16 сентября. Всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет

16 сентября 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 25, ст. 14–30.

 

25.14. Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: 

25.15. и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился.

25.16. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; 

25.17. точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; 

25.18. получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего.

25.19. По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета.

25.20. И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них.

25.21. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.

25.22. Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них.

25.23. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.

25.24. Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпа́л, 

25.25. и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое.

25.26. Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; 

25.27. посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; 

25.28. итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, 

25.29. ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; 

25.30. а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

(Мф. 25, 14–30)

 

Так, дорогие братья и сестры, звучит притча о талантах. Талант был денежной единицей, но не монетой, а мерой веса, и соответственно, его стоимость зависела от того, было ли это золото, серебро или медь. Чаще всего это было серебро.

Внимание данной притчи устремлено, прежде всего, на ленивого раба, который зарыл свой талант в землю, чтобы потом, в точно таком же виде, вручить его хозяину.

Не приходится сомневаться, что он символизирует книжников и фарисеев, цель которых заключалась в том, чтобы просто сохранить закон, маскируя его множеством излишних преданий и традиций.

Но в этой притче Господь обращается также и к людям нынешнего века. Так, по словам преподобного Иустина Челийского, «злой раб скрыл серебро господина своего: то есть скрыл от себя все Божие; все, что напоминает о Боге, или обнаруживает Бога. Это тип безбожника, а прежде всего: бездушника. Ибо безбожник прежде всего всегда бездушник: он отрицает сперва душу, а затем Бога».

Душа – это тот важный талант, который Господь дает каждому человеку. Дает не просто для сохранения его в нашем теле, которое мы унаследовали от Адама, сотворенного из земли, а для приобретения этой душой новых талантов – добродетелей.

Бог никогда не требует от нас то, чего у нас нет. Но, как говорит святитель Крымский Лука (Войно-Ясенецкий), «Бог каждому дал по силам и по разуму. Как от богатого человека первый раб получил пять талантов, второй – два, третий – один, так и нам Господь раздал дары Своей благодати, каждому по силам и по разуму его, и от всех спросит ответа на Страшном Суде Своем, как потребовал ответа этот богатый человек от рабов своих».

Благодать Божия – это зачаток добродетелей, которые мы должны взрастить в своем сердце посредством богоугодных дел. Господь открывает нам, что Богу в человеке важна не сама добродетель, а то, как мы ее используем. И если наш талант устремлен к служению Господу, то Он дает нам еще больше возможности потрудиться во славу Божию, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет (Мф. 25, 29).

Смысл этого правила жизни таков: если у нас есть талант, достойно используемый нами, мы все время будем способны делать все больше и больше. Но если у нас есть талант, не применяемый нами в жизни, мы неизбежно его теряем.

Стремление к приумножению благодати Божией, к приобретению добродетелей – вот к чему призывает сегодня нас, дорогие братья и сестры, притча о талантах.

Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко),
насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать