13 ноября. Тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там

13 ноября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Евангелие от Луки. Глава 11, ст. 23 - 26.

 

23. Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.

24. Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел;

25. и, придя, находит его выметенным и убранным;

26. тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, — и бывает для человека того последнее хуже первого.

(Лк. 11, 23 – 26)

 

Сегодняшнее евангельское чтение начинается со слов Господа: Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает (Лк. 14, 23) , показывающих, что если дело Спасителя – собирать во спасение, то дело дьявола как врага человеческого спасения совсем другое – расточать ради гибели. Тем самым Господь объясняет, что не может быть с Ним тот, кто против Него, ведь перед лицом любви и славы Христовой невозможно оставаться равнодушным. Жизнь каждого человека определяется его отношением ко Христу: принять или отвергнуть Его.

Святитель Феофан Затворник замечает: «Что же значит собирать с Господом? Трудиться и действовать по вере в Господа, по заповедям Его, с помощью благодати Его, воодушевляясь обетованиями Его, - жить так, чтоб духом жизни был дух Христов. Есть в мире две области - добра и зла, истины и лжи. Только добро и истина составляют настоящее имение, прочное и ценное; но добро и истина только от Господа, и приобретаются лишь с помощью Его. Понятно, кто не с Господом собирает, тот не соберет истины и добра, не соберет того, что можно назвать настоящим имением, прочным и ценным».

Далее Господь рассказывает притчу о нечистом духе, вышедшем из человека и вернувшимся в него с другими, еще более злыми, чем он сам. Этой притчей Христос наглядно объясняет, что, хотя бы Он и заставил людей, окружавших Его, каким-либо поразительным чудом уверовать в Себя, но нравственная их испорченность была настолько сильна, что через некоторое время неверие их возникло с еще большей силой и упорством, потому как неверие и испорченность в них и есть тот самый злой дух из притчи о бесноватом.

Святитель Кирилл Александрийский замечает: «В Израильтянах, когда они еще жили в Египте, как в идолослужителях обитал дух лукавый. Но потом он был изгнан, потому что они призваны были чрез Моисея к богопознанию. Но поскольку они не уверовали во Христа, бес опять напал на них, ибо нашел их сердце пустым и незанятым никаким благочестием, словно бы выметенным, и поселился в них. Когда же они сделались Господоубийцами и виновными в бесчисленных преступлениях; тогда для них последнее стало хуже первого, потому что в них поселился не один только, но целое полчище бе́сов».

В притче, рассказанной Господом, заключена фундаментальная истина – дом нашей души пуст, пока он не занят Господом. И поэтому недостаточно просто изгнать плохие помыслы наряду со скверными привычками и расстаться с прежним образом жизни. Человек должен выбрать Христа, выбрать спасение, выбрать жизнь. И Спаситель много раз помогает нам, снова и снова освобождая от всякого рабства, снова и снова даруя свободу выбора. Но если человек остается нерадивым, праздным, невнимательным к себе, то злой дух и страсти, изгнанные из него однажды, возвращаются к нему с гораздо большей силой.

Евфимий Зигабен, византийский богослов XII века, замечает, что «всякий, освободившийся от зла и не становящийся лучшим, подвергнется бо́льшему наказанию; всякий, освободившийся от власти греха и опять сделавшийся для него легко доступным, заслужит этим еще более жестокое осуждение».

Лучшим же способом уклонения от зла станет наполнение нашей жизни благими мыслями и совершение подлинно добрых дел, а также проявление милосердия к ближнему.

Будем же помнить, дорогие братья и сестры, что невозможное для человека возможно для Бога. Если мы сознательно стремимся к духовной свободе, то наша задача очищать свою душу, свою жизнь от всякого греха и порока через покаяние. Мир, который «расточает» благодать Христову всегда будет стремиться запятнать нас своею грязью, но только осознание суетности всего земного и своей немощи может привести нас к очищающей милости Божией. Сын Божий непременно пойдет нам навстречу, наполняя Собою наше сердце – наш внутренний дом. Он и есть то величайшее сокровище и благо, которое никто не сможет у нас отнять. Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​