18 декабря. Итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу

18 декабря 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Евангелие от Луки. Глава 20, ст. 19 - 26. 

 

19. И искали в это время первосвященники и книжники, чтобы наложить на Него руки, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал Он эту притчу.

20. И, наблюдая за Ним, подослали лукавых людей, которые, притворившись благочестивыми, уловили бы Его в каком-либо слове, чтобы предать Его начальству и власти правителя.

21. И они спросили Его: Учитель! мы знаем, что Ты правдиво говоришь и учишь и не смотришь на лице, но истинно пути Божию учишь;

22. позволительно ли нам давать подать кесарю, или нет?

23. Он же, уразумев лукавство их, сказал им: что вы Меня искушаете?

24. Покажите Мне динарий: чье на нем изображение и надпись? Они отвечали: кесаревы.

25. Он сказал им: итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.

26. И не могли уловить Его в слове перед народом, и, удивившись ответу Его, замолчали.

(Лк. 20, 19–26)

 

Строки сегодняшнего евангельского чтения, дорогие братья и сестры, повествуют нам о фарисеях, которые желали искусить Господа, задав Ему лукавый вопрос и предложив, как им казалось, неразрешимую дилемму.

Посланники синедриона склоняют людей обратиться к Спасителю с вопросом, который якобы действительно их беспокоит: позволительно ли нам давать подать кесарю, или нет? (Лк. 20, 22).

Необходимо заметить, что Палестина была оккупированной страной и иудеи были подданными Римской империи. Денежный взнос, уплачиваемый кесарю, представлял собой подушную подать, взимавшуюся с каждого человека в размере одного динария в год. Каждый мужчина в возрасте от 14 до 65 лет и каждая женщина в возрасте от 12 до 65 лет должны были платить эту сумму. Эта подать вызывала горячие споры в Палестине и не единожды была причиной восстаний. Собственно говоря, спорной была не столько ее денежная сторона, которую никто и не считал высокой, она не являлась тяжелым бременем. Решающим был другой вопрос: фанатики-иудеи считали, что у них только один царь – Бог, и утверждали, что платить подать кому-то еще, кроме Бога, противозаконно. Проблема носила религиозный характер, и многие были готовы умереть ради этого принципа.

Таким образом, подстрекаемые синедрионом посланцы пытались поставить Иисуса перед необходимостью выбирать из двух зол. Скажи Иисус, что подать кесарю платить нельзя, первосвященники немедленно сообщили бы об этом Понтию Пилату, и за этим совершенно определенно последовал бы Его арест. Скажи же Он, что подать кесарю платить следует, это сразу же оттолкнуло бы от Него последователей из ревнителей иудейской веры, особенно в Галилее, где их было особенно много.

Архиепископ Аверкий (Таушев) отмечает: «В вопросе искусителей была сокрыта такая мысль: иудейский народ – это народ Божий, который своим Царем признает лишь Бога, а потому не может служить иноземному, да еще языческому царю, так как иначе явится противником Богу; следовательно, что же им делать — давать ли подать кесарю или соблюдать неизменную верность Богу? На это Господь дал мудрый ответ, что нужно делать и то и другое: т.е. исполняйте свои обязанности как в отношении к Богу, так и в отношении к государственной власти, поскольку последнее не противоречит первому, конечно».

Господь, понимая все их лукавство, говорит: Покажите Мне динарий: чье на нем изображение и надпись? Они отвечали: кесаревы. Он сказал им: итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу (Лк. 20, 24-25).

В древнем мире одним из знаков царской власти было право чеканить монету. Кроме того, все признавали за тем, кто чеканит свою монету, и право накладывать подати и собирать их. Человек, имевший право чеканить монету со своим изображением и своей надписью, получал тем самым право собирать подати. На монетах изображение и надпись императора, которому они принадлежат и, следовательно, отдать их нужно ему.

Человек же носит в себе изображение Божие, ибо создан по образу Божию. Поэтому его сердце и жизнь должны быть отданы Тому, Кому они и принадлежат. Таким образом, дорогие братья и сестры, Господь очень четко говорит о двух формах жизни, которые нельзя смешивать: месте на земле, где мы пребываем и в котором не должны забывать о Боге, и Его Небесном Царствии.

Общехристианский смысл слов, которые мы слышим в сегодняшнем евангельском чтении, таков: христианин, одновременно являясь и гражданином своей страны, и гражданином Царства Небесного, не должен забывать о своих обязанностях и ответственности перед Богом и перед людьми. Наши отношения с Богом строятся через людей. Материальная и духовная составляющие нашей жизни выступают как некое целое: они не разделяются, но вместе с тем каждая из них имеет свое важное значение. Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу – в этом Божия Премудрость и весь христианский путь. Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать