Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Евангелие от Иоанна, глава 20, стихи 19–31
Христос воскресе, дорогие братья и сестры! Сегодня, в воскресенье, в день Антипасхи, за богослужением читается Евангелие от Иоанна (Ин. 20, 19–31).
20.19. В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!
20.20. Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа.
20.21. Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас.
20.22. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго.
20.23. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.
20.24. Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус.
20.25. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю.
20.26. После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам!
20.27. Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим.
20.28. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!
20.29. Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие.
20.30. Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей.
20.31. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его.
(Ин. 20, 19–31)
Первое воскресенье после Пасхи в церковном календаре носит название Антипасхи, что означает «вместо Пасхи»: но это вовсе не противопоставление, а обращение к прошедшему празднику, его повторение.
В этот день Святая Церковь воспоминает чудо уверения апостолы Фомы, чему и посвящены строки сегодняшнего евангельского чтения.
Вечером того же самого дня, когда ушел Фома, а остальные апостолы, опасаясь преследований со стороны врагов Господа, заперли двери, вдруг пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! (Ин. 20, 19). Для уверения учеников в том, что это именно Он, Господь показал им руки и ноги и ребра Свои (Ин. 20, 20), дабы они могли убедиться, что это Он Сам, а не дух или призрак Его.
Борис Ильич Гладков пишет: «Богу угодно было, чтобы апостолы постепенно дошли до сознательной веры в Иисуса Христа как Сына Божия; им надлежало идти в мир и проповедовать Его учение, и они должны были обладать для этого верой, не допускающей никаких сомнений, и веру эту должен был принять от них и их последователей весь мир. Да, им нужна была такая сознательная вера, вера не только сердцем, но и рассудком, до какой они дошли через свое прежнее неверие и постоянные сомнения».
Евангелист Иоанн добавляет, что затем Господь через видимый знак, то есть дуновение, преподал ученикам благодать Святого Духа, сказав: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин. 20, 22–23).
Конечно, полное излияние всех даров Святого Духа на апостолов свершилось в день Пятидесятницы; но, очевидно, еще до этого дня апостолам были необходимы такие дары Святого Духа, которые укрепили бы их в несомненной и твердой вере в истину Воскресения Христова, а в особенности для того, чтобы породить в апостолах веру в то, что они поставлены Господом на великое служение делу Благовестия во всем мире: как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас (Ин. 20, 21).
Евангелист Иоанн отмечает, что при первом явлении Господа всем ученикам среди них не было апостола Фомы. И вот, встретив других учеников и услышав от них известие о том, что они видели Господа, Фома заявил: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю (Ин. 20, 25).
Святитель Иоанн Златоуст отмечает, что через неделю Господь снова является апостолам, среди которых на этот раз был и Фома, «для того, чтобы Фома, внимая в течение этого времени убеждениям учеников и слыша одно и то же, воспламенился бóльшим желанием и сделался более твердым в вере на будущее время».
Одно только знание Господом сомнений Фомы настолько поразило апостола, что он, исповедуя веру в Воскресение Христово и в Божество Спасителя, воскликнул: Господь мой и Бог мой! (Ин. 20, 28).
Однако эта вера все же имела своим основанием чувственное удостоверение, а потому Господь в назидание Фоме, другим апостолам и всем людям на будущие времена открывает высший путь к вере: блаженны невидевшие и уверовавшие (Ин. 20, 29).
И действительно, дорогие братья и сестры, самое главное в стяжании веры – это чистота человеческого сердца. Мы познаем присутствие Божие не только внешними чувствами, но более смиренным сердцем, наполненным доверием к Богу.
Помогай нам в этом воскресший Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Прогноз погоды на 25 апреля 2024
Литургия Преждеосвященных Даров 24 апреля 2024 года
Беседы с батюшкой. Священник Михаил Дудко. 23 апреля 2024
Этот день в истории. 24 апреля
Церковный календарь 24 апреля. Мученики Прокесс и Мартиниан
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!