27 марта. Был также зван Иисус и ученики Его на брак

27 марта 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3

Сегодня мы с вами поговорим о чуде, совершенном Господом на браке в Кане Галилейской.

Евангелие от Иоанна, глава 2, стихи 1–11

2.1. На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там.

2.2. Был также зван Иисус и ученики Его на брак.

2.3. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них.

2.4. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой.

2.5. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте.

2.6. Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры.

2.7. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха.

2.8. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли.

2.9. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, – а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, – тогда распорядитель зовет жениха

2.10. и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе.

2.11. Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его.

(Ин. 2, 1–11)

О данном событии повествует только евангелист Иоанн. Это было первое чудо, которое сотворил Господь перед Своими учениками, дабы явить Себя как Божественного Посланника.

На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там (Ин. 2, 1). Кана – маленький городок, находившийся в нескольких километрах к северо-востоку от Назарета. Она называлась Галилейской, чтобы отличать ее от другой, располагавшейся близ города Тира.

Свадьба на Востоке считалась самым радостным и заметным событием в жизни человека. Отменялись все дела, а также некоторые субботние ограничения. Свадебные празднества продолжались несколько дней. Сама брачная церемония происходила поздно вечером, по окончании пира, после чего брачную пару провожали в новый дом.

К тому времени уже было темно, и их провожали по деревенским улицам при зажженных светильниках. Их вели самым дальним путем, чтобы как можно больше людей имели возможность пожелать им благополучия. Новобрачные не отправлялись в свадебное путешествие: они оставались дома и в течение недели принимали всех гостей. В жизни, полной нужды и тяжелой работы, эта неделя была очень важным моментом. 

Пресвятая Дева прибыла в Кану раньше Христа и Его учеников. Вероятно, Богородица знала кого-то из вступавших в брак. А возможно, семья жениха или невесты приходилась Ей родственной.

Был также зван Иисус и ученики Его на брак (Ин. 2, 2). Христос был приглашен как знакомый, а Его ученики, пришедшие с Ним, были приглашены по обычаю гостеприимства.

И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них (Ин. 2, 3). Проявление гостеприимства на Востоке было долгом. Вино же было важным элементом иудейского праздника. Отсутствие еды или питья на свадебном пиру оказалось бы чрезвычайно унизительным для жениха и невесты. Понимая, что это может испортить радость семейного торжества, Пресвятая Дева обратилась за помощью к Сыну.

Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой (Ин. 2, 4). Слово «жено» считалось почтительным у иудеев и других народов Востока. Это было уважительным обращением наподобие таких, как «сударыня», «мадам», «госпожа». Нам известно, что точно так же назвал Спаситель Свою Мать, когда в страшных муках на кресте поручал Ее попечению Своего любимого ученика.

Иными словами, Христос желал просить Свою Пречистую Матерь оставить все на Его усмотрение, потому что Он найдет способ разрешить ситуацию и исправить положение.

Она обратилась к слугам: что скажет Он вам, то сделайте (Ин. 2, 5). Богородица не знала, как именно будет действовать Иисус, но чувствовала Его готовность прийти на помощь людям, оказавшимся в нужде.

Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры (Ин. 2, 6). Воду, находящуюся в этих кувшинах, использовали для обрядового омовения ног (при входе в дом) и рук (перед входом). Вместимость их была огромной: «мера» – это перевод древнееврейского слова «бат». Бат был равен приблизительно 40 литрам, и, следовательно, каждый из этих кувшинов вмещал примерно 100–120 литров.

Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха (Ин. 2, 7). В Евангелии особо подчеркивается этот факт: указано на то, что, кроме воды, туда ничего не было налито.

При наполнении всех кувшинов и претворении воды в вино получилось около 700 литров вина. Но не следует буквально понимать сказанное евангелистом: этим он хотел показать нам, что благодати и милосердия Христа с избытком хватает всем людям.

И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира (Ин. 2, 8). Известно, что распорядитель на пиршествах обычно выбирался из почетных гостей или из старых доверенных слуг. Он рассаживал гостей и наблюдал за ходом пира.

Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, – а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду (Ин. 2, 9). Как следует из этих слов, распорядителю пира не было известно о происхождении вина, что служит доказательством свершившегося чуда. 

Тогда распорядитель зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе (Ин. 2, 10). Эти слова служат ключом к пониманию не только этого отрывка, но и всего Евангелия: Христос принес с Собой новый миропорядок, сменивший старый, несовершенный. Евангелист желает, чтобы мы увидели не превращение воды в вино, а изменение всей жизни человека, когда в нее приходит Христос.

И действительно, Господь пришел в этот мир устранить все несовершенства закона и обратить их в совершенство благодати, которая стала безграничной. Нам лишь остается, дорогие братья и сестры, раскрыть наши сердца Богу, чтобы стать живыми сосудами Его благодати и позволить Спасителю нашему и Господу совершить и в нашей жизни чудо превращения пресной воды в сладкое вино Даров Святого Духа.

Помогай нам в этом Господь.

Иеромонах Пимен (Шевченко)

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы