Аудио |
|
Скачать .mp3 |
23.13. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете.
23.14. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение.
23.15. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас.
23.16. Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен.
23.17. Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото?
23.18. Также: если кто поклянется жертвенником, то ничего, если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен.
23.19. Безумные и слепые! что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар?
23.20. Итак клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем;
23.21. и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем;
23.22. и клянущийся небом клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем.
(Мф. 23, 13–22)
Строки сегодняшнего евангельского чтения, дорогие братья и сестры, содержат поистине суровые слова Спасителя, обличающие книжников и фарисеев. «Горе вам», – так начинает Господь Свою речь, обращенную к привилегированному классу иудейского общества.
Обращение «горе вам» в греческом звучит как «ουαι» [уэ]. И это слово трудно перевести, поскольку оно обозначает не только гнев, но и печаль. В этом слове не только дух жестокого осуждения, но и атмосфера острой трагедии.
Александр Павлович Лопухин пишет: «Христос Своим проникновенным взором видел, что современное Ему положение дел не может продолжаться долго, и выразил это в грозной обличительной речи, которая принципиально применима ко всем народам, показывая, что фанатизм, мелочная обрядность, грабительство и жадность, лицемерие и любовь к внешним условностям могут угрожать гибелью всякому народу, если он не постарается вовремя освободиться от всех этих пороков».
Греческое слово «υποκριται» [ипокрите] обозначает лицемера или притворщика, скрывающего свою подлинную натуру. В глазах Христа книжники и фарисеи были притворщиками, их представление о религии сводилось к внешнему, показному соблюдению норм и правил закона. А в сердцах их были горечь, зависть, гордыня и высокомерие. Поэтому Господь и указывает на фарисеев и книжников, говоря: затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете (Мф. 23, 13).
Преподобный Иустин (Попович) так рассуждает о словах Спасителя: «Чем затворяют фарисеи Царство Небесное от людей? Своим лицемерием. Ибо, уча людей своей жизнью кажущемуся благочестию, они им затворяют врата Царства Небесного, в которые входят единственно истинным благочестием, то есть настоящей жизнью о Боге и в Боге. Человек становится достойным Царства Небесного, когда он на земле живет по закону Неба, объявленному Господом нашим Иисусом Христом».
Но фарисеи и книжники, противостоя Христу и Его Евангелию, сами не желали войти в Царство Небесное, и другим иудеям чинили препятствия. Обличая их за оскорбления, обиды и хищения имущества бедных и беспомощных вдов, за мнимую набожность, проявляющуюся также и в долгих молитвах напоказ, Господь осуждает религиозную элиту иудейского общества за их коварное миссионерство: Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас (Мф. 12, 15).
Святитель Иоанн Златоуст замечает: «Здесь Христос предъявляет к книжникам и фарисеям два обвинения: во-первых, в том, что они ничего не могут сделать для спасения многих, и что им стоит великого труда привлечь к себе хотя одного человека; во-вторых, в том, что они совершенно нерадят о сохранении того, кого приобрели; и не только нерадят, но еще становятся его предателями, когда порочною своею жизнью развращают его и делают еще хуже».
Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен (Мф. 23, 16), – сокрушается Христос. Дело в том, что иудейские учителя разделяли клятвы на великие и малые и учили, что исполнение малой клятвы необязательно. Клятва даром или церковным золотом считалась великой, а клятва храмом или алтарем – малой. Господь указывает, что клясться всем этим – значит клясться Самим Богом, а потому нельзя нарушать ни одной из этих клятв.
Строки сегодняшнего евангельского чтения, дорогие братья и сестры, призывают задуматься о том, к чему нужно стремиться. Господь учит нас не казаться перед людьми праведными и благочестивыми, а быть такими на самом деле, то есть ждет от нас сердца искреннего и открытого, наполненного истинной верой и милосердной любовью к ближнему.
Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко),
насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 26 апреля
Церковный календарь 26 апреля. Мученица Фомаида Александрийская (Египетская)
Евангелие 26 апреля. Изучаем Священную Евангельскую историю. Тайная Вечеря. Новый Завет
День ангела. 26 апреля
Читаем Апостол. 26 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!