23 марта. Иисус, умилосердившись над ним, простер руку, коснулся его и сказал ему: хочу, очистись

23 марта 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Святой Церковью читается Евангелие от Марка. Глава 1, ст. 35–44.

 

1.35. А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился.

1.36. Симон и бывшие с ним пошли за Ним

1.37. и, найдя Его, говорят Ему: все ищут Тебя.

1.38. Он говорит им: пойдем в ближние селения и города, чтобы Мне и там проповедовать, ибо Я для того пришел.

1.39. И Он проповедовал в синагогах их по всей Галилее и изгонял бесов.

1.40. Приходит к Нему прокаженный и, умоляя Его и падая пред Ним на колени, говорит Ему: если хочешь, можешь меня очистить.

1.41. Иисус, умилосердившись над ним, простер руку, коснулся его и сказал ему: хочу, очистись.

1.42. После сего слова проказа тотчас сошла с него, и он стал чист.

1.43. И, посмотрев на него строго, тотчас отослал его

1.44. и сказал ему: смотри, никому ничего не говори, но пойди, покажись священнику и принеси за очищение твое, что повелел Моисей, во свидетельство им.

(Мк. 1, 35–44)

 

В древности проказа была самой тяжелой болезнью. Наверное, нет смысла описывать физиологическое состояние больных проказой: оно было ужасным. Но все это усугублялось тем, что, по словам древнего историка Иосифа Флавия, с прокаженными обращались так, «как будто они были уже совсем мертвыми».

Как только устанавливали, что человек заболел проказой, его окончательно изгоняли из общества. Книга Левит дает такое установление: Во все дни, доколе на нем язва, он должен быть нечист, нечист он; он должен жить отдельно, вне стана жилище его (Лев. 13, 46).

Прокаженный должен был ходить в рваной одежде, со всклокоченной и непокрытой головой, закрытый тканью до губ и кричать всякому встречному: «Нечист! Нечист!»  (см. Лев. 13, 45). 

В эпоху Иисуса Христа прокаженным в Палестине был запрещен вход в Иерусалим и во все города, имевшие стены. Не было другой такой болезни, которая бы настолько изолировала человека от его собратьев. И вот такого человека исцеляет Господь.

Святитель Иоанн Златоуст обращает наше внимание на то, что прокаженный «с великою горячностью просит Христа, просит с искреннею верою: если хочешь, можешь меня очистить. Не сказал: Господи, очисти; но все препоручает Ему, Его воле предоставляет исцеление, и свидетельствует о Его высочайшей власти».

Мы видим, дорогие братья и сестры, как прокаженный подходит ко Христу с величайшим доверием. Он не сомневался в том, что если Спаситель захочет, Он сможет очистить его. Ни один прокаженный не подошел бы когда-нибудь к ортодоксальному книжнику или раввину: он очень хорошо знал, что его прогонят, побив камнями. Но Господь расположил его сердце к Себе, тем самым показывая и нам с вами, что никто не должен чувствовать себя слишком нечистым, чтобы подойти ко Христу.

Мы также можем поучиться у прокаженного смирению: он не требовал исцеления. Упав перед Господом на колени, он лишь сказал: если хочешь, можешь меня очистить (Мк. 1, 40). В этих словах раскрывается смиренное сердце, которое, сознавая свою нужду, обращается к Спасителю.

И вот такое обращение снискало благоволение Господа. Во-первых, и прежде всего, Христос проявил сострадание. Закон требовал, чтобы любой человек избегал прикосновения к прокаженному, потому что это угрожало ужасным осквернением. Но Господь не только подпускает к Себе прокаженного ближе, чем на два метра, но и простирает к нему Свою руку и касается его.

Архиепископ Аверкий (Таушев) пишет: «Прокаженный с глубокой верой смело нарушает закон, запрещающий ему подходить к здоровым, чувствуя, видимо, что среди них находится Сам Господь. Его просьба об исцелении полна столь глубокого смирения, сколь и веры в чудодейственную силу Господа. Исцеляя, Господь коснулся больного, желая показать, что Он не связан никаким законом, запрещающим прикосновение к прокаженному, что для Чистого нет ничего нечистого, и выражая этим жестом чувство глубокого сострадания к несчастному».

Для Спасителя в жизни существовало только одно стремление: помогать. И только один закон: закон любви. Стремление к проявлению любви было превыше всех прочих норм, законов и уставов.

Господь Своими словами: хочу, очистись (Мк. 1, 41), – и прикосновением исцеляет прокаженного. И, по свидетельству евангелиста, После сего слова проказа тотчас сошла с него, и он стал чист (Мк. 1, 42). После этого Христос отправляет очищенного к священнику для принесения жертвы за очищение, как было установлено в законе Моисея, прося никому ничего не говорить об исцелении.

Блаженный Феофилакт замечает: «Заповедует прокаженному не сказывать никому о Нем для того, чтобы и нас научить не искать похвалы от тех, кому благотворим».

Сегодняшнее евангельское чтение, дорогие братья и сестры, научает нас даже в самых трудных жизненных ситуациях не отчаиваться, но с доверием к Богу и смиренным сердцем просить чудесного участия Его в нашей жизни. Ведь чудо не может совершиться само по себе: оно есть соединение усилия воли человека, преисполненного веры, с беспредельной благодатью Божией.

Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко),
насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать