Читаем Псалтирь. Псалом 44

14 августа 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Алексием Ладыгиным о Псалтири.

Дорогие братья и сестры, продолжим говорить о Псалтири – прочитаем 44-й псалом.

Он начинается с таких слов: «В конец, о изменяемых сыном Кореовым, в разум. Песнь о возлюбленнем». Самые глубокие слова в этом надписании говорят: «в конец». В конец – это то, что случится в последние времена, это Пришествие нашего Божественного Спасителя на землю. В этом псалме псалмопевец Давид говорит о Христе. Об этом свидетельствует надписание «о возлюбленнем». «Сей есть Сын Мой возлюбленный», – говорит Господь, когда свидетельствует о пришествии Христа Спасителя для совершения Его земного служения. А изменяемые – это, конечно, христиане, которые родились от воды и Духа и преобразились в таинстве Крещения.

Псалмопевец Давид начинает этот псалом такими словами: «Отгрыгну сердце мое слово благо, глаголю аз дела моя цареви». «Отгрыгну сердце мое слово благо». Здесь Псалмопевец говорит: «Сейчас я буду говорить вам о Господе нашем Иисусе Христе, о Божественном Спасителе, Который пришел в этот мир. И не просто буду говорить, а так, как будет это исходить из сердца моего». Некоторые толкователи отмечают, что здесь не только то, что скажет нам, пророчествуя о Христе, псалмопевец Давид, но и Сам Отец будет обращаться к нам со словами о Своем Сыне. «Глаголю аз дела моя цареви». То есть «буду говорить о делах, которые Господь будет совершать на этой земле».

«Язык мой трость книжника скорописца». Псалмопевец сравнивает язык свой с тростью книжника скорописца. В чем здесь тайна? Книжник-скорописец пишет тростью, но трость, конечно же, не сама по себе пишет письмена, ею управляет рука. И если он язык свой сравнивает с тростью, то тем самым говорит: не я скажу то, что мне пришло на ум и на сердце, а через меня будет говорить Дух Святой. То есть трость скорописца – это не простая трость в простой руке, но именно в руке скорописца, который очень быстро пишет. И если человек пишет что-то по своей человеческой премудрости, поверяет каждое слово, сравнивает его с красотой и пониманием этого мира, то скорописец пишет то, что ему говорят, не думает, но быстро отображает на бумаге то, что он слышит. И вот здесь именно такую глубину показывает Псалмопевец: «То, что вы сейчас услышите, – это не простые, но пророческие слова о Христе Спасителе, то, что сейчас об этом открывает Дух Святой».

Священное Писание Ветхого Завета преисполнено различными пророчествами о Пришествии Христа Спасителя на землю, чтобы узнали Его, не прошли мимо великого события, которое Господь свершает для всего человечества и которое должно было перевернуть (и перевернуло) мир и сознание, чтобы человечество смогло воспринять Христа Спасителя и через Него войти в Царствие Небесное.

«Красен добротою паче сынов человеческих» – выше всех сынов человеческих. Почему Он красен, почему Он обладает такою полнотою добродетели, какой ни один из сынов человеческих не обладал и не может обладать? Он – Богочеловек, Сам Бог, приняв плоть человеческую, ставший равным человеку, но не имеющий греха человеческого.

«Излияси благодать во устнах Твоих: сего ради благослови Тя Бог во век. Излияси благодать во устнах Твоих». Каждое слово Господа ценно и высоко, ведь Господь устами Своими возвещал благодать. Он палил грех человеческий, Он открывал через уста Свои сердца людей к восприятию Божественной истины. «Сего ради (и именно за это) благослови Тя Бог во век». Господь показал силу доброты, силу величия, силу красоты Неба и то великое милосердие, которое мы видим, когда читаем строки Священного Писания (уже Нового Завета).

«Препояши меч Твой по бедре Твоей, Сильне». Христа называют Сильным: Ему необходимо обладать великой силой слова и добродетельности, чтобы победить врага рода человеческого. Он препоясывает меч по бедре Своей, чтобы сразиться с тем злом, которое на земле, чтобы взять из власти врага рода человеческого все человечество. «Красотою Твоею и добротою Твоею: и наляцы, и успевай, и царствуй истины ради». Чем? Конечно, красотою и добротою Твоею – той великой добродетелью, которой обладал Господь, и красотой, которую Господь открывает для каждого человека. «И наляцы, и успевай и царствуй»: возьми, вырви все человечество из рук врага рода человеческого, сделай то, ради чего Ты приходишь на землю.

«И царствуй истины ради и кротости и правды». «Я есть истина, путь и живот», – говорит Господь. Эту истину Он и открывает всему человечеству. «И кротости и правды». Вся правда – в Боге. Господь Сам говорит: «Научитеся от Мене, яко кроток есть и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим». Господь ищет кротости, ради нее Он и приходит на землю, чтобы наставить все человечество в этой великой правде, к которой оно и будет стремиться.

«И наставит Тя дивно десница Твоя». Тоже удивительные слова! Господь обладает всей полнотою, в Нем полнота благодати, жизни и мудрости. В Нем есть все необходимое, чтобы привести человека ко спасению, поделиться святостью с человечеством, победить врага рода людского. Если мы должны восполнять благодать, которую Господь нам дает, и не должны отступать от десницы Бога, а держаться за нее постоянно, чтобы эта благодать приходила к нам и наполняла нас, то вот Господь как раз обладает всей полнотой этой благодати, поэтому и говорится: «и наставит Тя дивно десница Твоя».

«Стрелы Твоя изощрены, сильне: люди под Тобою падут в сердцы враг Царевых». Какие стрелы, что за стрелы у Господа? Изощренными стрелами, мечом обоюдоострым Священное Писание уже Нового Завета называет слово Божие. Этим словом Своим Господь попаляет сердца человеческие, возвещает истину, спасает род человеческий и направляет все человечество ко спасению. Слово настолько сильно, что изменяет этот мир. Эти стрелы-это слово и дар его – Он дает обычным рыбакам, святым апостолам, которые идут по всей вселенной и проповедуют слово Божественной истины, преображая, изменяя людей, уничтожая грех человеческий и приобщая все человечество к святости. «Люди под Тобою падут в сердцы враг царевых». Конечно же, люди «падут в сердцы враг царевых», люди пойдут за Христом, ведь Он Спаситель, Он преображает сердца людей.

«Престол Твой, Боже, в век века: жезл правости – жезл Царствия Твоего». Здесь Псалмопевец уже Самого Божественного Спасителя называет Богом – Престол Твой, Боже, – открыто пророчествует о Христе как о Второй Ипостаси Святой Троицы. И этот Престол, который Он стяжал Кровью Своею, будет нескончаем: он был, есть и будет. «Жезл правости – жезл Царствия Твоего». Жезл – символ суда царя (или мы знаем архиерея, игумена, которые носят в руках своих жезл); это власть суда. Но какого суда? Каким судом обладает Сам Господь? Здесь говорится: правости. То есть Он имеет суд правый, и этот суд будет совершен над каждым человеком. «Жезл Царствия Твоего», то есть это суд Царствия Самого Бога. Но почему именно суд правости? Почему таким судом обладает Господь? Потому что (дальше мы читаем):

«Возлюбил еси правду и возненавидел еси беззаконие: сего ради помаза Тя, Боже, Бог Твой елеем радости паче причастник Твоих». Он возлюбил правду и возненавидел беззаконие, и «сего ради помаза Тя, Боже, Бог Твой елеем радости паче причастник Твоих». Кто такие причастники? Причастники (те, кто помазается), как говорит Иоанн Златоуст, это цари, пророки, апостолы, святители Церкви Христовой, и, конечно, священники. Всякое священство имеет особое помазание на служение Церкви Христовой. Конечно, помазание имеет и весь народ, все христиане имеют помазание, но каждому дается помазание вещественное. Через помазание мы получаем определенные дары благодати Духа Святого, каждый по своей потребности, говорят нам толкователи – святые отцы Церкви Христовой. Но Бог получил помазание от Бога: «помаза Тя, Боже, Бог Твой елеем радости паче причастник Твоих», то есть выше других – если мы имеем помазание отдельное и получаем дары определенные, то благодать Духа Святого во время крещения сошла на Господа нашего Иисуса Христа во всей полноте, полностью пронизав Его Богочеловеческое существо. И самое главное, что благодать Духа Святого почила на Нем – все дары Духа Святого в полной мере почили на Божественном Спасителе. Поэтому псалмопевец Давид и пророчествует, что Он будет помазан «паче причастник Твоих».

«Смирна и стакти и касиа от риз Твоих, от тяжестей слоновых». Смирной, как мы знаем, всегда помазывали мертвецов, чтобы задержать их тление и чтобы от них исходило благовоние. Стакти – это тоже масло, которое делают из смирны, и она стремится к земле, но дает аромат. Касиа – особая благовонная кора. И здесь говорится: от риз Твоих. Конечно же, ризами Самого Господа, говорят святые отцы, были тело и душа, которые Он воспринял от земли. Это являлось Его ризой, Его облачением. Но этого облачения, хотя и умер Он Своим Телом, не коснулось тление: Он Воскрес и сошел во ад и вывел из ада души праведных. И от пречистого Тела Его всегда исходило благоухание. Хотя Иоанн Златоуст говорит: мы не должны забывать и о ризе вещественной, то есть о той одежде, что носил на Себе Господь. Ведь и от прикосновения к Его одеждам исходили благоухание и благодать, которая исцеляла людей и остановила течение крови у кровоточивой. И тот, кто мог прикоснуться с верой, получал это животворящее благоухание от одежд Самого Божественного Спасителя.

«От тяжестей слоновых». Что такое тяжести? Это дома или храмы, в которых, конечно, не жили слоны, но они были украшены слоновой костью. И это свидетельство, что украшенный дом стоял на богатых слоновых колоннах – он был очень дорогим домом (или храминой), в котором почивает Сам Господь. Такой великой храминой, дающей спасение, можно называть и Церковь, ведь она для каждого из нас храм, дом Божиим, через который мы получаем спасение. «Из них же возвеселиша Тя».

«Дщери царей в чести Твоей: предста царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеяна преиспещрена». Что значит «дщери царей»? Это души праведных, души христиан. Почему дщери царей? Кого называют царями, и кто из великих называет нас своими детьми? Здесь толкователи единогласно говорят, что царями называют святых апостолов, которые родили души православных христиан через свою проповедь, через то великое служение, которое они совершали ради нашего Божественного Спасителя.

«Предста царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеяна преиспещрена». Надо сказать, что некоторые толкователи относят эти слова к Пресвятой Богородице, а большинство толкователей говорят о Церкви Христовой – она та царица, которая стоит одесную Господа: Господь заключил брак со Своею Церковью через Евангельское слово, через весть, что была воспринята Церковью Христовой. Она – царица, стоящая одесную Господа. Если Сам Господь наш Иисус Христос сидит одесную Бога Отца, то одесную Его стоит Церковь Христова, которая украшена и одета в позлащенные, золотые одеяния, а они еще и преиспещрены, то есть украшены. Чем же украшена Церковь Христова? Добродетелью, добродетельным житием и правдой, которую проповедует чадам своим.

«Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо твое, и забуди люди твоя, и дом отца твоего». Здесь уже Церковь Христову называет дочерью. Почему? Не может быть и невеста, и царица, и дочь. А потому что, говорят святые отцы, у Бога это возможно. Ведь с Церковью заключен брак через Евангелие, через Благую Весть, но в то же время Господь родил Церковь. Как Он ее родил, через что? Через таинство святого Крещения – в нем рождается Церковь Христова. «Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо твое» – посмотри, говорят святые отцы, на то дело спасения, которое Господь совершил и принял тебя. И в то же время «и приклони ухо твое» – прислушивайся к слову Священного Писания, и тогда ты исполнишь то, что надлежит тебе.

«И забуди люди твоя и дом отца твоего». Вот здесь глубочайшее толкование. Если мы эти слова относим к Пресвятой Богородице, то знаем, что первосвященник Захария сказал Ей: «Забуди люди Твоя и дом отца Твоего, иди и служи Господу», беря эти замечательные слова Священного Писания. Но в то же время, если это относится к Церкви, то Церковь должна забыть бывшее прежде. А прежде была Церковь лукавнующих, то есть Церковь языческая, неплодящая, которую ты должен забыть. «И дом отца твоего». О каком отце здесь говорится? Конечно, отец всякой неправды, лжи и всякого языческого поклонения – это отец лжи, враг рода человеческого. Вот такого отца нужно забыть и начать новое свое служение.

«И возжелает Царь доброты твоея, зане той есть Господь твой, и поклонишися Ему, и дщи Тирова с дары». Господь наделит тебя особой добродетелью, ведь Он – Господь твой. А ты поклонись Ему и служи Ему. И даже «дщи Тирова» принесет дары. Что такое «дщи Тирова»? С одной стороны, говорится, что дочерью Вавилона назывался сам Вавилон, ведь это не просто город, но целая страна. Или «дщи Иерусалима» с окрестностями… Но сам Иерусалим назывался дочерью. Почему? Это такие обороты речи еврейского народа. «И дщи Тирова», то есть Тир (как столица хананейская) принесет дары. Какие дары? Святые отцы говорят: многие храмы Божии и спасающихся людей, но в то же время дары добродетели – сейчас Тир находится во власти дьявола, а быть во власти дьявола – это быть в плену: в тяжелейших работах и в тяжелейшем состоянии, самом неестественном. Так что, когда Господь дает избавление, каждый принесет благодарное сердце, которое будет готово служить Господу.

«Лицу Твоему помолятся богатии людстии» – все поклонятся перед Церковью Христовой, будут служить Богу. Будут служить не только люди, живущие в простоте, но будут приносить дары и богатые, обладающие властью в этой жизни, и они все это направят на служение Господу. И когда мы видим высоких, почтенных людей, которые Богу служат, за ними идет огромное количество народа.

«Вся слава Дщере Царевы внутрь: рясны златыми одеяна и преиспещрена». Здесь говорится о красоте Церкви – не только внешней, но больше внутренней. «Рясны златыми», то есть поясами золотыми, «одеяна и преиспещрена». Почему «одеяна и преиспещрена»? Что такое «рясны» (пояс)? Это целомудрие. Украшена Церковь Христова добродетелью.

«Приведутся Царю девы в след Ея, искренния ея приведутся Тебе, приведутся в веселии и радовании, введутся в храм Царев». Здесь говорится об особом даре девства – это действительно особый дар, и тот, кто пребывает в нем, пребывает в радости. Григорий Нисский говорит, что девство есть материнство Бога: как Богородица стала Матерью, сохранив Свое девство, так и тот, кто сохраняет свое девство и целомудрие, является по благодати равным Царице Небесной.

«Вместо отец Твоих быша сынове Твои: поставиши я князи по всей земли. Помяну имя Твое во всяком роде и роде: сего ради люди исповедятся Тебе в век и во век века». Замечательный псалом заканчивается очень глубокими словами – «помяну имя Твое во всяком роде и роде: сего ради люди исповедятся Тебе в век и во век века». Действительно, вовеки, Господи, будет поминаться имя Твое: в этой жизни и в будущей. Имя Твое будет поминаться всегда – есть история жизни человека на земле, и в этой истории, Господи, даже если кто-то отойдет от Тебя, Ты оставил след. И она, начавшись здесь, будет продолжаться во все века.

Но эти слова, говорят святые отцы, относятся и к Пресвятой Богородице: Она Сама сказала, что «отныне будут ублажать Меня все роды», то есть прославлять все народы земли. Ее имя поминается во всяком роде, ведь Она дала нам Божественного Спасителя, Который радует, утешает сердца многих и открывает для всех нас двери в Царствие Небесное. 44-й псалом, – псалом радости, веселья, утверждения Христовой истины и прославления Царицы Небесной.

Ведущий священник Алексий Ладыгин

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать