23 февраля. Великий пост. Продолжение цикла программ ответов на вопросы по текстам Евангелий

23 февраля 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Здравствуйте, дорогие братья и сестры. За Божественной литургией мы часто слышим заповеди блаженств, которые изложил в Своей Нагорной проповеди Господь наш Иисус Христос. Многие телезрители просили уделить время для того, чтобы пояснить их в нашей программе.

Предлагаю вместе прочитать отрывок Евангелия от Матфея, где звучат данные заповеди.

5.1. Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его.

5.2. И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:

5.3. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

5.4. Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

5.5. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

5.6. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

5.7. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

5.8. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

5.9. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

5.10. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

5.11. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.

5.12. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

(Мф. 5, 1–12)

С самых первых стихов евангелист открывает читателям: то, что сейчас будет открыто, является сакральным. Господь восходит на гору, увидев множество людей. Гора в Священном Писании – это место Божественного откровения, не случайно все важные события в Ветхом Завете происходили именно на горе.

Господь выступает в роли нового Моисея. Как на горе Синай Моисей передал от Бога закон народу израильскому, так и Христос возвещает новый Божественный закон.

Спаситель учит сидя, подобно тому, как учили раввины при синагогах. Этот образ Учителя говорил слушающим: данное учение настолько важно, что его нельзя произносить по пути.

Выражение учил их, говоря (Мф. 5, 2) является симитизмом, подобные часто встречаются в Писании, например: «ответил, говоря» или «встав, пошел». А вот у фразы отверзши уста – греческие корни, и она имеет несколько значений: во-первых, величественное, торжественное высказывание; а во-вторых, слова, исходящие из глубины сердца, раскрывающие сокровенные мысли, когда между оратором и слушателями нет никаких барьеров. И здесь уже само употребление этой фразы указывает на то, что предметом Нагорной проповеди было не какое-то случайное учение, а торжественное и важное изложение глубинных откровений Сына Божия.

Хотя, к примеру, святитель Иоанн Златоуст видит в данном выражении и третье значение, он пишет читателю, что «прибавлено: отверз уста Свои… Чтобы ты познал, что Он учил даже и тогда, когда молчал, не только – когда говорил; учил, то отверзая уста Свои, то вещая делами Своими».

Прежде чем приступить к разбору самих заповедей, нам стоит поговорить и о том слове, с которого они начинаются. «Блаженный», по-гречески «μακάριος» [макариос], можно перевести на русский язык как «счастливый» или «благоденствующий». В античном языческом мире «блаженными» обычно именовались боги, а также уподобляющиеся богам люди, потому что они воплощали в мифах мечту человека о счастье. Это греческое слово и его значение замечательно характеризуют саму суть христианства, которому присуща Божественная радость.

В греческом переводе Библии словом «макариос» передавали еврейское существительное «э́шер». В арамейском или древнееврейском языке данным словом передавали восклицание со значением «о блаженство». Например, 1-й псалом начинается на древнееврейском языке так: «О блаженство человека, который не ходит на совет нечестивых» (Пс. 1, 1). Вот в такой форме Господь впервые говорил о блаженстве. Его слова – это не просто утверждение, это – восклицание: «О блаженство нищих духом!»

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное (Мф. 5, 3).

Рассуждая над первым блаженством, святитель Хроматий Аквилейский пишет: «Блаженны те, кто, презрев богатства мира и отвергнув мирское имущество, чтобы стать богатыми в Боге, захотели стать бедными в мире. Хотя миру они кажутся бедными, но для Бога они богаты; они терпят нужду в мире, но богаты для Христа».

Блаженны плачущие, ибо они утешатся (Мф. 5, 4). Под плачущими в большинстве отцы Церкви понимали скорбящих о своих грехах и грехах ближних, что приводит к покаянию, а значит, к духовной радости.

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю (Мф. 5, 5). Блаженный Августин понимает под кроткими тех, «кто уступают нечестивым и не противятся злу, но побеждают зло добром. Поэтому далекие от кротости спорят и сражаются за земные и преходящие вещи. Блаженны же кроткие, ибо они наследуют землю, с которой не могут быть изгнаны», то есть землю Царства Божия.

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся (Мф. 5, 6).  Алкать и жаждать правды – значит, стремиться к правде Божией, искать ее и чувствовать потребность творить дела этой правды.

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (Мф. 5, 7). Блаженный Иероним замечает: «Под милосердием разумеются не одни только милостыни, но и снисходительность ко всякому греху брата, когда мы будем носить тяготы один другого».

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5, 8). В данных словах речь идет о тех, кто с чистым разумом и безупречной совестью живет в вере в Бога, то есть по слову преподобного Серафима Саровского «хранит сердце свое от непристойных помыслов и впечатлений».

Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими (Мф. 5, 9). Усыновляет Господь тех, кто прекратил внутреннюю брань, то есть подчинил тело духу. И тех, кто водворяет мир и в других, живущих в раздоре.

Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное (Мф. 5, 10).  Правда – это всякая добродетель Христа ради, которая всегда противна миру греховному и порочному.

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня (Мф. 5, 11). Блаженный Феофилакт, размышляя над данными словами, пишет, что «не просто поносимый блажен, но только поносимый за Христа и ложно. В противном же случае он несчастен, потому что для многих служит соблазном». И эти слова Господь обратил к тем, кто в будущем должен был претерпеть за Него страдания и смерть.

Во всех этих блаженствах нет глаголов, а только краткие причастия. Это особенность еврейского языка книг Ветхого Завета, когда речь идет не просто об утверждении, а, как мы уже говорили ранее, о восклицании. И это крайне важно, так как из этого следует, дорогие братья и сестры, что блаженства – это не просто надежды на будущее счастье, а реальное состояние учеников Христовых уже здесь и сейчас. То, к чему мы с вами должны стремиться.

Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать