Читаем Псалтирь. Псалом 3

17 октября 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Алексием Ладыгиным о Псалтири.

– Сегодня мы продолжаем разговор о Псалтири – книге, которая в свое время была чрезвычайно популярна в России. Как говорит отец Алексий, тогда, пожалуй, не было ни одного православного верующего человека, который бы не знал Псалтирь наизусть. Как же наши предки умудрялись запомнить всю Псалтирь наизусть?

– Это было излюбленное чтение. Была сосредоточенная, углубленная жизнь в молитве, и не было таких внешних отвлекающих моментов, которые есть сегодня. Сегодня, к сожалению, человек не может сосредоточиться внутри себя. Это одна из задач врага рода человеческого – таким образом похитить человека. Потому что самое главное в нашей жизни – мы должны знать себя. Святые отцы так и говорили: познай себя – и хватит с тебя. А мы не можем не только познать себя, но даже внутренне не можем сосредоточиться на молитве. Мы рассеянны, мы всегда живем каким-то другим миром: миром мыльных сериалов, каких-то историй, рассказов, концертов, ток-шоу. Мы переживаем за других, но не за свою душу. Новости (от криминальных до политических) будоражат внутреннее состояние человека. Постоянно работает телевизор, радио. Поэтому человек, к сожалению, сейчас полностью рассеян и становится легкой добычей врага рода человеческого – у него много интересов, разных развлечений в жизни.

А человек того времени не имел фактора, отвлекающего его от Бога и от внутреннего созерцания. Он имел перед собой саму природу, этот замечательный, красивый мир, который также открывал ему Бога. Человек был глубоко верующим, сосредоточенным, и сам внешний мир, сама природа (девственная, естественная, натуральная), которая его окружала, помогала и способствовала тому, чтобы он сосредоточенно обращался к Богу. Почему люди уходили в тишину на природу? Потому что сама природа помогала общаться с Богом.

И, конечно, люди были внимательны, прислушивались к каждому слову Псалтири, и если не могли объяснить смысл словами, то сердцем они уясняли Псалтирь очень глубоко, придавая значение каждому слову, каждому акценту, каждой мысли. Они видели не только буквальный смысл, но и таинственный; понимали, что пророк хотел сказать что-то очень важное, глубокое, что открывало человеку не только тайну человеческих отношений, искушений, испытаний, но и Самого Господа, Который пришел в этот мир, Которого человечество ждало и о Котором говорил псалмопевец Давид.

Вся эта глубина способствовала изучению Псалтири и открытию для себя некоей внутренней тайны Божественного Промысла, Божественного замысла и тайны домостроительства Божьего. Поэтому каждое слово Псалтири легко ложилось на сердце и усваивалось не рассеянным, а сосредоточенным умом. Поэтому Псалтирь легко запоминалась, и те, кто стремился к этому, знали Псалтирь наизусть.

Были и соответствующие требования: во многие монастыри было невозможно поступить, если человек не знал Псалтирь наизусть. Чем тогда ты будешь заниматься? Даже не каждый умеющий читать знал Псалтирь наизусть. Вот как любима была Псалтирь и как легко она усваивалась народом!

А многие в настоящее время не понимают Псалтирь лишь только потому, что она требует внутреннего напряжения, внутренней сосредоточенности, тишины. Если нет тишины, тяжело молиться, тяжело размышлять, тяжело рассуждать, усваивать саму Псалтирь. А у нас везде шум, если не вызывающий, то отвлекающий. Действительно, невозможно человеку выдавать мудрость, если он не имеет сосредоточенности. Столько шумов, столько отвлечений, столько различных наушников и плееров – все это для того, чтобы увести человека от того, чтобы он мог остановиться, послушать себя и сделать мудрые шаги и поступки.

Задача Псалтири – противостоять всему этому. И любовь к Псалтири – это как раз показатель того, что человек отошел от этого шума, от этой отвлеченности и приступил к самому главному делу своей жизни – к богомыслию. Тот, кто любит читать Псалтирь, если не вступил в богомыслие, то стоит на пороге к богомыслию.

– Прекрасные слова, батюшка.

– Сегодня у нас третий псалом замечательной Давидовой Псалтири. Мы говорили о том, что первые псалмы больше всего посвящены внутренним переживаниям Давида, которые были очень сильные. Мы знаем, что Давид согрешил, и грех вошел в его семью через великие переживания, трудности, с которыми он столкнулся в своем доме через грех своего сына Авессалома. Конечно, Давид очень сильно переживал; он не мог понять, почему именно близкие восстали на него.

Третий псалом начинается такими словами: Господи, что ся умножиша стужающии ми? Мнози востают на мя. Понятно, что когда восстает враг внешний, он всегда желает некоей боли, пораженности человека. Соперники во внешней жизни (например, политической) никогда не желают добра своему сопернику, а желают поражения. Соперник не относится к сопернику с радостью, доброжелательно. Это мы видим в современном мире, в современной политике, когда между странами есть дипломатия, но нет любви; есть толерантность, но нет подлинного, настоящего христианского отношения. Почему, например, Церковь выступает против толерантности? Почему мы ее не принимаем? Потому, что толерантность подразумевает некую терпимость, то есть я человека терплю, но при этом ненавижу. И эта терпимость – это некое внешнее сдерживание, но не внутреннее изменение самого человека.

– Такая внутренняя ложь.

– Да, самообман. И при каких-то удачных обстоятельствах эта ненависть, которую человек в себе сдерживает, прорывается – она не может постоянно сидеть внутри и не выйти наружу. Почему? Потому, что всякий нарыв выходит наружу. И мы видим, как эта толерантность, которая проповедуется, или дипломатия, которая есть между странами и государствами, прорывается иногда через некое соперничество. Соперничество, когда кто-то побеждает, показывает, насколько люди ненавидят друг друга. И сразу пропадает толерантность, когда нужно кого-то уязвить, уколоть и показать свое превосходство. Об этом псалмопевец Давид и говорит.

Он говорит: «Господи, что ся умножиша стужающии ми? Мнози востают на мя». Мы понимаем, что «стужающие» – это те, кто желает ему зла. А кто это? Восстали на  него именно его подданные, те, ради которых он живет, проявляя великую заботу о них. Это современное понимание власти другое, а раньше власть всегда заботилась о своем народе, всегда делала то, чтобы укрепить свой дом. Потому что царь – это пророк, это хозяин земли, а все его подданные – его дети. И в этом государстве (или царстве) все делалось для того, чтобы его укрепить, сделать своих подданных более счастливыми, богатыми, удовлетворенными. То есть царь всегда жил не ради себя, потому что никогда не был временщиком, он был постоянным и готовил свой дом для передачи своему сыну.

Каждый из нас знает, что мы делаем для своих детей. Мы всё делаем для них, стараемся, чтобы они имели полноту в этой жизни, чтобы у них был полный достаток, хотим им что-то оставить после своей смерти, чтобы они не испытывали хотя бы первоначальных трудностей. Таким же было отношение царя: как хозяина.

Только демократия дает неких временщиков, которые приходят на время (их нанимают на работу), и, естественно, это время они используют ради собственной выгоды, чтобы впоследствии у них все было так, как они хотели бы жить. Хоть эта власть и дается им временно, часто они пытаются ее узурпировать, чтобы она была постоянной. И редко кто рассматривает власть как некую возможность принести благо своему народу и собственной стране. Хотя и в наше время среди таких людей встречаются любящие свое Отечество, свой народ и имеющие некие патриотические чувства.

Поэтому Давид и говорит: «Это мой дом, я забочусь о вас – почему же вы восстаете на меня?» Почему многие восстали, пошли за Авессаломом, а Давида оставили и предали? И сам сын его предал, восстал против него, что неестественно. Потому, что Давид ему желал блага, он простил его грех. С таким порывом Давид обращается к Богу и говорит: Господи, что ся умножиша стужающии ми? Мнози востают на мя, мнози глаголют души моей: несть спасения ему в Бозе его.

Зная такую набожность псалмопевца Давида, его сильную религиозность, молитвенное горение, многие говорят: «Если он находится в таком состоянии, значит, Господь оставил его, не хочет больше его покрывать»? А другие даже доходили до того, что начали говорить: «Если он в таком состоянии, значит, нет Бога, в Которого он верит».

Такое очень часто бывает и в нашей жизни. Когда верующие находятся в каких-то трудностях, испытаниях или гонениях, им говорят: «Где Бог ваш?» Об этом говорили и Христу: «Ты говоришь, что Ты Царь, тогда сойди с Креста, и мы уверуем в Тебя».

Люди подходят к этому с человеческой меркой, забывая о том, что в каждом случае нашей жизни есть еще и некая духовная составляющая, есть Божественная десница, которая воспитывает тебя в терпении, смирении, во внутреннем изменении. Дальше мы будем говорить о том, что скажет на все это сам псалмопевец Давид. А он будет раскрывать некую духовную глубину и богатство именно такого состояния, когда на тебя восстали близкие, когда ты находишься в таких затруднительных обстоятельствах, которые могут тебя ввергнуть в отчаяние и уныние. Но ты не отчаиваешься, не унываешь, потому что с тобой Бог, ты чувствуешь десницу Божию.

Здесь он говорит: «мнози глаголют души моей: несть спасения ему в Бозе его». То есть и Господь оставил, а другие даже смеются: «Где твой Бог, Который должен тебе помогать, Которому ты так молишься и так кланяешься?» И Господь здесь испытывает, насколько же человек остается верен Ему в трудностях и испытаниях.

В радости, когда полный дом, есть полный достаток, легко быть с Богом. Хотя некоторые умудряются забывать о Боге и уйти от Него, говорят: «Это я такой успешный, такой умный, это я создал целую империю». Но мы видим, как все это изменяется в нашей жизни. Псалмопевец здесь проявляет некую стойкость.

В то же время мы говорим о том, что Псалтирь имеет не только земные и буквальные смыслы, но есть в ней и таинственный, духовный смысл. Святые отцы обращают внимание на то, что кроме всего прочего на нас еще восстает враг рода человеческого через помыслы, внутренние переживания, через поиск правильного пути в такой ситуации. Поэтому не нужно забывать, что псалмопевец говорит о том, что и враг рода человеческого восстает на тебя либо через помыслы, либо через людей. И тогда нужно духовно противостоять этим испытаниям и искушениям.

Ты же, Господи, Заступник мой еси, слава моя и возносяй главу мою. Здесь псалмопевец Давид, невзирая на испытания и искушения, прямо обращается к Богу. Он говорит: «Невзирая на все это, я понимаю и осознаю, что заступление мое – только в Боге моем, и я не отступлюсь от Бога даже в таких обстоятельствах, но буду взывать к Нему гласом моим, и Господь услышит меня и вознесет главу мою». То есть Господь защитит его в этих трудных обстояниях. Как защитит и любого человека, который в этих обстоятельствах не поддастся никаким бесовским страхованиям, а будет молиться Богу. И тогда Господь поразит врага рода человеческого, который восстает на человека либо через какие-то мысли, либо через смущения, либо через видимых врагов, желающих тебе злого.

Гласом моим ко Господу воззвах, и услыша мя от горы святыя Своея. Псалмопевец Давид говорит о том, что он из глубины души взывает к  Богу. Здесь очень важно понимание того, что молитва не должна быть поверхностной, она должна быть очень сильной, крепкой; она не может быть связана с какими-то большими славословиями, она не заключается в продолжительности, в количестве молитвенного правила. Некоторые думают, что чем больше будут говорить слов Богу, тем быстрее достигнут результата.

Псалмопевец как раз говорит о том, что голос должен исходить из глубины сердца, как будто ты не только языком говоришь слова, но всем своим существом, и сердце вторит словам, которые произносят уста. Господь слышит человека, когда молитва внутренняя, сердечная, сильная; каждое слово должно проходить через сердце, только тогда оно будет доходить до Бога. И услышит Господь от горы святые Своея. Здесь говорится о горе Сион, которая являлась символом присутствия Бога на земле, самым святым, видимым местом пребывания Бога. Мы можем говорить о том, что Господь пребывает на всяком месте, но сугубо Господь пребывает в Церкви. Если псалмопевец Давид указывает на определенное место пребывания Бога на земле, то для нас Сионом, святой горой, является каждый храм, в котором совершается Евхаристия и молитва. И если Господь сугубо слышит человека, то слышит на молитве, которая совершается в храме Божием.

Вне Церкви нет спасения. Святые отцы так и говорят: «Кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец». Многие сейчас говорят: «Я верю в душе, я могу помолиться везде». Но когда мы так молимся, Господь нас не слышит. Надо и веровать правильно, и молиться там, где есть особые силы и присутствие Божие. А это присутствие Божие есть в храме Господнем. «Где двое или трое соберутся во имя Мое, там Я посреди них», – говорит Господь.

Если говорить о горе как о месте, то это некая высота: гора возвышается над землей. Когда мы хотим видеть высокого человека, ему предоставляется некий постамент, указывающий на его особое положение. Так и Господь восходил на возвышенное место. Так и архиереи становятся на специальном месте, которое называется кафедра – это возвышенное место, которое ставится посредине храма. И, естественно, если мы говорим о святой горе, то можем говорить и о небе, потому что это именно та высота, где пребывает Бог; небо является Престолом Самого Бога.

Аз уснух, и спах, востах, яко Господь заступит мя. В этих словах глубочайший двойной смысл. Один смысл – земное состояние, в котором находится человек и в котором находился псалмопевец Давид. Он, конечно, находился в тяжелейшем состоянии: аз уснух, и спах. Из этого тяжелого состояния никто  не может вывести. И только когда он восстал, Господь защитил его. Святые отцы говорят, что это состояние пророк не принимает на самого себя, но говорит именно о будущем воскресении. Почему мы и говорим, что Псалтирь очень много говорит о воскресении Господа, в ней очень много мест о Христе, мессианских мест. Это место как раз мессианское. Здесь, конечно, говорится о воскресении, о Самом Господе, о Его крестных страданиях, что Он уснул, спал, восстал.

Так и Давида Господь спасет. Он говорит о своем будущем, что придет время, когда Господь воскресит и его, и все мы восстанем от того сна, в котором находимся. В то же время здесь имеется в виду духовный сон нашей земной жизни, потому что все мы пребываем в жизни как во сне.

Не убоюся от тем людей, окрест нападающих на мя. Давид говорит именно о том состоянии, в котором находится: многие люди оставили Давида, изменили ему. Кто окрест нападает на человека со всех сторон: и спереди, и сзади, и по бокам; везде искушает? Конечно, это враг рода человеческого. Здесь святые отцы говорят, что если человек живет с Богом, то он не убоится людей «окрест нападающих»; и не только людей, но и врага рода человеческого.

И дальше опять идет сильнейшее мессианское место, в котором псалмопевец Давид еще за несколько тысячелетий до Пришествия Христа восклицает: Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой, яко Ты поразил еси вся враждующыя ми всуе: зубы грешников сокрушил еси.

– Многие часто спрашивают, что означает «зубы грешников сокрушил еси». Почему такое четкое указание на зубы?

– В толкованиях говорится, что сокрушить зубы у животных – значит, убрать их силу. Потому что у животного сила в зубах; когтями он не может побороть человека или любого своего врага, а победить или причинить боль может только за счет зубов. Когда нет зубов, то нет и силы. Господь сокрушит зубы грешников – это такое аллегорическое сравнение: не будет у них силы, Он уберет у них ту силу, на которую они опирались.

Когда мы говорили такое толкование бабушкам, они отвечали: «Батюшка, сейчас не страшно сокрушить зубы грешников – вставят новые и дальше пойдут». А раньше было тяжело, потому что человек ничего не мог поесть. Человек, у которого нет зубов, ест протертую пищу, в которой уже нет того вкуса, или одну кашу. Действительно, когда ты не имеешь зубов, то не имеешь ни вида, ни доброты, не имеешь красоты и радости жизни в земном понимании. То есть Господь, поразив врага, забирает у него силу.

– То есть это все-таки метафора, аллегория, и не надо понимать это в прямом смысле.

– Конечно.

Господне есть спасение, и на людех Твоих благословение Твое. Господь дает спасение людям верующим, дает благословение в их земной жизни. И этими словами псалмопевец Давид заканчивает третий псалом. Он говорит: если вы хотите иметь благословение Божие, счастье, достаток, спокойствие в своей жизни, то должны быть Божиими людьми, всегда уповать на Господа, невзирая на то, что жизнь может преподносить разные испытания, разные искушения. Господь даст возможность Своею благодатью преодолеть эти трудности, а затем даст такое благословение, что в достатке почувствуешь благодать, мир, тишину этой жизни и отголосок Царствия Небесного еще здесь, на земле, а потом и в вечности приобщишься к нему.

Ведущая Любовь Акелина

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать