15 марта. Великий пост. Изучаем Священную евангельскую историю. Рождение Иоанна Крестителя

15 марта 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3

Здравствуйте, дорогие братья и сестры.

В прошлой передаче мы с вами рассматривали событие встречи Девы Марии и Елисаветы, матери Иоанна Крестителя. О его рождении и пророческой песне его отца Захарии мы поговорим сегодня.

Итак, прочитаем первую часть из Евангелия от Луки о рождении Предтечи.

1.57. Елисавете же настало время родить, и она родила сына.

1.58. И услышали соседи и родственники ее, что возвеличил Господь милость Свою над нею, и радовались с нею.

1.59. В восьмой день пришли обрезать младенца и хотели назвать его, по имени отца его, Захариею.

1.60. На это мать его сказала: нет, а назвать его Иоанном.

1.61. И сказали ей: никого нет в родстве твоем, кто назывался бы сим именем.

1.62. И спрашивали знаками у отца его, как бы он хотел назвать его.

1.63. Он потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И все удивились.

1.64. И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога.

1.65. И был страх на всех живущих вокруг них; и рассказывали обо всем этом по всей нагорной стране Иудейской.

1.66. Все слышавшие положили это на сердце своем и говорили: что будет младенец сей? И рука Господня была с ним.

(Лк. 1, 57–66)

Рождение ребенка всегда считалось высшей радостью, особенно если это был сын. Женщину иногда даже переставали звать по имени, называя ее матерью такого-то сына. Но это рождение, которое описывает апостол и евангелист Лука, было чудесным для всех, даже для тех, кто не знал о видении ангела. Женщина в годах, которая на протяжении многих лет своей жизни испытывала поношение от родственников и соседей за свое бесплодие, – родила дитя. Этот родившийся мальчик и стал поводом для радости всей семье, да и всему селению, в котором произошло чудо.

Несмотря на то, что в самые древние времена имя давалось сразу после рождения, позже закрепилась традиция соединять наречение имени с обрéзанием. Это первое письменное свидетельство того, что уже в I веке до н. э. такой обычай имел место.

Обрéзание, как указывает Священное Писание (Быт. 17, 10–14), является «знамением завета» меду Богом и еврейским народом. Согласно закону, обрéзание совершалось на восьмой день, даже если это была суббота.

Интересную историю описывает евангелист Лука о наречении имени. Младенца хотели назвать в честь отца – Захарией. Известно, что мальчиков часто называли по имени дедушки, но и традиция нарекать именем отца тоже существовала. Тем более в этом случае близкие, наверняка, хотели особенно почтить Захарию за великую к нему милость Божию.

Но Елисавета настаивает, что младенца должно назвать Иоанном, тем самым именем, которое провозгласил Архангел Гавриил Захарии у кадильного жертвенника в Иерусалимском храме. Возможно, Захария заранее, с помощью письма, указал своей супруге на имя их сына. Но мы не можем исключить того, что Елисавете могло быть открыто это имя действием Святого Духа.

Тем, кто присутствовал при обрéзании, показалось странным желание Елисаветы, и они обратились к Захарии, которому и принадлежала честь дарования имени ребенку, а потому спрашивали знаками у отца его, как бы он хотел назвать его (Лк. 1, 62). То, что близкие спрашивали «знаками», говорит о том, что Захария не только не мог говорить после посещения ангела, но и не слышал.

Захария потребовал дощечку, на которой и написал имя своему сыну – Иоанн. В древности, в том числе и на Руси, часто писали на дощечках, покрытых воском, процарапывая буквы заостренной палочкой. Такое совпадение желаний вызывает изумление, ведь соседи и родственники не знали, что, называя сына Иоанном, отец и мать исполняли волю Божию.

И вновь мы сталкиваемся с чудом, которое описывает Лука. Слова ангела исполнились: ребенок родился, ему дали указанное свыше имя, и отцу вернулись речь и слух. Захария, явившийся свидетелем великого события, начинает прославлять Бога, а люди, видевшие все это, исполнились страха. Этот страх объясняется тем, что присутствовавшие своими глазами увидели чудо и почувствовали близость Бога. Они распространили весть о произошедшем по всему селению, задаваясь вопросом о будущем младенца, который, с самого своего рождения, был озарен чудесами.

Давайте прочитаем, какими словами Захария воспел Бога.

1.67. И Захария, отец его, исполнился Святаго Духа и пророчествовал, говоря:

1.68. благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему,

1.69. и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего,

1.70. как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих,

1.71. что спасет нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас;

1.72. сотворит милость с отцами нашими и помянет святой завет Свой,

1.73. клятву, которою клялся Он Аврааму, отцу нашему, дать нам,

1.74. небоязненно, по избавлении от руки врагов наших,

1.75. служить Ему в святости и правде пред Ним, во все дни жизни нашей.

1.76. И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему,

1.77. дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их,

1.78. по благоутробному милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше,

1.79. просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира.

1.80. Младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю.

(Лк. 1, 67–80)

Гимн Захарии отчасти напоминает песнь Девы Марии, которую мы с вами рассматривали в прошлой программе. Как и Мария, Захария воздает благодарение Богу за его великие деяния милости по отношению к народу Израиля, кульминацией которых является рождение Мессии и Его Предтечи.

Захария, который на протяжении девяти месяцев был сосредоточен только на своих мыслях, не слыша звуков этого мира, воспевает над своим родившимся сыном хвалебную песнь Богу. Эта песнь соткана из различных текстов книг Ветхого Завета и преисполнена болью о страданиях своего народа, угнетаемого в разные времена теми, кто пытался уничтожить само представление о Едином Боге, которому поклонялся Израиль.

благословен Господь Бог Израилев (Лк. 1, 68), – такими словами начинает свой гимн Захария. Когда Бог благословляет людей – это означает, что Он одаряет их Своей милостью. Но в устах людей «благословен» является синонимом «восхваляем, прославляем». Таким образом, перевод здесь может звучать так: «Да будет прославляем Господь».

Нередко мы встречаем в Священном Писании выражение «рог спасения», которое также использует Захария в своей песне.

Поскольку на Ближнем Востоке самыми сильными животными были бык и буйвол, они считались символами могущества и плодородия. Недаром многие восточные божества изображались в виде быков. Рога быков стали в метафорическом смысле означать силу, власть и владычество. Постепенно слово «рог» становится почти титулом Христа, особенно в контексте славы потомка царя Давида.

В словах, которые обращает Захария к своему сыну, он пророчествует, что Иоанн будет пророком Всевышнего (Лк. 1, 76), а также предтечей Господа, приготовляя народ к откровению о спасении и прощении грехов по благоутробному милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше (Лк. 1, 78).

Понятие «благоутробие» (по-гречески «спланхна»)  на современный русский язык возможно перевести как «добросердечность». По мнению людей того времени, именно в утробе были расположены те чувства, которые нам свойственно приписывать сердцу, – это доброта, милосердие, любовь.

Но не менее трудным для понимания является выражение посетил нас Восток свыше (Лк. 1, 78). Греческое слово «Анатоле» означает восход солнца, луны, звезд, сияние света, а также Восток как часть света. Нет сомнений, что под словом «Восток» понимается сам Иисус Христос, Которого по этой же аналогии Иоанн Богослов в книге «Откровения» называет Утренней Звездой, потому как Мессия – это Божественное сияние, сходящее с неба. Свет, который озаряет путь ко спасению всех людей, находящихся без Бога словно во тьме, ведущей к вечной смерти.

Заканчивается сегодняшний евангельский отрывок общими словами, указывающими на то, что Иоанн благополучно рос, укреплялся, то есть мужал духом (здесь речь идет о человеческом духе), жил в пустынных местах до тех пор, пока не пришло его время явиться перед народом Израиля.

Иеромонах Пимен (Шевченко),
насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры

 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы