Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Почему Спаситель запрещает прикасаться к Себе по воскресении Своем Марии Магдалине: Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему. А иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему (Ин. 20, 16–17)?
Я как-то уже признавался в прошлом году, что история о встрече Воскресшего Христа и Марии Магдалины является одним из моих любимых эпизодов в Евангелии от Иоанна. И мне радостно вновь вернуться к этому рассказу:
20.11. А Мария стояла у гроба и плакала. И, когда плакала, наклонилась во гроб,
20.12. и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса.
20.13. И они говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его.
20.14. Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус.
20.15. Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его.
20.16. Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни! – что значит: Учитель!
20.17. Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему.
(Ин. 20, 11–17)
Событие, описанное в этом отрывке, происходит в час глубочайшего отчаяния Марии Магдалины. Она, свидетельница небывалых чудес, верная последовательница Христова, не отошедшая от Него и в момент распятия и видевшая место захоронения своего возлюбленного Учителя, стоит теперь на коленях у пустого гроба.
Она в силу сложившейся традиции не могла присутствовать при погребении, и единственная возможность проститься с Иисусом для Магдалины, как и для других женщин, открывалась в момент принесения благовонных масел в гроб усопшего и молитвы над телом. Но гроб оказался пуст. Ее лишили и этого.
Придя впервые ко гробу Спасителя и видя, что камень отвален от гроба (Ин. 20, 1), Мария бежит к апостолам Петру и Иоанну. Именно Магдалина сообщает им, что гроб пуст, и тут же выдвигает версию, что тело Учителя украли или перезахоронили. Не веря, что такое могло произойти, Петр и Иоанн побежали к гробнице и убедились в том, что Христа там не было, но увидели лежавшие отдельно друг от друга пелены и сложенный плат, в которые было некогда завернуто тело Иисуса.
Евфимий Зигабен замечает: «Эти обстоятельства служили несомненными признаками Воскресения. Если бы кто-либо перенес тело Иисуса Христа в другое место, то не обнажал бы его, и если бы кто-либо похитил, то не заботился бы о том, чтобы еще сложить как следует плат и положить его на едином месте, то есть не на том, где были положены погребальные пелены, – а перенес бы или похитил бы тело так, как оно лежало, потому что он не тратил бы столько времени на совершенно лишнее дело, боясь быть пойманным на месте преступления и подвергнуться сильнейшему наказанию. Кроме того, смирна, с которой было погребено тело Иисуса Христа, весьма клейкое вещество, и она, конечно, очень крепко приклеила к Нему погребальные пелены, так что нельзя было и оторвать их. Поэтому-то пелены были положены отдельно одна от другой и плат был тщательно свернут, чтобы мы знали, что Иисус Христос воскрес».
В то время как апостолы возвратились обратно, Магдалина осталась у гробницы. Всматриваясь в ее пустоту, через слезы она видит двух ангелов, которые спрашивают о причине ее горя. И она отвечает им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его (Ин. 20, 13).
Читая данный отрывок, каждый раз поражаюсь, что Марию это явление ничуть не смутило. Все ее чувства, весь ее разум были со Христом. И это не просто тоска о дорогом человеке – это отчаяние. Отчаяние, в котором человек перестает понимать реалии окружающего мира.
Ангелы были посланы для того, чтобы ободрить Марию, ведь за ее спиной стоял Сам Воскресший Христос. Но она, непрестанно следовавшая за Ним, слушавшая и внимавшая каждому Его слову, не узнала Его голос и, более того, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус (Ин. 20, 14). Вот каким было отчаяние этой женщины!
Вся картина этой встречи меняется в секунду, когда Господь обращается к ней по имени: «Мария». Одно обращение по имени приводит Магдалину в чувство, и она с радостью бросается к ногам своего возлюбленного Учителя. Но Спаситель просит: не прикасайся ко Мне (Ин. 20, 17).
Александр Павлович Лопухин так поясняет эти слова: «Вероятно, Мария в неожиданной радости бросилась к Христу, чтобы схватиться за Его ноги. Только этим и можно объяснить обращенные к ней слова Христа: не прикасайся ко Мне (точнее, не берись за Меня, не удерживай). Причина, по которой Христос воспрещает Марии обнять Его ноги, заключается в том, что Он еще не восшел к Отцу.
Отныне Спаситель уже не будет со Своими учениками постоянно, теперь Ему предстоит взойти к Отцу. Он должен занять подобающее Его Божественной природе место одесную Отца, вознеся на небо в Самом Себе всего Человека, освященного благодатью Божией.
Но покуда Мария удерживает Спасителя, она и сама не может стать частью промысла Божия, который заключался в благовестии Евангелия Царства Небесного. Покуда человек сосредоточен на своей боли или радости, он никогда не сможет увидеть боль и радость других людей. Цель Христа – освободить Марию от нее самой, открыв мироносице весь мир в Боге.
Эти слова Господа: не прикасайся ко Мне (Ин. 20, 17) – звучат и для нас с вами, дорогие братья и сестры, если мы делаем это с эгоистическими целями. Если наше желание быть со Христом исключает общение с другими людьми – мы удерживаем Спасителя в нас самих, не давая возможности действовать Богу через нас.
Будем же стремиться к тому, чтобы не удерживать Христа в нашей жизни, а напротив, жить в Нем, открывая себя для служения миру.
Помогай нам в этом Господь.
Иеромонах Пимен (Шевченко)
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Литургия Преждеосвященных Даров 29 марта 2024 года
Профессор А.И. Осипов. Первые плоды духовной жизни
Профессор А.И. Осипов. Три истины, которые открыл Христос. Часть 2
Профессор А.И. Осипов. Три истины, которые открыл Христос. Часть 1
Православный взгляд. Беседа с митрополитом Томским и Асиновским Ростиславом
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!