Читаем Псалтирь. Псалом 36

19 июня 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Алексием Ладыгиным о Псалтири.

– Продолжаем разговор о Псалтири. Рассмотрим 36-й псалом.

– 36-й псалом очень обширный, красивый, назидательный и, самое главное, жизненный: очень многие задаются вопросом – почему те, кто не ходит в храм, не соблюдает заповеди Божии, благоденствуют здесь, на земле, а те, которые рядом с Господом, исполняют заповеди Божии, не имеют возможности жить широко и иметь столько же благ и удовольствий? Псалом отвечает на все эти вопросы и недоумения словами святого псалмопевца Давида.

Святые отцы говорят, что мы не должны заботиться о земном, а должны заботиться о вечном. Хотя и в земной жизни мы видим, как все изменяется у людей, и никто, конечно, не может заглянуть в душу и сердце человека – чем они исполнены, какими переживаниями, какой молитвой, а, может быть, даже сильным и очень горячим покаянием.

«Не ревнуй лукавнующым, ниже завиди творящым беззаконие. Зане яко трава скоро изсшут, и яко зелие злака скоро отпадут». Удивительными словами начинается 36-й псалом: не ревнуй лукавнующым, то есть не подражай тем людям, которые живут неправедно – и не нужно завидовать тем, кто творит беззаконие. Все это временно, и они приобщаются к временности. Как трава скоро высыхает и различные злачные растения, так и жизнь человека неправедного может быстро расцвести, но так же быстро и увянуть. Увядание происходит буквально на глазах… Мы очень часто встречаем таких людей.

Например, один человек, будучи богатым, был неверующим, а когда стал не бедным, но простым среднестатистическим человеком, сказал: «Я однажды был богатым, больше не хочу – это тоже приносит массу разочарований, всякого рода заботы и досаждения, без которых можно совершенно мирно, тихо и спокойно жить». А другой человек говорит, что не нужно столько богатства, потому что, имея в доме 20 телевизоров, одновременно смотреть их не будешь, и 20 шуб не наденешь, а сохранить их очень тяжело (мне одна женщина сказала: «Столько шуб имею, что мне приходится хранить их в специальных морозильных камерах, и хранение обходится дороже, чем сами шубы»). Поэтому все относительно. И не нужно смотреть на человека богатого, и особенно беззаконного, который неправедным трудом добывает себе состояние.

«Уповай на Господа и твори благостыню, и насели землю, и упасешися в богатстве ея. Насладися Господеви, и даст ти прошения сердца твоего». Очень хорошие слова псалмопевца Давида обращены к тем, кто не имеет богатства. Он говорит: «Твое богатство вечное. Уповай на это вечное богатство, потому что жизнь очень коротка, она очень быстро проходит. А богатство вечное мы можем получить только за счет того, что будем творить добрые дела. Именно такие люди будут населять землю. И Господь таким людям будет посылать прошения сердца их». Конечно, прошения у всех разные, но Господь всех слышит и всем помогает. Не случайно Он сказал: «Просите, и дастся вам», чтобы мы имели особое общение с Господом.

«Открый ко Господу путь твой и уповай на Него, и Той сотворит». Какой путь ко Господу? Путь через исполнение заповедей Божиих и через молитву, которую человек праведный должен творить. Конечно, путь Бога к человеку пролегает через сердце. Господь говорит: «Сыне, даждь Ми сердце твое». Человек, живущий в правде, всегда должен открывать для Господа свое сердце.

«И изведет, яко свет, правду твою и судьбу твою, яко полудне». Здесь понятно: ты будешь чистым и светлым, а самый яркий, чистый свет – в полдень, полуденный свет озаряет все и проникает в самые потаенные уголки.

«Повинися Господеви и умоли Его. Не ревнуй спеющему в пути своем человеку, творящему законопреступление». Здесь призывается повиноваться Господу, исполнять заповеди Божии, отступить от всего плохого, злого, что предлагается в мире.

«И умоли Его. Не ревнуй спеющему в пути своем человеку, творящему законопреступление». Человек должен обязательно стремиться повиноваться Богу, то есть уйти от пути неправедного. Повиноваться Богу – значит исполнять заповеди Его. Тогда человек получает благословение Божие. Псалмопевец призывает не уподобляться человеку, творящему законопреступление: нужно обязательно сочетать молитву и исполнение заповедей Божиих. Повиноваться Богу человек может только тогда, когда ум его наполнен молитвою и благодатью, которую Господь дает через молитву. Не уподобляться человеку, творящему законопреступление, – значит не уподобляться человеку, который нарушает заповеди Божии.

«Престани от гнева и остави ярость, не ревнуй еже лукавновати. Зане лукавнующии потребятся, терпящии же Господа, тии наследят землю». Конечно, мы видим на земле и праведных, и неправедных, и бедных, и богатых. И среди богатых тоже есть праведные люди. Но здесь говорится именно о лукавнующих и о тех, кто нарушает закон – законопреступниках. Псалмопевец Давид говорит, что не они наследуют землю (здесь нужно понимать не ту землю, на которой мы живем, а вечность – такие люди в вечность не войдут: даже если они здесь будут благоденствовать до определенного времени, то за всю свою неправду дадут полный ответ в вечности).

«И еще мало, и не будет грешника, и взыщеши место eго, и не обрящеши». Псалмопевец говорит, что о грешном человеке исчезает память, о нем долго не помнят. Помнят о праведном, творившем добрые дела, помнят о тех, кто созидал духовную мудрость и делился этой мудростью с другими. Злого человека не помнят, о нем забывают, и даже можно не найти место его погребения, а за могилой праведного человека будут ухаживать даже чужие – о таком человеке всегда сохраняется память из рода в род.

– Вы, конечно, имеете в виду среднестатистического человека, ведь есть грешники, о которых мы помним: Наполеон, Гитлер. Наполеона вообще называли в открытую антихристом в его время. Думаю, что Гитлер сродни этому определению.

– Псалмопевец Давид и в других псалмах говорит о тех, кто творил беззакония. Но помнить надо не их, а то зло, о котором говорится в назидание другим, чтобы они не уподоблялись им, потому что это зло будет разрушать, а не созидать. Никакой живущий на земле человек не только не хочет, но даже и не помышляет, чтобы его помнили через зло.

– Тем не менее, сколько появляется в нашей стране организаций, которые делают чуть ли не своими кумирами Наполеона или Гитлера. Надо всегда понимать, что зло, к сожалению, бывает притягательным для неокрепших душ…

– В них больше пытаются найти положительные стороны, через это пытаются обелить их и идти за ними: нравятся, может быть, какие-то националистические идеи, которые сегодня не приоритетны, но для некоторых привлекательны. Однако о таких людях псалмопевец Давид говорит, что их души все равно пойдут во ад. Поэтому даже если какая-то память о них и сохранится…

– Память сугубо отрицательная…

– …то все равно вечный Суд будет совершен над ними. Ведь почему мы рассуждаем о месте? В Священном Писании (Новом Завете) Господь говорит: «Пойду и уготовлю вам место, у Отца Моего обителей много». Если в вечных обителях Отца Небесного есть место для каждого человека, то в аду места нет, там «каша», там все будут (выражаясь образным языком) «кипеть в одном котле». Язык Священного Писания раскрывает нам глубочайший смысл: если места им не будет, значит, в первую очередь, им не будет места в вечности у Отца Небесного. А в аду «места» не, там все находятся «в одном котле».

«Кротцыи же наследят землю и насладятся о множестве мира». Здесь говорится о кротких-людях терпеливых. Кроткий человек сам не раздражается и других не раздражает, старается не гневаться, старается довольствоваться тем, что Господь ему посылает, ведь на самом деле для жизни человеку много не надо. И вот такие люди наследуют землю. Опять же мы должны помнить, что не эту землю, хотя таких людей Господь очень любит и благословляет, но будет новое небо, будет новая земля. Как говорит святой апостол Петр, сия же земля «огню блюдома»… И в вечности будут находиться уподобляющиеся этой величайшей добродетели – кротости, о которой Господь сказал: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю», и насладятся о множестве мира.

 Самое главное, что кроткий, не имея богатства, имеет внутренний мир, покой. Мы говорили о богатом человеке, который был богат, но не имел спокойствия – сейчас он имеет все необходимое для жизни, достаток, и вместе с этим у него мири в душе, и он уже не имеет того беспокойства, которое было раньше, когда он был богат: как сохранить бизнес, куда вложить средства и так далее. Человек, имеющий богатство, не имеет покоя.

«Назирает грешный праведнаго и поскрежещет нань зубы своими. Господь же посмеется eму, зане прозирает, яко приидет день eго». Грешный человек не любит добродетель, не любит праведного и всячески стремится причинить ему зло. Но Господь всегда удержит человека беззаконного и защитит человека праведного, как бы Господь посмеется над ним – не даст совершить зло против праведного.

«Мечь извлекоша грешницы, напрягоша лук свой, низложити убога и нища, заклати правыя сердцем. Мечь их да внидет в сердца их, и луцы их да сокрушатся».

Здесь как раз Псалмопевец говорит: пусть они не думают, что «извлекут мечи свои, напрягут свой лук и все сделают, чтобы убить праведного человека», ставшего их обличением – хотя он ничего не говорит, но своим видом обличает человека, живущего неправедно. Как бы они ни направляли стрелы, лук и меч свой на человека праведного, Господь направит их мечи против них же самих, ведь Господь всегда защищает человека праведного.

«Лучше малое праведнику, паче богатства грешных многа». Мы с вами уже говорили, что человеку много не надо, а если богатство неправедное, оно никогда не принесет человеку ни пользы, ни утешения. Лучше, если ты будешь иметь все необходимое, но пребывать в мире, покое, и тебя не будет обличать твоя совесть.

«Зане мышцы грешных сокрушатся, утверждает же праведныя Господь. Весть Господь пути непорочных, и достояние их в век будет. Не постыдятся во время лютое, и во днех глада насытятся, яко грешницы погибнут». Здесь говорится, что Господь поддерживает человека праведного: если он не имеет большого достатка, то имеет все необходимое. И даже когда наступают трудные времена в жизни, Господь все равно не оставляет такого человека – Он всегда его пропитает, даст ему все необходимое, и пищу, и воду в дни, когда бывает голод или другие трудности, потому что Господь всегда заботится о Своих людях.

«Врази же Господни, купно прославитися им и вознестися, исчезающе яко дым исчезоша». Как дым появляется и тут же ветром уносится в сторону, так же грешные и беззаконные, хоть и живут богато, но появляются и исчезают. В 90-е годы особенно много было людей, на непонятных деньгах становившихся богатыми: кто-то за счет того, что создавались бандитские группировки, кто-то за счет возможности получить государственное имущество. Где многие из них оказались? Уже в мире ином, в каком месте – один Господь ведает, но люди исчезли, как дым. Они жили богато, ходили в рестораны, могли себе позволить кататься на дорогих машинах…

– «Пей, веселись душа»…

– А на следующий день их уже не было – их убивали, в них стреляли, и каждый день криминальная хроника говорила об убийстве того или иного человека. Вот эти слова вечные и останутся вечными: «Заемлет грешный и не возвратит, праведный же щедрит и дает. Яко благословящии Его наследят землю, кленущии же Его потребятся. От Господа стопы человеку исправляются, и пути eго восхощет зело. Егда падет, не разбиется, яко Господь подкрепляет руку eго». Здесь говорится, что без Бога ничего нельзя в этой жизни, но Господь исправляет стопы всякого человека и по пути направляет. Господь очень любит праведников, Господь помогает им, подкрепляет их.

«Юнейший бых, ибо состарехся, и не видех праведника оставлена, ниже семени eго просяща хлебы»: «От юности до старости, – говорит он, – я не видел праведника, который был бы оставлен Богом». «Семени eго просяща хлебы», то есть и дети праведного человека тоже никогда не имели нужды в чем-то, но всегда имели все необходимое в своей жизни. Потому что праведник живет по другим законам, и дальше Псалмопевец говорит об этом.

«Весь день милует и взаим дает праведный, и семя eго во благословение будет». Тот, кто праведно живет, творит добрые дела, всегда обращает внимание на нищего и убогого, всегда получает благословение от Господа, и дети его также благословляются.

– Мы иногда удивляемся: человек вроде так себе, ничего особенного, а все у него в жизни получается. Можно предположить, что его родители были праведные люди? Он сам вроде из себя ничего не представляет, а у него все хорошо складывается в жизни. И мы удивляемся: «Надо же!».

– Это некое духовное наследие, которое передается детям: если мы заботимся о земном наследстве, оно очень быстро уходит, а когда заботимся о духовном, это остается как благословение от Господа.

Псалом удивительный! Здесь всегда восхваляется праведный и порицается нарушающий Закон Божий. В конце Псалмопевец говорит очень хорошие слова: «Спасение же праведных от Господа, и Защититель их есть во время скорби. И поможет им Господь, и избавит их, и измет их от грешник, и спасет их, яко уповаша на Него». Утешительные слова человека праведного, стремящегося в своей жизни исполнять заповеди Божии: Господь такого человека подкрепит! Живущий неправедно, хотя и получает богатство в этой жизни и вроде бы имеет полный достаток, пусть боится наказания в этой жизни и Страшного Суда в будущей.

– Благодарю сердечно, отец Алексий, за то, что Вы не оставляете без внимания телеканал «Союз», нашу программу и уже несколько лет безвозмездно трудитесь во славу Божию, во славу Церкви и в помощь нашим телезрителям.

Ведущая Любовь Акелина

 Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать