Читаем Псалтирь. Псалом 35

12 июня 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Алексием Ладыгиным о Псалтири.

– Продолжаем разговор о Псалтири – я надеюсь, что наши телезрители вместе с нами читают Псалтирь. Ждем, батюшка, Ваших интересных размышлений.

– Сегодня поговорим о 35-м псалме. Он очень глубокий, очень интересный и приближен к нашей жизни, ведь вместе с псалмопевцем Давидом мы также испытываем многие трудности, беды, искушения от коварных людей, желающих нам зла.

Этот псалом имеет преднаписание: «В конец, отроку Господню Давиду». Очень нежно Псалтирь называет Давида отроком Господним. Отроком можно назвать только того человека, который, как отрок, имеет чистое и светлое отношение к своему благодетелю и всегда готов творить доброе, сохраняя верность Богу. И Давид всегда творил добрые дела по отношению к близким, имея страх Божий в своей душе, в сердце, всегда стремясь исполнять заповеди Божии. Конечно, он делал это потому, что его любовь была направлена к Богу, а через это и к ближним. И даже когда ему кто-то делал зло, Давид никогда не мстил человеку, только жаловался Богу: «Я-то не мщу, Господи, а мне злое творят». Поэтому здесь Давид называется отроком.

В то же время преднаписание – «в конец». Толкователи считают, что этот псалом говорит о конце всех, кто применял хитрость и коварство против царя Давида. Псалмопевец обличил их и умолил Господа, чтобы Он совершил Свой суд и правду над ними. Поэтому уже был виден конец их коварства и жизни: как правило, Господь лишает жизни тех людей, которые творят неправду.

Итак, псалом начинается такими словами: «Глаголет пребеззаконный согрешати в себе: несть страха Божия пред очима eго». Каждый человек имеет совесть, которая говорит ему, что он делает неправильно: совесть – голос Божий в человеке, и ты будешь отвечать пред Богом за неправду, которую делаешь. Но Саул подумал: «Если я буду делать неправду и выдавать ее за правду, тогда я не буду отвечать перед Богом, и никто не знает, что я мыслю именно неправедно против праведного человека. Поэтому никто меня не обличит, в том числе и Господь, Который не узнает моей неправды, ведь эта неправда внутри меня самого». Вот так он обманул себя.

«Яко ульсти пред ним обрести беззаконие свое и возненавидети». Он ульстил себя, то есть он себе льстил, себя убедил, а потом не стал разбирать это беззаконие, чтобы возненавидеть его, чтобы победить его внутри себя, побороться с ним, а просто убедил себя и сказал, что это беззаконие – правда. Поэтому он утвердился в неправде и восстал против Давида.

«Глаголы уст eго беззаконие и лесть, не восхоте разумети еже ублажити. Беззаконие помысли на ложи своем: предста всякому пути неблагу, о злобе же не негодова». Уже и уста его стали говорить беззаконие, и он не захотел говорить правду о Давиде, но говорил ложь. Причем делал это постоянно. Более того, он даже на ложе своем мыслил об этом. То есть настолько он себя возбудил и убедил в этом, что даже не мог спать, и во время сна, в тишине, когда успокаиваются все человеческие чувства, сам организм, он не мог успокоиться и всякую сочинял неправду и беззаконие на Давида и затем все это воплощал.

«Господи, на Небеси милость Твоя и истина Твоя до облак». Псалмопевец Давид обращается к Богу: правда Господня выше гор земных, она достигает до облак, и истина Божия достигает такой высоты.

«Правда Твоя, яко горы Божия, судьбы Твоя бездна многа. Человеки и скоты спасеши, Господи». Давид говорит, что правда и милость Бога настолько безграничны, что человеки и скоты спасеши, Господи. Даже бессловесную тварь спасает Господь. Сейчас очень многие обращены к животным. «Правмир» даже выпустил календарь, где каждый месяц – фотография известного батюшки с котом. Это, конечно, немножко протестантское отношение к скотине и бессловесной твари, так мы можем дойти до венчания и причащения кошечек и собачек.

Если мы внимательно прочитаем строчки псалма, то поймем, что Господь всем благодетельствует и дает Свою милость. Один из толкователей сказал, что скотами здесь называется языческий мир, но не потому, что они не имели уст или разума, а потому, что они жили согласно инстинктам, как живет скотина, то есть не имея никакого закона Божия внутри себя. И вот даже этим людям, не имеющим веры, Господь все равно благодетельствует и дает Свою милость – посылает им дождь, освещает и согревает их солнцем, питает их от плодов земли, которые Он благословляет.

«Яко умножил еси милость Твою, Боже, сынове же человечестии в крове крилу Твоею надеятися имут». Господь всякому человеку дает Свою милость, и сыны человеческие, которые ищут ее, всегда получают: Господь никого не оставляет без милости Своей.

«Упиются от тука дому Твоего, и потоком сладости Твоея напоиши я». Здесь Давид делится с нами, какую милость дает Господь: Он дает возможность веселиться сердцу человеческому, ведь вино веселит сердце человеческое. Тук – это благовонная мазь, масло, елей, то есть Господь дает достичь определенного состояния, определенного положения в жизни. И напояет человека сладостью, то есть делает жизнь настолько приемлемой, что никто и умирать не хочет. Мы, хотя и испытываем многие трудности от жизни, все равно получаем сладость жизни, и нам не хочется умирать.

«Яко у Тебе источник живота, во свете Твоем узрим свет». Здесь очень глубокое повествование, что Господь имеет источник жизни. Мы очень часто в наших церковных песнопениях называем Господа словами из псалма Начальником жизни нашей, то есть положившим начало жизни. Об этом должен помнить каждый человек, который пользуется этой жизнью и при этом говорит: «Я не верю в Бога, я не признаю Бога»… Значит, ты не признаешь Того, Кто дал тебе начало жизни, Кто положил начало вообще всей жизни на земле, в том числе и каждого конкретного человека? Или говорят: «За что я должен благодарить Бога?». За дачу, за клячу, за большую квартиру, за поездки за границу... Конечно, в первую очередь, мы должны благодарить Бога за нашу жизнь.

– Расскажу забавную вещь: на одном из федеральных каналов недавно сказали, что мы все, оказывается, марсиане и что жизнь случайна. Почему марсиане? Жизнь случайно залетела к нам с Марса: какая-то песчинка с кометой упала (или метеорит упал), отсюда и пошла жизнь человеческая. Кто-то хочет быть произведенным от обезьяны, кто-то – от камушка…

– Террористы, которые все взрывают в мире, наверное, хотят, чтобы от их взрывов что-то получилось. Это самая глупая версия, взрыв не может родить жизнь: взрыв – это всегда разрушение, уничтожение самой жизни. Где бы взрыв ни произошел – на Земле или в космосе, – это всегда уничтожение. От взрывов спутников в космосе ничего не создается, они тут же падают и подлежат уничтожению.

Я хочу сказать, насколько начинаешь ценить жизнь… Мы несем послушание при больницах (17-й наркологической, 64-й городской). И когда посещаешь больных в тяжелейшем состоянии, у которых не действуют руки, ноги, тогда к тебе приходит трезвость, и ты начинаешь думать, что твоя жизнь действительно в руках Божиих. Насколько ценно, когда ты утром встал, твои руки и ноги работают! Тогда ты вспоминаешь Господа – Источника живота, Источника и Начальника нашей жизни, положившего начало жизни и поддерживающего ее в человеке. Мы понимаем: если Господь не даст нам Свое благословение, руки и ноги будут парализованы, и голова, и язык даже может не говорить – вот в каком бедственном состоянии мы можем находиться.

В то же время Господь заботится и о нашей вечной жизни, о продолжении нашей жизни не только на земле, но и в вечности. А для этого мы должны к чему-то стремиться в жизни. И об этом удивительно пишет псалмопевец. Он говорит: во свете Твоем узрим свет. Что значит во свете Самого Господа увидеть свет? Святые отцы говорят, что здесь говорится о Христе, через Христа мы увидели больший свет – свет Отца и свет Святого Духа. Когда в беседе с учениками Филипп говорит: «Господи, покажи нам Отца Своего», Господь отвечает: «Кто видел Сына, тот видел и Отца». Божественный свет Бога Отца открывается через Христа, Сына Божия. И кто не верит в Иисуса Христа, тот никогда не увидит полноту Святой Троицы и Божественного света. Вот почему важно верить в Господа Иисуса Христа, приступать к таинствам, особенно к таинству святой Евхаристии: только через Господа мы видим полноту Божественного фаворского света и через это приобщаемся к нашему Богу во всей полноте.

Вот такой удивительный псалом: мы еще не дошли до конца, но какую глубину он открывает нам! Сначала Давид начал говорить о тех, которые живут неправедно. Затем псалмопевец очень тонко переходит к славе Божией, к милости Божией.

Господь видит все злые помыслы, Он знает, о чем помышляет беззаконный человек. Поэтому, когда человек творит неправду, эта неправда обличает его и приводит к поражению. Истина Божия и милость Божия выше всякой тайны, всякой неправды и направлена на спасение человека. Милостью Божией пользуются все – и те, кто находится в вере, и те, кто в неверии.

Талмудисты, невзирая на то, что имели перед глазами Псалтирь Давида, говорили, что милость Божия распространяется только на избранный народ – по отношению к избранному народу нужно соблюдать все законы, все заповеди, но по отношению к человеку, находящемуся в язычестве, не надо соблюдать никакие законы. А псалмопевец Давид, назидая людей и ветхозаветной религии, и тех, которые сегодня живут в иудаизме, много-много лет назад сказал: «Правда Твоя, яко горы Божия, судьбы Твоя бездна многа. Человеки и скоты спасеши, Господи». Человеки и скоты… Естественно, о скотах мы не говорим, они не вечны, их душа в их крови, она имеет не вечное начало, а материальное. Прав толкователь, говорящий о человеках, которые сейчас не имеют Крещения, а тогда не имели отношения к избранному народу. Но Господь спасает всех. Вот какова любовь Божия!

Почему Господь спасает всех? Он милостив, Он дал начало жизни всему живому, и скотам в том числе. Поэтому Бог хочет, чтобы человек жил не только этой земной жизнью, но и имел продолжение в вечности. Но тогда, как говорит апостол Иоанн, будет новая земля, новое небо и новые люди. Какие новые люди? Не будет создан новый человек, а будет обновленный человек, обновленный самой Божественной природой, своей верой. Только он будет пребывать на этой земле вместе с Господом.

«Во свете Твоем узрим свет». Эти слова вошли в церковные песнопения, которые поются в наших храмах за Литургией, за вечерним богослужением. Кто изучает Псалтирь, вчитывается в нее, тот начинает понимать и богослужение. Многие говорят: «Переведите на русский язык, мы ничего не понимаем в службе». Можно не переводить, а просто почитать Псалтирь, тогда вы все поймете сами. Когда начинаешь вчитываться, богослужение открывается очень ярко.

– Те, кто говорит о переводе на русский язык, просто не хотят себя утрудить изучением церковнославянского – основы нашего языка. Хотя изучают по восемь иностранных языков и среди них такие сложные, как китайский, японский, арабский, чего только не изучают! А родной церковнославянский – боятся себя утрудить…

– Это очень сложно: это связано с духовным становлением человека, поэтому здесь враг рода человеческого всегда помешает, а там – подтолкнет.

– Прекрасен наш церковнославянский язык.

– Не только прекрасен, он спасителен. Потому что открывает глубину духовной жизни человека и наполняет ее богослужебным смыслом.

«Пробави милость Твою ведущим Тя и правду Твою правым сердцем». Здесь псалмопевец Давид просит о Божественной милости уже не ко всем живущим, а именно к тем, кто «знают Тебя, почитают Тебя», живут в Законе Божием. Потому что знающий и любящий Бога исполняет Его заповеди и творит правду всем сердцем. Его не нужно принуждать, наставлять, заставлять, он все равно будет исполнять закон, потому что знает Бога. У того, кто знает Бога, Закон Божий всегда живет в сердце, он ничем не заглушен, человек всегда будет поступать по заповедям, которые Господь оставил ему.

«Да не приидет мне нога гордыни, и рука грешнича да не подвижит мене». Мы привыкли просить у Бога: «Дай мне, Господи, только блага, только хорошего, только правду, избавь меня от беззаконных, от тех, кто наказывает, избавь меня, Господи, от нищеты земной…».

– Естественные желания…

– А Давид, наоборот, учит нас, что мы должны молиться, чтобы Господь избавил нас от греха, от неправды, в которые мы можем впасть. Мы не только можем быть материально бедны, несчастны, мы можем идти в одну ногу с грешниками, с неправедными. Тогда мы отойдем от истины, и наша земная жизнь изменится, и вечность от нас отвернется, будет для нас недостижима. Поэтому Давид говорит: «Да не приидет мне нога гордыни, и рука грешнича да не подвижит мене».

Что такое нога гордыни? Вспомним пророка Илию из Священного Писания, который обличал и говорил: «Что вы хромаете на обе ноги?». А можно хромать на одну ногу. Если ты будешь иметь ногу гордыни, хотя другая нога, может быть, и будет желать ступать на правый путь, но нога гордыни не будет давать, и ты будешь всю жизнь хромым. Если ты даже наполовину впускаешь в себя гордыню… А гордыня – это не один порок, это матерь пороков, это воплощение всего зла, которое человек может творить. От гордыни все грехи – немирность, злоба, зависть, презрение, любодейство. Все грехи питаются гордыней, которую человек взрастил в себе. Поэтому, если мы не хотим погибнуть, то должны бегать ноги гордыни – этой хромоты, духовного уродства, которое приходит вместе с гордыней.

Почему рука грешнича? Если человек творит какое-то дело, то, естественно, совершает его руками. Здесь говорится о греховных делах, которые человек может сделать. Поэтому псалмопевец Давид просит Господа, чтобы Он не дал ему ногу гордыни и руку неправды.

«Тамо падоша вси делающии беззаконие…». Тамо – там, в том месте, в таком состоянии – падоша вси делающии беззаконие. То есть люди, которые пребывают в таком состоянии, будут творить беззаконие и впадут в неправду, которая погубит их.

И заключает Давид этот псалом очень глубокими словами: «…изриновени быша, и не возмогут стати». С печалью и болью он говорит, что такие люди изриновени, то есть будут отвергнуты, и не возмогут встать. Когда мы не сможем до конца оправдаться? На Страшном Суде Христовом. Поэтому мы должны молиться не только о своем земном благополучии, о благополучии своих родных, но должны молиться и о том, чтобы Господь не попустил нам быть вместе с грешниками, быть в таком состоянии, от которого мы затем не сможем оправдаться: земная жизнь пройдет очень быстро, но у верующего человека есть вера в глубочайшее будущее загробной жизни. И если не идти путем этого будущего, зачем жить на земле? А если мы верим в будущее, мы должны просить Бога, чтобы Господь спас нас от гордыни и от руки, делающей беззаконие, чтобы в нашей жизни не пребывала никакая правда, чтобы мы имели оправдание в вечной будущей жизни.

– Вы сейчас задали телезрителям вопрос: для чего мы живем? Люди всегда задавали себе этот вопрос. Даже песня была в советское время: «Если ты, человек, так бесследно уйдешь, – для чего ты живешь?..» Хотя Бога и отняли у русских, все равно «душа человеческая – христианка», и люди задавались этим вопросом: для чего мы живем?

– В то время это переводили хотя бы в какую-то идею. Я бы сказал, чтобы народ не остался без вечности, идеей прикрывали вечный смысл жизни человека. Но удивительно то, что сейчас совершенно по-другому устраивается жизнь – только материально прекрасно и «развлеченно». У нас развлекаются все: ходят в наушниках, никто не отказывает себе в том, чтобы выпить, покушать, повеселиться и сотворить те дела, которые приносят какое-то утешение. Это не обязательно низменные грехи. Например, сейчас все играют – и стар, и млад. Я не могу себе представить, чтобы я взял планшет и начал играть в какую-либо игру…

– Жалко на это времени…

– Я вспоминаю монахиню Нонну, которая сейчас немножко болезнует. Однажды она попросила меня разобрать ее библиотеку и лишние книги, журналы, которые она уже прочитала, отвезти в наркологическую больницу. И вот я столкнулся с тем, что она, находясь уже около 25 лет на пенсии, все эти книги и журналы (в том числе советские) прочитала: они все изрисованы пометками, с подчеркиваниями, с закладками. Когда я к ней приходил, она всегда говорила: «Как я люблю читать! Я очень этим утешаюсь. Мои любимые книги, их у меня много, но они такие любимые…». Я думал, что она так говорит, может быть, ради красного словца, а увидел – действительно, масса прочитанных и духовных книг. У нее хранятся фотографии батюшек, епископов, патриархов – она любовалась образами духовенства. Конечно, этот человек идет в вечность, и вечность его примет с радостью.

– Благодарю Вас сердечно за очень содержательную, серьезную, поучительную беседу. И благодарю Вас за то, что на протяжении уже многих лет Вы вместе с телеканалом «Союз» и с нашими телезрителями.

 Ведущая Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать