14 марта. Великий пост. Изучаем Священную евангельскую историю. Встреча Девы Марии и Елисаветы

14 марта 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3

Здравствуйте, дорогие братья и сестры.

Продолжаем изучение Священной евангельской истории. В прошлой программе мы говорили о Благовещении Деве Марии. Речь в нашей программе сегодня пойдет о встрече Марии и Елисаветы, которую описывает евангелист Лука.

1.39. Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин,

1.40. и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету.

1.41. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа,

1.42. и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!

1.43. И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?

1.44. Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем.

1.45. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа.

1.46. И сказала Мария: величит душа Моя Господа,

1.47. и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем,

1.48. что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды;

1.49. что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его;

1.50. и милость Его в роды родов к боящимся Его;

1.51. явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их;

1.52. низложил сильных с престолов, и вознес смиренных;

1.53. алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем;

1.54. воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость,

1.55. как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века.

1.56. Пребыла же Мария с нею около трех месяцев, и возвратилась в дом свой.

(Лк. 1, 39–56)

Данный отрывок, преисполненный радости, раскрывает один из удивительнейших моментов евангельской истории. Если до этого описания двух женщин шли параллельно, то теперь они соединились. Мария, узнав от ангела о беременности своей родственницы, спешит к ней. Слово «встав» с греческого языка означает «поспешность». И у этой поспешности есть две причины. В первую очередь Мария с радостью спешит поздравить Елисавету с ее чудом зачатия сына, а также удостоверится в словах ангела, ибо беременность Елисаветы служила в его устах доказательством благой вести о рождении от Марии Сына Божия.

Трудно представить, что женщина в те времена могла путешествовать в одиночку, тем более на такое большое расстояние, из Галилеи в Иудею, занимавшее три или четыре дня, но евангелиста Луку интересует только Мария, и он, по всей видимости, опускает всякие подробности.

Из текста Евангелия от Луки мы узнаем, что Захария и Елисавета жили в одном из городов горной части Иудеи, но более точного местоположения не указано, хотя, по преданию, это селение располагалось в Эйн-Кареме на месте Горненского женского монастыря.

Посещение Марией Елисаветы – это чудесное изображение двух женщин: пожилой, которая после долгого отчаяния наконец забеременела, и молодой, которая забеременела намного раньше, чем того ожидала. Здесь мог бы возникнуть некий внутренний конфликт: Мария могла бы ощущать гордость, Елисавета – обиду. Но ничего такого не происходит. Напротив, нам становятся известны интересные подробности: Иоанн, за три месяца до своего рождения, прыгает от радости во чреве Елисаветы, услышав голос Девы Марии. Происходит удивительная встреча Христа и Его предтечи еще до момента их рождения.

Елисавета исполнилась Святаго Духа (Лк. 1, 41). Данным выражением в Священном Писании обозначается дарование пророческого слова. Елисавете было открыто, что она видит не только свою юную родственницу, но ей было даровано собственными глазами увидеть мать Мессии – Самого Христа, еще скрытого во чреве Девы Марии.

Перед нами еще одно чудо: если беременность Елисаветы была видна (так как шел уже шестой месяц), то сама она никак не могла бы догадаться о том, что произошло с Марией, если бы ей не было открыто Духом Святым. Именно в этом Духе Елисавета произносит свое пророческое благословение: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! (Лк. 1, 42).

Более точный перевод этой фразы должен звучать как «благословеннейшая между женами», ведь нельзя сказать, что Мария была в числе прочих женщин, получивших благословение у Бога, таких как Сара, Ревекка или сама Елисавета… Марии даровано то, что не получит ни одна из женщин, – честь стать Матерью Сына Божия.

Свое пророческое благословение Елисавета заканчивает словами: И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа (Лк. 1, 45). Блаженна, то есть счастлива, а счастлива, потому что уверовала. В книге Бытие (Быт. 15, 6) мы читаем, что вера Авраама в рождение обещанного Богом сына вменена ему в праведность. Для апостола Павла такая вера открыла доверие Богу, пожелавшему спасти людей. Именно такая вера, которая проявила себя в полном доверии Богу, и сделала Марию блаженной.

На пророческое благословение Елисаветы Мария ответила гимном, посвященным Богу. Эта песнь Девы Марии стала одним из главных гимнов Церкви. Его поют практически за каждым богослужением и в полумраке монастырских храмов, и в величественных соборах.

Весь гимн Девы Марии сплетен из слов и речений, почерпнутых из разных библейских текстов, особенно псалмов. Перед нами прекрасный образец поэзии, проникнутый горячей верой, благоговением и целомудренной сдержанностью.

Мария возвеличивает Господа в духовной радости, и причина этой радости в том, что призрел Он на смирение Рабы Своей (Лк. 1, 48). В этих словах Мария выражает осознание своей малости и незначительности в сравнении с могущественным Богом. Она благодарит за Его ничем не обусловленную милость, которая дается не за заслуги, а по великой любви и доброте Божией.

ибо отныне будут ублажать Меня все роды (Лк. 1, 48). После рождения Асира, сына Иакова, которое описывается в 30-й главе книги Бытие, Лия воскликнула: блаженною будут называть меня женщины (Быт. 30, 13). Как схожи две эти фразы, но разница в том, что Деву Марию будут ублажать не только женщины, но и все роды, то есть все поколения людей.

что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его (Лк. 1, 49) – под «величием» понимается рождение Сына Божия, Мессии, Спасителя мира.

и милость Его в роды родов к боящимся Его (Лк. 1, 50) – этот стих почти дословно повторяет 17-й стих 102-го псалма: Милость же Господня от века и до века к боящимся Его, где под «боящимися Бога» подразумеваются те, кто чтят волю Божию.

явил силу мышцы Своей (Лк. 1, 51) – «мышца», или в иных переводах – «рука», означает могущество Божие.

рассеял надменных помышлениями сердца их (Лк. 1, 51), то есть обратил в бегство противящихся воле Божией, приведя в смятение все их коварные замыслы.

низложил сильных с престолов, и вознес смиренных (Лк. 1, 52). Бог могущественнее земных владык, которые чаще всего сознательно или бессознательно противятся Богу, полагаясь на свои власть и силу. Возможно, о них и говорит Дева Мария, называя их «надменными» в предыдущем стихе.

алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем (Лк. 1, 53), буквально: голодных насытил, а богатых отправил ни с чем. Эта фраза очень перекликается с Нагорной проповедью Спасителя.

воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость (Лк. 1, 54). Под Израилем стоит понимать верных Богу людей, тех, кто последуют рожденному Христу и к кому Он придет на помощь, освобождая от греховного рабства, являя милость.

как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века (Лк. 1, 55), иными словами: вспомнив о милости, обещанной нашим праотцам, Аврааму и его потомкам навеки. Наверное, и тут должно понимать «потомков Авраама» как духовных наследников его традиции, более нежели потомков по плоти.

Заканчивается сегодняшний отрывок, дорогие братья и сестры, указанием евангелиста Луки о том, что Мария пребыла у Елисаветы в течение трех месяцев. То есть до того момента, когда Елисавета родила своего сына. Возможно, Мария была свидетелем и обрéзания и наречения имени будущему Крестителю, но Лука об этом умалчивает, как, впрочем, и о дальнейших отношениях Марии с Елисаветой после того, как Мария вернулась к себе в Назарет.

Иеромонах Пимен (Шевченко),
насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы