Аудио |
|
Скачать .mp3 |
А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (Мф. 5, 28). Является ли вожделение к жене страстью?
Предлагаю прочитать обозначенный в вопросе отрывок из 5-й главы Евангелия от Матфея:
5.27. Вы слышали, что сказано древним: «Не прелюбодействуй».
5.28. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.
5.29. Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.
5.30. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.
(Мф. 5, 27–3)
Это слова Спасителя из Нагорной проповеди. Господь много говорит о законе, в то же время Его обвиняют в нарушении закона. Он не омывает рук перед приемом пищи, позволяет Себе совершать исцеления в субботний день.
Что же тогда понимал Иисус под законом? Он сказал, что пришел не для того, чтобы нарушить закон, а чтобы его исполнить. Другими словами, Он пришел, чтобы придать закону его истинное значение. Каково же истинное значение закона? Даже за устным законом и за законами книжников стоял один великий принцип, который книжники и фарисеи, однако, не смогли правильно понять. Человек должен во всем искать волю Божью, а когда он узнает ее, то должен посвятить всю свою жизнь исполнению этой воли.
Об одном из таких пунктов закона мы поговорим сегодня.
В законе сказано: Не прелюбодействуй (Исх. 20, 14). Иудейские учителя так строго смотрели на прелюбодеяние, что виновные подлежали смертной казни (Лев. 20, 10), но Иисус заявляет, что не только запретное деяние, но и запретная мысль влечет за собой суд Божий.
Необходимо понять, что говорит здесь Иисус. Он говорит не о естественном, обычном желании, которое является частью природы и инстинктов человека. Из буквального смысла греческого текста вытекает, что осуждению Божию предается человек, который смотрит на женщину для того, чтобы вызвать у себя желание, использующий свои глаза для того, чтобы возбудить свое вожделение, чтобы возбудить страсть и умышленно разжечь желание.
Иудейские раввины хорошо понимали, как люди могут использовать свои глаза для возбуждения порочного желания. У них были поговорки: «Глаза и руки – вот кто преступает закон» или «Глаз и сердце – два пособника греха».
Святитель Хроматий Аквилейский пишет: «Поскольку прелюбодеяние – тяжкий грех, и чтобы вырвать корень самого греха, чтобы не запятнать нашу совесть, Он запретил даже вожделение, которое есть начало прелюбодеяния, как говорит блаженный Иаков, брат Господень, в своем послании: Похоть же, зачавши, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть (Иак. 1, 15)».
В мире, полном соблазнов, многое создано специально для возбуждения желания: книги, картины, пьесы, даже реклама, хоть в средствах массовой информации, хоть на уличных плакатах. Спаситель осуждает здесь человека, умышленно использующего свои глаза для того, чтобы возбудить свои желания; человека, находящего странное наслаждение в вещах, которые будят желание запретного. Непорочному все кажется непорочным, а человек с развращенным сердцем может в любой сцене найти что-то для возбуждения порочных желаний.
Господь указывает нам, насколько важно контролировать свои желания плоти, хранить чистоту и честность, и делать это настойчиво и жестко. Он требует безжалостно бороться с первыми же признаками похоти. Конечно же, вырывание глаз или отсечение рук – это гипербола, которая призвана акцентировать наше внимание на самом главном.
Аполлинарий Лаодикийский указывает: «Господь образно говорит о членах тела, не потому, что их в буквальном смысле следует отсечь, но как бы умертвить и упразднить для греха, по слову апостола Павла, что значит: не стоит заботиться даже о самом необходимом, если в нем кроется опасность какого-либо дурного деяния».
Повторюсь, что Господь не требует от нас невозможного. Как мужчинам, так и женщинам свойственно испытывать влечения к красивым людям противоположного пола. Он требует от нас, чтобы мы боролись со своим воображением, избегая пристальных взглядов с вожделением.
Стоит отметить, что грех прелюбодеяния – это измена в супружеских отношениях. По Евангелию это единственный грех, который оправдывал развод между супругами. Но даже чувственное желание измены Господом осуждается неимоверно строго. Ложь и похоть, накапливающиеся в семье, приводят к разрушению брака.
Поэтому многие из духовников советуют супругам быть готовыми честно и прямо говорить друг другу правду. Правда всегда помогает преодолевать многие трудности брака.
Что же касается внутренних взаимоотношений супругов, то логично вспомнить слова апостола Павла: Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместe, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим (1 Кор. 7, 5).
Никто из внешних не может ограничивать супружеское общение людей, состоящих в браке. Только взаимным уважением, пониманием и стремлением к воздержанию на время можно руководствоваться в семейной жизни. И если у супругов есть вожделение друг ко другу, в этом нет ничего зазорного. Главное, чтобы это желание приводило к единению, когда двое становятся одной плотью, являя миру плоды своей любви в чадорождении.
В своем вопросе Дмитрий спрашивает о том, является ли вожделение к жене страстью? Если это желание взаимно, если оно не ущемляет желание супруги и не приводит к понуждению – то нет, не является. Но необходимо помнить, что брак, семья есть прообраз Церкви Христовой, а значит призван к духовному воспитанию каждого из участников этого союза. А значит, каждый из супругов должен стремиться преобразить в себе вожделение плоти в духовную заботу.
Иными словами, как писал протопресвитер Василий Зеньковский: перевести половую энергию в энергию пола, дополняющую друг друга. И самый простой способ – это воздержание для упражнения в молитве и посте, когда на первое место становится не плоть, а дух человека.
Помогай нам в этом Господь.
Иеромонах Пимен (Шевченко)
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 20 апреля
День ангела. 20 апреля
Церковный календарь 20 апреля. Мученик Каллиопий Помпеопольский
Евангелие 20 апреля. Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его
Читаем Апостол. 20 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!