Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Евангелие от Иоанна, глава 3, стихи 22–33
Христос воскресе, дорогие братья и сестры! Сегодня, в субботу, за богослужением читается отрывок Евангелия от Иоанна (Ин. 3, 22–33).
22. После сего пришел Иисус с учениками Своими в землю Иудейскую и там жил с ними и крестил.
23. А Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды; и приходили туда и крестились,
24. ибо Иоанн еще не был заключен в темницу.
25. Тогда у Иоанновых учеников произошел спор с Иудеями об очищении.
26. И пришли к Иоанну и сказали ему: равви́! Тот, Который был с тобою при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот, Он крестит, и все идут к Нему.
27. Иоанн сказал в ответ: не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба.
28. Вы сами мне свидетели в том, что я сказал: «не я Христос, но я послан пред Ним».
29. Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия‐то радость моя исполнилась.
30. Ему должно расти, а мне умаляться.
31. Приходящий свыше и есть выше всех; а сущий от земли — земной и есть, и говорит, как сущий от земли; Приходящий с небес есть выше всех,
32. и что Он видел и слышал, о том и свидетельствует; и никто не принимает свидетельства Его.
33. Принявший Его свидетельство сим запечатлел, что Бог истинен…
(Ин. 3, 22–33)
После беседы с Никодимом, происходившей во дни праздника пасхи, Господь оставил Иерусалим и пришел с учениками Своими в землю Иудейскую и там жил с ними и крестил (Ин. 3, 22).
В это время Иоанн Предтеча еще продолжал крестить В Еноне близ Салима (Ин. 3, 23), в местности, находившейся к западу от Иордана.
Борис Ильич Гладков пишет: «Сам Иисус привлекал к Себе громадные толпы слышавших о Нем и видевших совершенные Им чудеса. Народное движение принимало все большие и большие размеры, вследствие чего руководители еврейского народа, ревниво охранявшие свои права и сопряженные с ними доходы, опасаясь потерять свое влияние, начинают тайно действовать против Иисуса и Иоанна… В глазах фарисеев и саддукеев Иисус и Иоанн были только пророки: и Тот (хотя бы через Своих учеников), и другой крестили; у обоих были ученики; нельзя ли поссорить, если не самих пророков, то, по крайне мере, их учеников, и тем подорвать их влияние на народ? Так, несомненно, рассуждали те, которых евангелист Иоанн называет иудеями».
Ученики Иоанна Крестителя опасались, что возрастающая слава Христа затмит славу их учителя, а потому сказали: равви! Тот, Который был с тобою при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот Он крестит, и все идут к Нему (Ин. 3, 26).
В ответ Креститель, далекий от всякой зависти к Иисусу Христу, замечает, что между Божественными посланниками ни один не может принять на себя то, что не дано ему с неба. Прямо указывая на величие Господа, Иоанн дает последнее, торжественное уверение в Божественном достоинстве Спасителя: не я Христос, но я послан пред Ним (Ин. 3, 28).
Разъясняя свое отношение к Иисусу, Иоанн Креститель выражает свою радость по поводу успеха Его дела, называя Христа женихом, а себя другом жениха, который не завидует преимуществу жениха, но стоит перед ним как слуга и радостью радуется (Ин. 3, 29), слыша голос его.
Архиепископ Аверкий (Таушев) поясняет: «Союз Бога с верующими в Ветхом Завете, как и союз Христа с Церковью в Новом Завете, нередко представляется в Священном Писании под образом брака. Христос есть жених Церкви, а Иоанн – Его друг, близкое доверенное лицо, которое может только радоваться успеху Жениха. Значение друга жениха было велико в то время, которое предшествует браку, а как только брак состоялся, и жених вступил в права мужа, роль друга жениха заканчивалась. Так и Иоанн: он был главным действующим лицом в приготовлении народа к принятию Христа, но когда Христос вступил на путь Своего общественного служения, миссия Иоанна закончилась».
Вот почему, говоря о Спасителе, Предтеча замечает: Ему должно расти, а мне умаляться (Ин. 3, 30). Иоанн исповедует превосходство Христа над собой следующими словами: Приходящий с небес есть выше всех (Ин. 3, 31). Креститель, имеющий земное происхождение, возвещал Божественную истину лишь настолько, насколько может возвещать ее сущий от земли; а приходящий с неба Христос проповедует о небесном и Божественном как о том, что Сам непосредственно видел и слышал, и никто из земных без благодати Божьей не в состоянии принять Его свидетельства.
В задачу Иоанна Крестителя входило помочь людям встретиться со Христом и принять его как Жениха. Выполнив эту задачу, он был счастлив уйти в тень, потому что его миссия была окончена. Без зависти и с радостью говорил он о том, что Спасителю должно расти, а ему умаляться.
Для каждого из нас, дорогие братья и сестры, Иоанн Креститель является удивительным примером послушания Божией воле, смирения и преданности Господу.
Помогай нам в этом воскресший Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 21 апреля 2024 года
Благая часть. 20 апреля 2024
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Заведующий музеем художественного освоения Арктики Иван Катышев. Часть 3
Канон. Оперная певица Светлана Феодулова. Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!