21 февраля. Великий пост. Продолжение цикла программ ответов на вопросы по текстам Евангелий

21 февраля 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Здравствуйте, дорогие братья и сестры. Разберем сегодня несколько вопросов, и первый из них звучит так:

Вопрос касается лобзания Иудой Христа в Гефсиманском саду. У меня недопонимание этой ситуации в целом. Как так могло случиться, что Человека, который ходил исцелял, врачевал, изгонял бесов, умножал хлебы, кормил голодных и творил много других поистине чудесных дел, никто не знал и не запомнил в лицо, и что кроме ближних апостолов Его никто не мог узнать? Хотя перед тем, как Христа распяли, апостола Петра (Кифу), когда он в ужасе и страхе от происшедшего ходил по городу, узнавали прохожие и говорили, что он был учеником Христа. Его узнали трое разных прохожих, узнали по внешности. Притом Петр всячески пытался отговориться, что это не он, но все узнавали его, хотя он явно мерк, так сказать, в той славе, которая была среди народа ко Христу. Алексей Неизвестнов.

Обратимся к истории предательства Иудой Спасителя в повествовании евангелиста Луки:

Когда Он еще говорил это, появился народ, а впереди его шел один из двенадцати, называемый Иуда, и он подошел к Иисусу, чтобы поцеловать Его. Ибо он такой им дал знак: Кого я поцелую, Тот и есть. Иисус же сказал ему: Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого?

(Лк. 22, 47–48)

В преддверии Пасхи Иерусалим наполнялся множеством паломников. Так как не всем хватало места для ночлега в самом городе и гостиницах в селениях близ Иерусалима, то многие ночевали под открытым небом, и лучшего места для такой ночевки, чем Гефсиманский сад, – было не найти.

Большое количество людей и темные ночи Палестины делали трудным обнаружение конкретного человека среди деревьев Гефсиманского сада. Именно поэтому первосвященники, боясь каких-либо эксцессов, были рады одному из ближайших учеников Христа – Иуде, который согласился осторожно указать на Господа. Иуда же умудрился выдать Спасителя так, чтобы власти могли схватить Христа, когда с Ним не было толпы.

При встрече учителя ученик клал правую руку на его левое плечо, а левую руку – на правое плечо и целовал его. В качестве предательского знака Иуда решил воспользовался этим обычаем, Ибо он такой им дал знак: Кого я поцелую, Тот и есть (Лк. 22, 47).

Борис Ильич Гладков отмечает: «Из последующего поведения Иуды и предложенного Ему Иисусом вопроса можно заключить, что он намеревался, отделившись от отряда, подойти к Иисусу с обычным приветствием, поцеловать Его, затем отойти к апостолам и тем скрыть свое предательство. Чтобы показать Иуде, что он не может скрыть своего предательства, Иисус сказал:  Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого?»

Таким образом, Иуда привел воинов синедриона ко Христу в темноте Гефсиманского сада, среди прочих людей указав на своего Учителя.

 

Дорогой отец Пимен, разъясните, пожалуйста, место из Евангелия от Иоанна (Ин. 21, 25). Заранее спасибо, Александр Глинских

Евангелие от Иоанна поэтично и наполнено многими метафорами. Автор этого величайшего произведения через образы и богословие от пролога до заключения стремится раскрыть нам самое главное – образ Христа.

И итог повествования Иоанна Богослова таков:

Многое и другое сотворил Иисус; но если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг (Ин. 21, 25)

Иоанн Богослов, подобно всякому писателю, не только продумывал порядок изложения, но и отбирал материал. Никто не в состоянии записать все, что мог бы сказать Иисус, описать каждое Его действие на протяжении всей Его жизни на земле.

То, что мы знаем о Спасителе, есть только часть всего, что можно о Нем знать. И пережитые нами чудеса, описанные на страницах Евангелия, ничто в сравнении с теми, которые нам еще предстоит узреть в жизни всей Церкви. Человеческие категории не в силах описать Христа, и человеческие книги не в состоянии вместить Его.

 

В Евангелии говорится о том, что евреи на суде над Иисусом Христом кричали: кровь Его на нас и на детях наших. Неужели они были так беспечны или надменны? Кому бы хотелось, чтобы на детях была чья-либо кровь, хоть праведника, хоть грешника? Николай

27.22. Пилат говорит им: что же я сделаю Иисусу, называемому Христом? Говорят ему все: да будет распят.

27.23. Правитель сказал: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее кричали: да будет распят.

27.24. Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы.

27.25. И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших.

(Мф. 27, 22–25)

По иудейскому обычаю судьи, утверждая смертный приговор, возлагали руки на голову осужденного и говорили: «Кровь твоя на тебе». Они делали это в знак того, что произносили правильный приговор и будут нести ответственность за смерть осужденного. Словами кровь на нас и на наших детях иудеи хотели сказать, что если Христос будет распят, то они принимают на себя и на своих детей ответственность за Его казнь. Так ответила вся толпа, а не только представители синедриона. Нужно помнить, что толпа состояла из сторонников Вараввы, видевших в нем национального героя. Это не те люди, которые тысячами ходили за Господом, чтобы услышать Его и получить исцеление. Кроме того, вина лежит на лидерах народа, искусно влиявших на массовое сознание. Они обвинили Иисуса Христа в богохульстве. А каждый иудей знал, что хулитель имени Господня должен умереть, как указывает 16-й стих 24-й главы книги Левит.

Но при чем здесь дети? Понятно, что дети иудеев, как мудро замечает Александр Павлович Лопухин, были ответственны за кровь Праведника лишь настолько, насколько принимали или принимают участие в злобе своих предков против Иисуса Христа. Согласно пророку Иезекиилю, дети не несут ответственности за грехи родителей, если сами не принимали участия в этих грехах:

Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается (Иез. 18, 20).

В годы властвующего атеизма наш народ позволил случиться трагедии поругания Христовой веры. И дабы не быть наследниками безумных поступков наших предков, нам следует через любовь к Богу и покаяние очищать наши сердца если не от крови Христа, как детям тех иудеев, то от пыли разрушенных храмов и монастырей.

Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать