Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Мы продолжаем в дни Великого поста в рамках нашей программы «Читаем Евангелие вместе с Церковью» отвечать на вопросы, которые возникают у вас при чтении текстов Евангелия от Матфея, Марка, Луки и Иоанна.
Хотелось бы напомнить, что свои вопросы вы можете оставить в обсуждениях официальной группы православного телеканала «Союз» в социальной сети «ВКонтакте».
Сегодня мы посвятим время нашей программы первым стихам Евангелия от Луки, о которых нас спрашивает Ярослав.
Батюшка, евангелист Лука пишет свое Евангелия для Феофила. Кто был этот человек и что о нем известно? Большое спасибо, Ярослав
Большое спасибо и Вам, Ярослав, за вопрос.
Среди всех новозаветных авторов особо выделяется евангелист Лука. Он единственный начинает свое повествование с небольшого пролога, в котором указывает причины, цель и методы написания книги.
Хотя другие евангелисты тоже начинают свое повествование с короткого пролога, их прологи имеют отношение к Иисусу Христу, но ничего не говорят о замысле автора. Кроме того, Лука строит пролог по всем правилам современной ему литературной риторики.
Предлагаю вместе прочитать пролог Евангелия от Луки:
1.1. Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях,
1.2. как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова,
1.3. то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил,
1.4. чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен.
(Лк. 1, 1–4)
В самом Евангелии мы не встречаем указания на автора данного текста, и Церковное Предание приписывает его апостолу Луке, тому самому, о котором апостол Павел упоминает как о своем спутнике в Посланиях к Колоссянам, Филимону и Тимофею. Вероятно, что Лука написал данное Евангелие в 60–70-е годы по Рождестве Христовом.
Главным поводом к созданию данного Евангелия послужил тот факт, что весть об Иисусе Христе широко распространилась за пределы первоначальных общин и мест, которые посещал Сам Господь.
Из пролога мы узнаем, что к моменту написания своего Евангелия автор уже располагал значительным количеством письменных текстов о событиях земной жизни Спасителя. Возможно, это Евангелия Марка и Матфея, а также различные сборники речений Иисуса или апокрифические тексты, которые в дальнейшем не войдут в канон Священного Писания Церкви.
Так, к примеру, Блаженный Феофилакт пишет: «Кто были эти многие, которые начали? Лжеапостолы. Ибо точно многие составляли евангелия, каково, например, евангелие от египтян и евангелие с надписью “от двенадцати”. Они только начали, а не окончили. Поскольку они начали без благодати Божией, потому и не окончили».
Примечательно, что евангелист Лука не удовлетворился имеющимися текстами, повествующими о земной жизни Спасителя и Его проповеди Царства Божьего. Он сам начинает исследовать все факты, в том числе и представленные очевидцами. Таким образом, мы узнаем, что автор пользовался не только письменными источниками, но и воспоминаниями очевидцев и участников событий. В прологе они названы служителями Слова (Лк. 1, 2).
В Евангелии от Луки понятие Слово употреблено в традиционном библейском понимании: это Слово Бога, Его Весть людям, в данном контексте принесенная Сыном Божиим Иисусом Христом. О другом понимании Слова как Самого Иисуса Христа, которое употребляет евангелист Иоанн, мы с вами, дорогие братья и сестры, поговорим в нашей завтрашней программе.
Хотя, как мы уже отмечали, автор данного Евангелия ничего не сообщает о себе, тем не менее нам известен конечный адресат: это некий достопочтенный Феофил (Лк. 1, 3). Определение достопочтенный, возможно, имеет значение официального титула, наподобие дореволюционного обращения «Ваше превосходительство». А сам Феофил – это некий чиновник Римской империи, с которым Лука был знаком лично.
Но возможно, что автор использует литературный прием, обращаясь к каждому читателю-христианину, потому как Феофил в переводе с греческого языка означает «любящий Бога». Он намекает на то, что достопочтенный Феофил уже был наставлен в учении и знает об Иисусе Христе и о том, что значит следовать за Ним. Таким образом, мы можем предположить, что Лука обращает данный труд к новообращенным, желающим узнать больше о христианском учении.
Священномученик Григорий, епископ Шлиссельбургский, рассуждая над первыми стихами Евангелия от Луки, пишет: «Узнай твердое основание своей веры во Христа. Ведь вера должна быть твоею новою жизнью. Как же ей быть без основания? Как же быть жизни без основания? Благовестие веры преподано в Божественном слове Евангелия. Подклони же свой ум и сердце Господним “глаголам”! И познай, что слушание и чтение Божественного слова – это только начало принятия основания веры. А за ними должно идти усвоение веры».
Мы же с вами, дорогие братья и сестры, может быть, в большинстве и не новообращенные христиане, но очень надеюсь, что «феофилы», то есть те, кто любят Бога и стремятся узнать о Нем больше.
Помогай нам в этом Господь.
Иеромонах Пимен (Шевченко)
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Благая часть. 20 апреля 2024
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Заведующий музеем художественного освоения Арктики Иван Катышев. Часть 3
Канон. Оперная певица Светлана Феодулова. Часть 2
Благие вести. 20 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!