26 июня. Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным

26 июня 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3

Евангелие от Матфея, глава 10, стихи 32–36; глава 11, стих 1.

Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Сегодня, в пятницу, за богослужением читается Евангелие от Матфея (Мф. 10, 32–36; 11, 1).

10.32. Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным;

10.33. а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным.

10.34. Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч,

10.35. ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее.

10.36. И враги человеку – домашние его.

11.1. И когда окончил Иисус наставления двенадцати ученикам Своим, перешел оттуда учить и проповедовать в городах их.

(Мф. 10, 32–36; 11, 1)

Предупредив о гонениях, ожидающих Его последователей, Спаситель, побуждая к безбоязненному исповеданию истины, говорит и об ожидающем воздаянии: Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным (Мф. 10, 32–33). Исповедовать означает признавать Спасителя Мессией, а Его учение Божественным. И такое признание должно выражаться не только верой в душе, но также словами и делами.

Евфимий Зигабен поясняет: «Исповеданием […] побуждает их к свидетельству о Себе. Поэтому говорит: если кто засвидетельствует пред людьми о Моем Божестве, засвидетельствую и Я пред Отцом Своим о вере того, то есть всякого, кто объявит Меня Богом, Я объявлю верующим. Но кто отвергнет Меня, того отвергну и Я».

Все иудеи времен Иисуса Христа ждали Дня Господня, то есть пришествия Мессии. Они верили, что, помимо всего прочего, День Господень, когда Господь непосредственно вмешается в ход истории, будет характеризоваться разделением семей. Раввины говорили: «В период, когда придет Сын Давидов, дочь восстанет против своей матери, невестка – против свекрови».

С точки зрения иудеев, христиане были еретиками и сектантами. Иудеи сильно злословили и клеветали на христиан, а мнение языческого народа и государственной власти Римской империи по большому счету формировали именно иудеи.

Как пишет во II веке Иустин Философ, часто именно благодаря этой иудейской «пропаганде» христиан гнали за одно это Имя. Иудеев не устраивала вера христиан в Иисуса как в Мессию, а потому они старались очернить христиан, формируя мнение о них как о нарушителях устоев.

Преследования в Римской империи в большей мере носили политический характер, поскольку почитание языческих божеств и самого императора служило знаком лояльности по отношению к Риму. Но христиане не желали поклоняться римскому императору как божеству, что вызывало разделение, а следовательно, и гонения.

Борис Ильич Гладков пишет, что Христос «…принес на землю истину. А истина, как и свет, разделяет людей: одни идут к свету, а другие предпочитают оставаться во тьме. Поэтому слово меч нельзя понимать в буквальном смысле. Как силой меча можно разъединить самых близких людей, так и разногласие во мнениях людей разобщает, даже ссорит их и доводит до ожесточения. И такое-то разногласие во многих семьях произошло из-за проповеди апостолов о воскресшем Христе».

Спаситель предвидел вражду, которая возникнет у закоренелых язычников по отношению к принявшим проповедь апостолов, и, конечно, знал, что ненависть последних к новому учению будет так велика, что перед ней не устоят самые крепкие узы родства. Зная, что брат-язычник выдаст гонителям брата-христианина, отец – сына, а дети-язычники будут даже убивать своих родителей, Христос сказал: Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее (Мф. 10, 34–35).

Блаженный Феофилакт замечает: «Меч означает слово веры, которое отсекает нас от настроения домашних и родственников, если они мешают нам в деле благочестия. Господь не говорит здесь, что должно удаляться или отделяться от них без особенной причины, – удаляться должно только в том случае, если они … препятствуют нам в вере».

И враги человеку – домашние его (Мф. 10, 36), – добавляет Господь. Эти слова были сказаны пророком Михеем, когда иудеи враждовали между собой.

У них также были пророки и лжепророки, а следовательно, существовали и разногласия в народе, в результате которых мнения людей разделялись: одни верили тем, другие – иным. Поэтому пророк, увещевая, говорил:

…от лежащей на лоне твоем стереги двери уст твоих. Ибо сын позорит отца, дочь восстает против матери, невестка – против свекрови своей; враги человеку – домашние его (Мих. 7, 5–6).

Христос же сказал эти слова для того, чтобы предупредить о том, что все домашние, препятствующие в вере, станут для уверовавших врагами. И эти слова были сказаны Господом для укрепления Его последователей: дабы мы возлюбили Его чистым сердцем больше и прежде всего.

Строки сегодняшнего евангельского чтения, дорогие братья и сестры, повествуют о том, что Господь призывает нас следовать за Ним путем самоотвержения. И только следуя этим путем, мы становимся наследниками славы Царства Божия.

Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​