30 ноября. Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия

30 ноября 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Евангелие от Луки. Глава 9, ст. 57–62.

9.57. Случилось, что когда они были в пути, некто сказал Ему: Господи! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел.

9.58. Иисус сказал ему: лисицы имеют норы, и птицы небесные – гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову.

9.59. А другому сказал: следуй за Мною. Тот сказал: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего.

9.60. Но Иисус сказал ему: предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие.

9.61. Еще другой сказал: я пойду за Тобою, Господи! но прежде позволь мне проститься с домашними моими.

9.62. Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия.

(Лк. 9, 57–62)

 

Сегодня Святая Церковь чтит память святителя Григория Неокесарийского, чудотворца, посвящая в его честь одно из евангельских чтений – от Матфея (Мф. 10, 1, 5–8). Второе евангельское зачало посвящается памяти преподобного Никона Радонежского (Мф. 4, 25; 5, 1–12). Третье евангельское зачало, рядовое, – из Евангелия от Луки.

Однажды Господь велел Своим ученикам переправиться на другую сторону Тивериадского озера. Когда они уже собрались сесть в лодку, ко Господу подошел книжник, выразивший желание следовать за Ним, куда бы Он ни пошел. Господь, желая предупредить, что книжник берет на себя непосильное бремя, указал ему на Свой страннический образ жизни, поясняя, что у Него нет места, где бы Он мог укрыться и почить от Своих трудов.

Святитель Афанасий Великий замечает: «Господь, видя, что книжник сей, обещаясь идти по Нем, говорит это только на словах, а не содержит того в мысли, и увлекается иными помыслами, – постыждает его обличением, и не гонит от Себя, как бы отвращаясь от Него, и не обольщается словами его, как бы не зная, каков Он, но как ведущий обличает, и как вразумляющий исправляет».

Этот ответ произвел, по-видимому, сильное впечатление на тех спутников Господа, которые уже состояли в числе Его учеников. И один из них стал уклоняться от немедленного следования за Господом, ссылаясь на то, что ему прежде нужно похоронить отца, на что Господь ответил ему: предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие (Лк. 9, 60).

Архиепископ Аверкий (Таушев) пишет: «Два однокоренных слова ‟мертвые” и ‟мертвецы”, употребленные здесь, имеют два различных значения; первое из них – в смысле духовных мертвецов. Господь же имел в виду то, что ради великого дела, ради благой вести Царствия Божья нужно оставить все и всех ‟мертвых”, которые глухи к слову Божию, к Его великому делу».

Господь как бы говорит: предоставь им, всецело привязанным к земной жизни, хоронить мертвецов своих, а ты, внявший слову жизни, проповедуемому Мною, иди за Мной. Спаситель видит, что если этот человек сейчас не пойдет за Ним, то не пойдет никогда. Подобным запрещением отдать последний долг умершему отцу Господь, очевидно, хотел или испытать характер и преданность этого ученика, или уберечь его от родных, которые могли бы отвлечь ученика от следования за Христом.

Другой ученик, не дожидаясь призыва, сам сказал Господу, что хочет идти за Ним, но прежде просит только позволения проститься с домашними своими, на что Господь ответил: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия (Лк. 9, 62).

Епископ Михаил (Лузин) поясняет: «… Положить руку на плуг – присловие народное, означающее – предпринять какое-либо дело, дело не легкое столь же, сколь нелегко пахать. Чтобы хорошо вспахать и чтобы работа эта была успешна, пахарь зорко смотрит вперед, а не оглядывается постоянно назад, иначе работа его не будет успешна и хороша».

Точно так же и в деле последования Христу: кто, решившись идти за Ним, оглядывается назад, на мир и блага его, того они могут отвлечь. Господь научает, что нельзя идти на новое служение с какими-то сомнениями, но нужно полностью, искренно, всем сердцем посвятить себя этому служению.

Тот, кто решился следовать за Христом, не должен оглядываться назад на мир с его пристрастиями и родственными связями, поскольку любого рода привязанность к миру мешает отдаться учению Христа всецело, а значит, и пользы от такого отношения к делу распространения Евангелия ждать нельзя.

Как важно понять, дорогие братья и сестры, что следование за Господом продолжается всю жизнь и не прерывается до самой кончины, ведь нам непрестанно приходится делать выбор между добром и злом, между земным и небесным, между правдой и ложью, между волей Божией и волей собственной. Наш путь к вечности, путь ко спасению, согласно Промыслу Божию, не должен прерываться ни на секунду.

Поэтому даже среди повседневных жизненных забот мы не должны прерывать движение к вечности. Будем же помнить, что если мы живем ради других, забывая о себе, своем времени, имуществе и удобствах, в желании сделать что-либо для людей, а значит, для самого Господа, мы обретаем вечную жизнь.

Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать