22 февраля. Великий пост. Продолжение цикла программ ответов на вопросы по текстам Евангелий

22 февраля 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Здравствуйте, дорогие братья и сестры. Отвечаем на вопрос Дмитрия Куделина:

А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (Мф. 5, 28). Является ли вожделение к жене страстью?

Предлагаю прочитать обозначенный в вопросе отрывок из 5-й главы Евангелия от Матфея:

5.27. Вы слышали, что сказано древним: «Не прелюбодействуй».

5.28. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.

5.29. Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.

5.30. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.

(Мф. 5, 27–3)

Это слова Спасителя из Нагорной проповеди. Господь много говорит о законе, в то же время Его обвиняют в нарушении закона. Он не омывает рук перед приемом пищи, позволяет Себе совершать исцеления в субботний день.

Что же тогда понимал Иисус под законом? Он сказал, что пришел не для того, чтобы нарушить закон, а чтобы его исполнить. Другими словами, Он пришел, чтобы придать закону его истинное значение. Каково же истинное значение закона? Даже за устным законом и за законами книжников стоял один великий принцип, который книжники и фарисеи, однако, не смогли правильно понять. Человек должен во всем искать волю Божью, а когда он узнает ее, то должен посвятить всю свою жизнь исполнению этой воли.

Об одном из таких пунктов закона мы поговорим сегодня.

 В законе сказано: Не прелюбодействуй (Исх. 20, 14). Иудейские учителя так строго смотрели на прелюбодеяние, что виновные подлежали смертной казни (Лев. 20, 10), но Иисус заявляет, что не только запретное деяние, но и запретная мысль влечет за собой суд Божий.

Необходимо понять, что говорит здесь Иисус. Он говорит не о естественном, обычном желании, которое является частью природы и инстинктов человека. Из буквального смысла греческого текста вытекает, что осуждению Божию предается человек, который смотрит на женщину для того, чтобы вызвать у себя желание, использующий свои глаза для того, чтобы возбудить свое вожделение, чтобы возбудить страсть и умышленно разжечь желание.

Иудейские раввины хорошо понимали, как люди могут использовать свои глаза для возбуждения порочного желания. У них были поговорки: «Глаза и руки – вот кто преступает закон» или «Глаз и сердце – два пособника греха».

Святитель Хроматий Аквилейский пишет: «Поскольку прелюбодеяние – тяжкий грех, и чтобы вырвать корень самого греха, чтобы не запятнать нашу совесть, Он запретил даже вожделение, которое есть начало прелюбодеяния, как говорит блаженный Иаков, брат Господень, в своем послании: Похоть же, зачавши, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть (Иак. 1, 15)».

В мире, полном соблазнов, многое создано специально для возбуждения желания: книги, картины, пьесы, даже реклама, хоть в средствах массовой информации, хоть на уличных плакатах. Спаситель осуждает здесь человека, умышленно использующего свои глаза для того, чтобы возбудить свои желания; человека, находящего странное наслаждение в вещах, которые будят желание запретного. Непорочному все кажется непорочным, а человек с развращенным сердцем может в любой сцене найти что-то для возбуждения порочных желаний.

Господь указывает нам, насколько важно контролировать свои желания плоти, хранить чистоту и честность, и делать это настойчиво и жестко. Он требует безжалостно бороться с первыми же признаками похоти. Конечно же, вырывание глаз или отсечение рук – это гипербола, которая призвана акцентировать наше внимание на самом главном.

Аполлинарий  Лаодикийский указывает:  «Господь образно говорит о членах тела, не потому, что их в буквальном смысле следует отсечь, но как бы умертвить и упразднить для греха, по слову апостола Павла, что значит: не стоит заботиться даже о самом необходимом, если в нем кроется опасность какого-либо дурного деяния».

Повторюсь, что Господь не требует от нас невозможного. Как мужчинам, так и женщинам свойственно испытывать влечения к красивым людям противоположного пола. Он требует от нас, чтобы мы боролись со своим воображением, избегая пристальных взглядов с вожделением.

Стоит отметить, что грех прелюбодеяния – это измена в супружеских отношениях. По Евангелию это единственный грех, который оправдывал развод между супругами. Но даже чувственное желание измены Господом осуждается неимоверно строго. Ложь и похоть, накапливающиеся в семье, приводят к разрушению брака.

Поэтому многие из духовников советуют супругам быть готовыми честно и прямо говорить друг другу правду. Правда всегда помогает преодолевать многие трудности брака.

Что же касается внутренних взаимоотношений супругов, то логично вспомнить слова апостола Павла: Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместe, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим (1 Кор. 7, 5).

Никто из внешних не может ограничивать супружеское общение людей, состоящих в браке. Только взаимным уважением, пониманием и стремлением к воздержанию на время можно руководствоваться в семейной жизни. И если у супругов есть вожделение друг ко другу, в этом нет ничего зазорного. Главное, чтобы это желание приводило к единению, когда двое становятся одной плотью, являя миру плоды своей любви в чадорождении.

В своем вопросе Дмитрий спрашивает о том, является ли вожделение к жене страстью? Если это желание взаимно, если оно не ущемляет желание супруги и не приводит к понуждению – то нет, не является. Но необходимо помнить, что брак, семья есть прообраз Церкви Христовой, а значит призван к духовному воспитанию каждого из участников этого союза. А значит, каждый из супругов должен стремиться преобразить в себе вожделение плоти в духовную заботу.

Иными словами, как писал протопресвитер Василий Зеньковский: перевести половую энергию в энергию пола, дополняющую друг друга. И самый простой способ – это воздержание для упражнения в молитве и посте, когда на первое место становится не плоть, а дух человека.

Помогай нам в этом Господь.

Иеромонах Пимен (Шевченко)

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы