23 марта. Великий пост. Продолжение цикла программ ответов на вопросы по текстам Евангелий

23 марта 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Здравствуйте, дорогие братья и сестры. Не всегда нам понятны образы из Ветхого Завета, которые приводит наш Спаситель в Своих словах. Так, к примеру, Галина, спрашивает:

Как правильно понять стихи 3133 главы 17-й Евангелия от Луки? Галина Суркова

По сложившейся традиции предлагаю прочитать отрывок из Священного Писания, в котором присутствуют обозначенные в вопросе строки, чтобы понять их контекст и подробно поговорить о словах Спасителя.

17.26. И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого:

17.27. ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех.

17.28. Так же, как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили;

17.29. но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех;

17.30. так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится.

17.31. В тот день, кто будет на кровле, а вещи его в доме, тот не сходи взять их; и кто будет на поле, также не обращайся назад.

17.32. Вспоминайте жену Лотову.

17.33. Кто станет сберегать душу свою, тот погубит ее; а кто погубит ее, тот оживит ее.

17.34. Сказываю вам: в ту ночь будут двое на одной постели: один возьмется, а другой оставится;

17.35. две будут молоть вместе: одна возьмется, а другая оставится;

17.36. двое будут на поле: один возьмется, а другой оставится.

17.37. На это сказали Ему: где, Господи? Он же сказал им: где труп, там соберутся и орлы.

(Лк. 17, 26–37)

Сказав о наступлении Царствия Божия, которое вначале будет только как бы духовной закваской, преобразовывающей мир внутренне, Господь переходит к мысли о бедствиях, ожидающих иудеев, которые не приметили наступление Его Царствия, и о явном открытии Царства Христова, которое наступит со Вторым Его Пришествием, во всей своей славе.

Так же неожиданно, как всемирный потоп во дни Ноя или гибель Содома и Гоморры во дни Лота, будет и Второе Пришествие Христово – на суд над всем родом человеческим при конце мира. И мы видим, как Бог заботится о сохранении Своих: Ной вошел в ковчег и был спасен; Лот вышел из Содома и избавился от смерти. Гибель же наступила внезапно: как потоп погубил всех грешников земли, так и огненный и серный дождь, проливаясь с неба, истребил всех жителей городов, впадших в отступление от Бога, в беззаконие и разврат.

Как отмечает Блаженный Феофилакт, «Господь указывает на внезапность и неожиданность Своего пришествия. Ибо как при Ное внезапно пришел потоп и погубил всех, так будет и пришествие Его. Люди погрязнут тогда во всяком чувственном наслаждении, подобно как при Ное, и не будут ожидать никакой неприятности, даже не поверят, если кто-нибудь заговорит им о приключении какой-либо беды, подобно людям, жившим в дни Ноевы и во дни Лотовы».

Далее Спаситель предоставляет новое знамение Своего пришествия, говоря: В тот день, кто будет на кровле, а вещи его в доме, тот не сходи взять их; и кто будет на поле, также не обращайся назад (Лк. 17, 31).

Бегство учеников и последователей Спасителя из Иерусалима должно быть поспешным, оно не должно задерживаться никакими земными делами.

Господь предупреждает, чтобы верующие, а значит доверяющие Ему люди не заботились о своих вещах в час трагедии Иерусалима, ведь жизнь человека, знающего Истину Божию, ценнее всякой вещи. Лучше оставить все, чем сберегать свое добро и погибнуть вместе с неверующими. Они должны поступить так, как было велено Лоту с его семьей:

Когда взошла заря, ангелы начали торопить Лота, говоря: «Встань, возьми жену твою и двух дочерей твоих, которые у тебя, чтобы не погибнуть тебе за беззакония города».

И как он медлил, то мужи те, ангелы, по милости к нему Господней, взяли за руку его, и жену его, и двух дочерей его и вывели его, и поставили его вне города.

Когда же вывели их вон, то один из них сказал: «Спасай душу свою, не оглядывайся назад и нигде не останавливайся в окрестности этой; спасайся на гору, чтобы тебе не погибнуть».

(Быт. 19, 15–17)

Господь призывает без сожаления оставить Иерусалим, который так же, как Содом, отверг Бога и впал в беззакония. И как Содому, Иерусалиму предстоит полное уничтожение, но всякому верующему человеку должно быть понятно, что озираться и сожалеть об этом не стоит, дабы не впасть в искушение вернуться и присоединится к погибающим беззаконникам. Поэтому Спаситель и говорит: Вспоминайте жену Лотову (Лк. 17, 32).

История с женой Лота стала символом нарушения воли Божией и отступничества. Она пожалела свое имущество и прежнюю жизнь в греховном городе и за это навсегда осталась соляным столбом – памятником неблагоговения для всех людей.

Кто станет сберегать душу свою, тот погубит ее; а кто погубит ее, тот оживит ее (Лк. 17, 33), – говорит Господь, подразумевая следующее: кто станет с сожалением оглядываться на свою прошлую жизнь, вспоминая свое погибающее благосостояние и уходящие в никуда прошлые радости, тот погибнет. Напротив, тот, кто готов будет отдать все свои блага и саму жизнь, чтобы только остаться со Христом, будет спасен для вечности.

Александр Павлович Лопухин отмечает, что это «изречение имеет отношение к предшествующему упоминанию о Лотовой жене. Та подумала об оставленном ею имуществе и, обернувшись по направлению к своему дому, погибла. Так погибнут – душевно – те, которые будут очень беречь свою телесную жизнь, когда Господь будет призывать Своих последователей к самопожертвованию».

Когда же настанет этот день и свершится правосудие Божие, тогда и произойдет окончательное разлучение праведников и грешников. Пораженные этими словами ученики спросили, где все это будет происходить. Господь отвечает, что это будет совершаться везде, где будут люди, заслуживающие наказания: где труп, там соберутся и орлы (Лк. 17, 37).

Архиепископ Аверкий (Таушев) поясняет: «Как хищные птицы слетаются туда, где лежит труп, так и карающий суд Божий проявит себя там, где замерла внутренняя жизнь и началось нравственное разложение».

Где бы ни находились верные, хранимые Господом, они радостно встретят Христа лицом к лицу. Все, запечатленные именем Христовым, встанут рядом с Ним и примут от Него благословение бесконечной любви. Мы не знаем, когда придет это время, и, конечно, не должны строить себе иллюзий об этом. Нам лишь необходимо жить так, чтобы быть готовыми ко встрече со Спасителем, когда бы Он ни явился.

Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать