. То есть, по слову псалмопевца Давида (на ложах ваших умилитеся), она каждый вечер садилась, думала о прошедшем дне, видела каждый свой неправильный поступок и приносила покаяние Богу. Она не каялась в каких-то помыслах – это уже работа людей, достигших высоты духовной жизни; как правило, монашествующих, которые борются даже с движением своих мыслей. А она  именно анализировала: «Почему я неправильно поступила? Да, я понимаю, что была недостаточно смиренна, терпелива, была недостаточно подготовлена духовно». И так каждый день. Это была интересная, глубокая исповедь.

«Пожрите жертву правды и уповайте на Господа». Пожрите – то есть принесите жертву правды, жертву праведности. Псалмопевец Давид говорит, что жертва Богу – это не те всесожжения, которые были в Ветхозаветной Церкви, не внешний, видимый знак. Жертва Богу – это праведность. Принесите в жертву Богу праведность, свою праведную жизнь. Какая жизнь праведная? Жизнь добродетельная, когда человек наполнен смирением, кротостью, терпением, добрыми делами, которые он может сотворить по отношению к своим близким.  Вот это приятно Богу. Когда человек приносит именно такую жертву Богу, он уповает на Господа и со смирением может надеяться на то, что Господь никогда не оставит его.

Мнози глаголют: кто явит нам благая? Знаменася на нас свет лица Твоего, Господи. Очень интересное мессианское место. Кто явит нам благая? Конечно же, Господь явит благая. Человек неверующий может уповать на свои какие-то земные успехи, но они очень сильно оскудевают, и человек не получает благое. А верующий знает, что все благое – от Господа. Знаменася на нас свет лица Твоего, Господи. Конечно, Господь и видимым знаком просвещает лицо такого человека. Мы не раз говорили, что многие изумляются, когда общаются с верующими, с монашествующими, почему они такие светлые. Потому что свет Христов просвещает всех. Господь Своим крестом просветил и озарил весь свет. Святые отцы говорят, что здесь пророчество Давида о том, что настанет такое время, когда Господь осветит светом Своим всех верующих в Него.

Так и происходит. Верующие по сей день имеют свет лица Божьего и этим светом озаряются. Многие поражаются, удивляются: откуда такой свет на верующих людях? Да потому, что Господь Духом Святым осветил каждого верующего человека.

Дал еси веселие в сердце моем: от плода пшеницы, вина и елеа своего умножишася. Веселье сердца подается Духом Святым. Не от земного какого-то богатства получает человек веселье и радость, а от общения с Богом через молитву.

В мире вкупе усну и почию, яко Ты, Господи, единаго на уповании вселил мя еси. Тут пророчество о Христе воскресшем, но и о каждом человеке. В том числе Давид о себе говорит: «Я спокойно иду, Господи. Я все совершил и буду почивать до дня Твоего Пришествия в этот мир и до дня Твоего воскресения». Потому что Господь по  воскресении сошел в ад и вместе со всеми праведными вывел из ада и душу Давида.

Ведущая Любовь Акелина

Записала Инна Золотовская

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать