Аудио |
|
Скачать .mp3 |
14.35. Жители того места, узнав Его, послали во всю окрестность ту и принесли к Нему всех больных,
14.36. и просили Его, чтобы только прикоснуться к краю одежды Его; и которые прикасались, исцелялись.
15.1. Тогда приходят к Иисусу Иерусалимские книжники и фарисеи и говорят:
15.2. зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб.
15.3. Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?
15.4. Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет.
15.5. А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался,
15.6. тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим.
15.7. Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря:
15.8. приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня;
15.9. но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим.
15.10. И, призвав народ, сказал им: слушайте и разумейте!
15.11. не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека.
(Мф. 14, 35–36; 15, 1–11)
После многочисленных знамений и исцелений, совершенных Господом в Геннисаретской земле, иерусалимские книжники и фарисеи, возобновляя прежнее осуждение учеников Спасителя, приступили ко Христу с вопросом: зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб (Мф. 15, 2).
Видя великую веру народа, книжники и фарисеи старались уменьшить ее. И так как в Самом Христе они ничего не могли порицать, то стали обвинять учеников в нарушении человеческого предписания, так как не есть прежде омовения рук повелевал не Божественный закон, а народные старцы.
Борис Ильич Гладков замечает, что книжники и фарисеи «... уверяли народ, что Моисею на горе Синай даны два закона, из которых один записан им, а другой устно передан народу, потом преемственно передавался следующим поколениям и известен под названием преданий старцев. Вот на эти-то предания книжники и фарисеи опирались всегда, когда им было выгодно нарушать закон, данный Богом через Моисея».
По правилам фарисейского благочестия, перед принятием пищи и после него непременно нужно было мыть руки. Соблюдение этих правил считалось настолько важным, что нарушивший их подвергался синедрионом наказанию вплоть до отлучения.
В ответ на обвинение фарисеев Господь задает вопрос: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего? (Мф. 15, 3). Этими словами Спаситель прямо указывает на то, что фарисеи во имя своего предания нарушают заповедь о почитании родителей. Предание это гласило: если кто скажет отцу или матери: дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался, тот может и не почтить отца своего или мать свою (Мф. 15, 5–6).
Святитель Иоанн Златоуст поясняет: «Если кто из родителей говорил сыну: дай мне эту овцу, которую ты имеешь, или тельца, или иное что, то им отвечали: то, чем ты желаешь от меня пользоваться, я отдаю в дар Богу, и ты не можешь получить этого. Отсюда происходило двоякое зло: и Богу не приносили, и родителей, под предлогом приношения Богу, лишали дара».
Таким образом, дети могли отказать в материальной поддержке родителям, объявив свое имущество посвященным Богу, продолжая при этом и дальше пользоваться своим имуществом, платя небольшой выкуп в сокровищницу храма. Но за это они считали себя свободными от всяких общественных повинностей, даже от обязанности заботиться о своих родителях, отказывая им в самом необходимом для их жизни и пропитания.
Утверждая, что фарисеи создают только видимость почитания Бога, Господь относит к ним пророчество Исаии: приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня (Мф. 15, 9). Обратившись затем ко всему народу, Господь добавляет в обличение фарисеев: не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека (Мф. 15, 11).
Архиепископ Аверкий (Таушев) пишет: «Однако совершенно неосновательно полагают сектанты и другие противники постов, будто эти слова Господа направлены против соблюдения постов, установленных святой Церковью... Постимся мы не потому, что боимся осквернить себя скоромной пищей, а ради того, чтобы было легче бороться с другими своими греховными страстями, чтобы побороть свою чувственность, приучить себя к пресечению воли через послушание к установлениям святой Церкви».
Мы же, дорогие братья и сестры, поучаемые Священным Писанием, будем стремиться к чистоте душевной. Ведь главное для нас – любовь к Богу и людям, а через это и послушание установлениям Церкви.
Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 26 апреля
Церковный календарь 26 апреля. Мученица Фомаида Александрийская (Египетская)
Евангелие 26 апреля. Изучаем Священную Евангельскую историю. Тайная Вечеря. Новый Завет
День ангела. 26 апреля
Читаем Апостол. 26 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!