25 января. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи

25 января 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
Евангелие от Матфея. Глава 4, ст. 1–11.

4.1. Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола,

4.2. и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал.

4.3. И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами.

4.4. Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих.

4.5. Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма,

4.6. и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею.

4.7. Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего.

4.8. Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их,

4.9. и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне.

4.10. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи.

4.11. Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему.

(Мф. 4, 1–11)

 

Сегодня, в субботу по Богоявлении, за богослужением Святая Церковь предлагает нам для назидания два евангельских отрывка. Это рядовое чтение из Евангелия от Луки (Лк. 16, 10–15) и особое чтение дня – из Евангелия от Матфея.

После Крещения Спаситель ведется Духом в пустыню. Простиравшаяся между центральным плоскогорьем южной Палестины и Мертвым морем мертвая, безнадежная пустыня называлась Иешимон, то есть «Опустошение». Именно туда возведен был Иисус Христос для искушения от диавола (Мф. 4, 1).

Прежде чем мы приступим к изучению отрывка об искушении Христа, необходимо понять значение слова «искушать». В греческом языке это «πειραζω» [пира́зо]. В русском языке оно употребляется прежде всего в смысле – соблазнить кого-нибудь на злые деяния, совратить ко греху. Но это «πειραζω» [пира́зо] у греков имеет совершенно иной оттенок в своем значении, оно, скорее, значит «испытать».

Хороший пример об искушении как испытании мы читаем в 22-й главе книги Бытия, где речь идет о жертвоприношении Авраамом своего единственного сына Исаака. Бог искушал Авраама (см. Быт. 22, 1), испытывая его верность. Точно так же, как металл, прежде чем употребить его в дело, испытывается при напряжениях, намного превышающих степень, которую ему когда-либо придется выдерживать.

И когда мы говорим об искушении Иисуса Христа в пустыне, то должны понимать под этим испытание, которому подвергает Себя наш Спаситель прежде Своего общественного служения. Подвергая испытанию Свою Человеческую природу, Он, как всегда, и нам подает добрый пример, как на это указывает Евфимий Зигабен: «Иисус передается после Крещения Духу Святому и ведется Им, куда повелит, и подводится в пустыню на борьбу с дьяволом. И ты после Крещения не будь уже сам руководителем себя самого, но водись лучше Духом и не смущайся, подпадая после Крещения испытаниям. Для того ты и вооружен, чтобы сражаться».

И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами (Мф. 4, 3). Первое искушение состояло в том, чтобы обратить камень в хлеб. Искуситель как бы говорил: «Хочешь, чтобы люди последовали за Тобой? Сотвори чудо – дай им материальные блага». Но Господь ответил на это цитатой из книги Второзакония (см. Втор. 7, 3), которая другими словами означает: человек никогда не будет довольствоваться только одними материальными благами.

В описании второго искушения мы находим Иисуса Христа стоящим на крыле храма, где сходятся притвор Соломонов и Царский притвор. Это было искушение поразить людей чем-то необычным. Но Спаситель ответил словами из книги Второзакония: Не искушай Господа, Бога вашего (Втор. 6, 16). Ведь Бог не фокусник и не стремится к сиюминутной сенсации.

Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне (Мф. 4, 8–9). Это искушение компромиссом. Диавол как бы намекал: «Люди в моих руках. Давай заключим сделку. Сделай небольшую уступку злу, и люди пойдут за Тобой». Ответ Господа свелся к следующему: в битве со злом не может быть компромиссов, ибо сказано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи (Мф. 4, 10).

Данное евангельское событие, дорогие братья и сестры, показывает нам, что искушения всегда соразмерны внутренней силе человека.

Нас не одолевает искушение, например, обращать камни в хлеб, по простой причине, что мы не способны это делать. Но любое искушение побеждается по примеру Спасителя – силой воли, уединенной молитвой и постом.

Помогай нам в этом Господь.

Иеромонах Пимен (Шевченко)

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы