20 марта. И говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное

20 марта 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3

Сегодня мы поговорим о свидетельстве Иоанна Крестителя об Иисусе Христе, опираясь на текст Евангелия от Матфея.

Евангелие от Матфея, глава 3, стихи 1–12

3.1. В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской

3.2. и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.

3.3. Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему.

3.4. Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед.

3.5. Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему

3.6. и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои.

3.7. Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?

3.8. Сотворите же достойный плод покаяния

3.9. и не думайте говорить в себе: “отец у нас Авраам”, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму.

3.10. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.

3.11. Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем;

3.12. лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым.

(Мф. 3, 1–12)

Все евангелисты начинают рассказ о начале земного служения Иисуса Христа с Иоанна Крестителя. Иоанн получил прозвище «Хаматвил», то есть «погружающий в воду, омывающий, очищающий от грехов», что по-русски традиционно передается словом «Креститель». Такой перевод, к сожалению, неудачен, потому что в русском языке слова «креститель» и «крещение» семантически связаны со словом «крест» (или даже «Христос»), а не поясняют саму суть служения Иоанна.

Иоанн проповедует в пустыне Иудейской (Мф. 3, 1). В богословском языке пустыня – очень важное понятие, у этого слова есть два значения. С одной стороны, это место обитания бесов, средоточие зла. С другой же стороны, пустыня – место уединения, там человек может встретиться с Богом. Исаия говорит о том, что весть о спасении приходит из пустыни, через которую Бог поведет Свой народ. Это идеальное место для раскаяния. С пустыней также связывается идея нового Исхода, на этот раз из рабства греха и зла.

Именно в пустыне звучат слова проповеди Иоанна: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 3, 2). «Покайтесь», иными словами – вернитесь к Богу. Призывая евреев очиститься от грехов омовением, Иоанн объявлял о необходимости религиозного обновления. Оно заключалось в серьезной переоценке и коренном изменении всей жизни. Омовение водой было лишь знаком того, что человек раскаивался.

Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему (Мф. 3, 3). Евангелист видит в явлении Иоанна исполнение пророчества Исаии. Конечно, пророк говорил о том времени, когда закончится пленение народа Божьего и Сам Бог поведет его через пустыню назад – в обещанную, или обетованную, землю. Возвещать это событие будет глашатай – «вопиющий в пустыне».

Теперь слова Исаии переосмыслены: спасение осознается не как избавление от земных врагов, а как спасение эсхатологическое, конечное, спасение от вражды с Богом, от греха, отделяющего человека от Бога, и в конечном счете как спасение от смерти.

Исаия указывает, что Сам Господь, то есть Бог, пойдет по этому пути. Именно Христос, Сын Божий, явившийся в полноте Божественной силы Своего Отца, и будет миру Спасителем, о Котором предвозвестит Иоанн.

Евангелисты Матфей и Марк сообщают нам некоторые сведения о том, как выглядел Иоанн Креститель. Он был одет в одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих (Мф. 3, 4). Вероятно, человеку, знакомому со Священным Писанием, тотчас припоминался облик пророка Илии, который также всегда был препоясан кожаным поясом.

Он питался скудными дарами пустыни: саранчой и диким медом. Согласно 22-му стиху 11-й главы Книги Левит саранчу разрешалось употреблять в пищу. Кстати, бедуины и сейчас часто едят саранчу в сушеном или жареном виде: для них это один из основных источников белка. Мед Иоанн, вероятно, собирал в скалах, хотя некоторые комментаторы полагают, что речь идет о соке каких-то растений. Эта скудная диета говорит о том, что Иоанн был аскетом.

Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои (Мф. 3, 5–6). Призыв Иоанна был воспринят с огромным энтузиазмом. Люди шли к нему отовсюду: из Иерусалима, Иудеи и окрестностей Иордана. Об этом свидетельствует и Иосиф Флавий, говоривший об огромном стечении народа к Иоанну. Люди почувствовали: призыв к раскаянию в устах этого грозного и мрачного пустынника означал, что День Господень близок.

Перед ними снова предстал пророк, посланный Богом. Конечно, у него были и враги: те, что не приняли его, не поверили в то, что его омовение было по воле Божией. Но все же очень многие откликнулись, и это было настоящее религиозное возрождение. Из Евангелия от Луки  мы знаем: были люди, думавшие, что Иоанн и есть долгожданный Христос (см. Лк. 3, 15).

Из текстов Священного Писания нам неизвестно, как именно совершал Иоанн обряд крещения. В иудейской традиции все ритуальные омовения, о которых мы знаем, совершались самим человеком. Но Предание Церкви говорит, что Иоанн сам погружал в воду приходящих к нему людей.

Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? (Мф. 3, 7). К Иоанну действительно приходили самые разные люди – даже те, кого вряд ли можно было здесь ожидать. Матфей, а также Лука сообщают, что к Иоанну приходили фарисеи и саддукеи. Это были члены противоположных друг другу религиозных течений, испытывавших враждебные чувства к соперникам.

Только евангелист Иоанн Богослов из всех новозаветных авторов указывает подлинную причину посещения Иоанна представителями религиозных властей: не для омовения, а, так сказать, с целью инспекции, чтобы узнать, кто он такой и какие у него имеются полномочия для совершения обряда очищения людей от грехов. Кстати, греческий текст у Матфея также позволяет понять, что фарисеи и саддукеи пришли не для омовения, а чтобы как-то воспрепятствовать ему.

Гневные слова прозвучали в адрес людей, абсолютно уверенных в своем превосходстве над другими. Фарисеи считали почти всех остальных грешниками, проклятыми Богом. Саддукеи представляли собой храм. Кто мог быть ближе к Богу, чем они? Но Иоанн называет их змеиным порождением (или отродьем). Как змеи меняют кожу, оставаясь такими же злыми и опасными, так и омовение не преобразит порочных людей. Ведь оно не магический обряд, а знак глубинного преображения всего человека. 

Кто внушил вам бежать от будущего гнева? (Мф. 3, 7). Это риторический вопрос, и вероятный ответ на него: «Конечно, не я, Иоанн». Бог в Священном Писании не раз назван Сердцеведцем: Он судит не по тому, каким человек кажется, а по тому, что он на самом деле из себя представляет.

Сотворите же достойный плод покаяния (Мф. 3, 8). Иными словами: докажите на деле, чего стоит ваше крещение. Как дерево познается по плодам, которые оно приносит, так и люди должны доказать истинность своего возвращения к Богу своей жизнью, делами.

И не думайте говорить в себе: “отец у нас Авраам” (Мф. 3, 9). Авраам считается прародителем народа Израиля, первым из так называемых патриархов. «Дети Авраама» – в прошлом почетный титул у евреев. Очень многие люди того времени были уверены: Авраам обладал таким количеством заслуг перед Богом, что это гарантировало всем его потомкам – даже тем из них, у кого было много грехов, – вхождение в Божие Царство. Иоанн возражает:

Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму (Мф. 3, 9). Вероятно, здесь аллюзия на пророка Исаию.

Книга пророка Исаии, глава 51, стихи 1–2

51.1. …Взгляните на скалу, из которой вы иссечены…

51.2. Посмотрите на Авраама, отца вашего, и на Сарру, родившую вас: ибо Я призвал его одного и благословил его, и размножил его.

(Ис. 51, 1–2)

Вероятно, Авраам и Сарра уподоблены таким камням, и Бог при необходимости может повторить это и дать Аврааму новых потомков.

А об иных свидетельствах Иоанна и Крещении Иисуса Христа мы поговорим в следующей программе.

Помогай нам в этом Господь.

Иеромонах Пимен (Шевченко)

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы