Аудио |
|
Скачать .mp3 |
12.1. В то время проходил Иисус в субботу засеянными полями; ученики же Его взалкали и начали срывать колосья и есть.
12.2. Фарисеи, увидев это, сказали Ему: вот, ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу.
12.3. Он же сказал им: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним?
12.4. как он вошел в дом Божий и ел хлебы предложения, которых не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним, а только одним священникам?
12.5. Или не читали ли вы в законе, что в субботы священники в храме нарушают субботу, однако невиновны?
12.6. Но говорю вам, что здесь Тот, Кто больше храма;
12.7. если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных,
12.8. ибо Сын Человеческий есть господин и субботы.
(Мф. 12, 1–8)
На обратном пути в Галилею, в одну из суббот, Господь проходил со Своими учениками через засеянные поля. Примечательно, что фарисеи почти везде и всегда следовали за Иисусом Христом, отслеживая каждый Его шаг и придираясь ко всякому нарушению их обычаев и преданий. Следовали они за Спасителем и теперь, и когда увидели, что проголодавшиеся ученики Его срывали колосья, растирали их руками и ели зерна, тотчас же заметили: вот, ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу (Мф. 12, 2).
Христос в ответ на обличение фарисеев процитировал им событие из Ветхого Завета, изложенное в 21-й главе Первой книги Царств и повествующее о том, как Давид и его спутники, гонимые Саулом, пришли в Номву к священнику Ахимелеху и просили у него хлеба для утоления голода. У священника не было простого хлеба, и потому он дал Давиду хлебы предложения. Хлебами предложения назывались двенадцать хлебов, которые клались каждую субботу на особом столе из массивного золота: сначала в скинии, а после в храме пред Господом от сынов Израилевых (Лев. 24, 5–9).
Эти хлебы как бы предлагались Богу, перед Которым были положены, и потому получили название хлебов предложения. Каждую субботу их заменяли новыми хлебами, а снятые должны были есть священники на том святом месте, где они были положены (см. Лев. 24, 9).
Борис Ильич Гладков пишет: «Если мучения голода, которые испытывал Давид, заставили первосвященника нарушить закон о хлебах предложения, – если, таким образом, помощь ближнему в нужде выше соблюдения буквы закона, как милость выше жертвы, – то и ученики Иисуса, утоляя свой голод зернами из срываемых колосьев, могли нарушить закон субботнего ничегонеделания в том его виде, как понимали фарисеи».
Затем Господь открывает источник несправедливого осуждения: это – ложное понимание требований закона Божия. Если бы фарисеи понимали, что сострадательная любовь к страждущему выше преданий и обычаев, то не судили бы невинных, срывающих колосья ради утоления голода.
Или не читали ли вы в законе, что в субботы священники в храме нарушают субботу, однако невиновны? Но говорю вам, что здесь Тот, Кто больше храма (Мф. 12, 5–6), – замечает Господь.
Архиепископ Аверкий (Таушев) поясняет: «Не человек создан для субботы, а суббота дана человеку для его пользы... А то, что закон о субботе не является запрещением что-либо делать вообще, видно хотя бы из того, что в храме священники по субботам закалывают жертвенных животных, снимают с них шкуры, готовят их к принесению в жертву и сжигают. И они, однако, не виновны в нарушении субботнего покоя. А уж если служители храма не виновны в подобном нарушении, то тем более не виновны служители Того, Кто выше храма и Кто есть Господин и субботы, властный отменить субботу так же, как Он и установил ее».
Но, как видно, все внимание фарисеев было направлено на одни только жертвы и установленные преданием обычаи. Фарисеи перестали понимать, что суббота дана человеку для достижения высших нравственных целей, для проявления своей любви к ближним, для совершения добрых дел. Они забыли, что нельзя приносить в жертву букве закона то, что составляет цель и назначение человека.
А потому Спаситель замечает: милости хочу, а не жертвы (Мф. 12, 7). Этими словами он научает тому, что высшее служение заключается не в принесении жертв и разных других обрядовых действиях, ради которых отменяется суббота, а в делах милосердия и любви, которые должны быть выше обрядовых действий.
Александр Павлович Лопухин замечает: «Милость ставилась выше жертв даже в ветхозаветном законе, данном соответственно жестокосердию евреев. Тем более она должна ставиться выше жертв теперь, когда большее в сравнении с ветхозаветным законом наступило. Осуждение невинных со стороны фарисеев происходило не вследствие незнания ими писания, но от недостатка сердечной любви».
Строки сегодняшнего евангельского чтения призывают нас задуматься о том, что можно усердно читать Священное Писание, знать его наизусть, но не понимать его истинного смысла. Нам же, дорогие братья и сестры, остается помнить, что добрые поступки, проявление милосердной и сострадательной любви и служение ближнему превыше всего.
Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Читаем Ветхий Завет. «Обличение Иудеи. Оставили Бога». Священник Константин Корепанов
Свет невечерний. Семейная история церкви
Стихи над миром. Стихотворения Зинаиды Миркиной
Хранители памяти. Храм Святителя Николая Мирликийского в Бирюлеве. Часть 2
Плод веры. Журналист, правозащитник, лауреат премии Правительства РФ Ева Меркачева. Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!