16 апреля. Великий пост. Изучаем Священную евангельскую историю. Преображение Господне

16 апреля 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3

Здравствуйте, дорогие братья и сестры!

На этой седмице подходит к завершению Великий пост – святая Четыредесятница. Впереди нас ожидают Страстнáя седмица и Светлое Христово Воскресение. Сегодня мне хотелось бы вспомнить событие из жизни нашего Спасителя, которое предшествовало вхождению Господа в Иерусалим и дням Его Крестных страданий, – это Преображение.

17.1. По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних,

17.2. и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет.

17.3. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие.

17.4. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии.

17.5. Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте.

17.6. И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались.

17.7. Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь.

17.8. Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса.

17.9. И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.

(Мф. 17, 1–9)

Как и в рассказе о воскрешении дочери Иаира, Господь берет с собой трех учеников и ведет их одних на высокую гору. Название горы неизвестно. В христианской традиции она обычно отождествляется с горой Табор (в традиционном произношении «Фавор»). Для автора Евангелия само название было второстепенным, важнее было то обстоятельство, что это событие происходит на горе, потому что символически гора – это место встречи с Богом, в данном случае она представляет собой как бы новый Синай. Высокая гора была также подходящим местом, где Иисус Христос мог бы остаться с учениками наедине.

Через шесть дней после последней беседы с апостолами взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет (Мф. 17, 1–2).

Белизна для библейского восприятия была не просто знамением святости, но Самого Бога. Белый цвет является не только символом совершенства, чистоты и непорочности, но имеет еще и другое значение: великолепие царских и священнических одежд.

Когда же ученики пребывали на горе со Спасителем, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие (Мф. 17, 3). Как поясняет святитель Иоанн Златоуст, явились именно Моисей и Илия, потому что в народе Господа Иисуса Христа почитали то за Илию, то за одного из пророков.

Перед Иисусом явились Моисей и Илия. Эти две фигуры символизируют всю Священную историю Израиля и Священное Писание. Моисей – законодатель, он представляет закон, Илия – представитель пророков, а Священное Писание часто так и называлось: «Закон и Пророки». Кроме того, по народным представлениям оба они были взяты живыми на небо. Сейчас они, явившись перед Иисусом, выступают свидетелями, подтверждающими, что Он и есть долгожданный Мессия.

Во время видения на горе Петр произносит удивительную фразу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии (Мф. 17, 4).

Интересно отметить, что греческий оригинал позволяет перевести эти слова по-другому: «Как хорошо, что мы здесь!» То есть Моисею, Илии и Иисусу повезло: Петр с друзьями соорудят им три кущи, или шалаша. Шалаши ставили в дни празднования специального праздника кущей, который некогда был сельскохозяйственным, праздником сбора урожая, когда люди переселялись в виноградники и жили там. Потом праздник был переосмыслен как время воспоминания о тех днях, когда поколение Исхода жило в пустыне, но со временем люди стали верить, что в мессианском веке они снова станут жить в шалашах и Бог будет жить вместе с ними.

Для того, чтобы не возникло ложного представления, что Иисус – один из пророков, ничем из них не выделяющийся, свидетельство ученикам дает Сам Бог:  облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте (Мф. 17, 5).

Евфимий Зигабен поясняет, что голос Отца как бы говорил: «Чего ты, Петр, боишься за Иисуса? Он Сын Мой; и не просто Сын, подобно тем, которые делаются сынами Моими чрез добродетель, но Возлюбленный, или Избранный, как Единородный, и – мало того – Такой, в Котором Мое благоволение, то есть в Котором Я почиваю и Которым доволен, как единомышленным и равным Мне… Повинуйтесь Ему, слушайте Его, если Он что-либо или скажет, или сделает. Поэтому, если даже пожелает быть распятым, никто Ему пусть не препятствует, потому что вы не знаете тайны Его Домостроительства. Все, что Он ни говорит или делает, говорит и делает по Моей воле».

Таким образом, этими словами Бог свидетельствует о совершенном Сыне совершенного Отца, где совершенство заключается в любви Отца к Сыну и в послушании Сына благой воле Отца. Поэтому в Сыне явлено все благоволение Отца, в Его жизни раскрывается воля Божия о всех нас. Именно поэтому и звучат для нас слова: Его слушайте (Мф. 17, 5).

Христос преобразился, давая ученикам возможность прикоснуться к иной реальности, непостижимой для всех, привыкших жить по правилам земного мира. А необходимо это было, потому что через сорок дней после Преображения произойдут страшные события, о которых Господь уже говорил Своим ученикам, – Его распятие и Крестная смерть.

Православное богословие видит в Преображении Христовом прообраз Воскресения и Второго Пришествия Спасителя. Но самое главное, что мы можем вынести из события, о котором сегодня рассуждали, – это стремление не оставить Господа в дни Страстнóй седмицы, всецело погружаясь в осмысление своей жизни, становясь, вновь, свидетелями Его страданий, смерти и Воскресения!

Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко),
насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы