17 февраля. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо

17 февраля 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Святой Церковью читается Евангелие от Луки. Глава 18, ст. 10–14.

 

18.10. два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.

18.11. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: 

18.12. пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что́ приобретаю.

18.13. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!

18.14. Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.

(Лк. 18, 10–14)

 

Сегодня, в воскресенье, в Неделю о мытаре и фарисее, за богослужением читается Евангелие от Луки.

Евангелист Лука, дорогие братья и сестры, передает нам рассказанную Христом притчу о мытаре и фарисее, предваряя ее такими словами: Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других (Лк. 18, 9). Таким образом каждому читающему Евангелие открывается данная история, которая могла иметь место в Иерусалимском храме.

Набожные иудеи молились три раза в день – в девять часов утра, в полдень и в три часа дня. Считалось, что особую силу молитва имела в храме, и поэтому в определенные часы многие приходили в храм помолиться. Пришли в храм, среди прочих, некий фарисей и мытарь.

Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что́ приобретаю (Лк. 18, 11–12).

Из данных слов фарисея мы можем увидеть, что, собственно, он приходил молиться не Богу: он молился сам себе. Молитва всегда обращена к Богу, и только к Богу. Но фактически фарисей пришел в храм не молиться, а сообщать Богу, каким благородным он является.

По иудейскому закону был лишь один обязательный пост – в день очищения (то есть в десятый день седьмого месяца года). Но некоторые, стремясь добиться особых заслуг перед Богом, постились также по понедельникам и четвергам. Стоит отметить, что это были рыночные дни, когда в Иерусалим приходило много народа из деревень. Постившиеся выходили на улицы с бледными лицами и печальным выражением на них, были небрежно одеты, и поэтому в такие дни наибольшее число людей могли заметить их набожность.

Что же касается десятины, которую упоминает фарисей в молитве, то, как известно, все иудеи должны были приносить десятую часть от своих доходов левитам, как указывалось в 18-й главе книги Числа и в 14-й главе книги Второзаконие. Но фарисеи демонстративно платили десятину даже с тех продуктов, которые не были указаны по закону или даже были исключены из него.

Кроме фарисея в храм вошел мытарь, сборщик налогов, и, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! (Лк. 18, 13).

Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил: «В притче, примером мытаря и фарисея, Господь научает нас, с каким расположением духа нужно молиться нам в Церкви, или где бы то ни было. Послушаем, как молился фарисей и как мытарь; кто из них угодил Богу своею молитвою и кто нет; чем угодил один и чем не угодил другой, чтобы и нам научиться всегда молиться богоугодно, а не в осуждение».

Действительно, молиться нужно со смиренным сердцем. Как заметил один богослов, «врата небесные столь низки, что войти в них можно только на коленях». Только сердечное сокрушение позволяет человеку быть услышанным Богом.

Также стоит отметить, что презрение к своим собратьям и высокое самомнение обрекают нашу молитву на осуждение. В одной из своих проповедей архимандрит Иоанн (Крестьянкин) заметил: «Чтобы освободиться от греха самомнения, следует сопоставлять свою жизнь не с себе подобными, но с достигшими совершенства. Многие подобострастные нам люди победили в себе грех, искоренили все греховные страсти, уготовили себя в жилище Святому Духу… Так попытаемся сравнить их чистую добродетельную жизнь со своей».

Применяя эту притчу к себе и заглядывая в глубину своей души, мы должны сознаться, что нередко бываем такими же фарисеями, о каких говорил Христос. Лишись мы повседневного комфорта, или коснись нас несчастье, как мы начинаем роптать: «За что Бог наказывает меня? Ведь у меня нет таких грехов, за которые я заслуживал бы такого наказания? Я не убийца, не грабитель, не вор; я посещаю храм Божий почти каждое воскресенье и во все большие праздники; соблюдаю все таинства и обряды; подаю милостыню нищим; я не таков, как прочие люди; за что же Ты караешь меня так, Господи?»

Говорящий или думающий так разве не тот же самооправдывающийся или самовозвышающийся фарисей, о котором говорил Христос в Своей притче? Постараемся же, дорогие братья и сестры, и в горе и в радости молиться со смирением: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!»

Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко),
насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы