13 марта. Свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля

13 марта 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3

Совсем недавно мы говорили о событии принесения Младенца Иисуса в Иерусалимский храм после дней очищения Девы Марии и о встрече Святого семейства с праведным Симеоном.

В данной программе мы продолжим изучать историю этого события. И начнем с пророческого гимна Симеона Богоприимца:

Евангелие от Луки, глава 2, стихи 28–32

2.28. он взял Его на руки, благословил Бога и сказал:

2.29. Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром,

2.30. ибо видели очи мои спасение Твое,

2.31. которое Ты уготовал пред лицем всех народов,

2.32. свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля

(Лк. 2, 28–32)

Перед нами третий знаменитый гимн из Евангелия от Луки, который является неотъемлемой частью ежедневного богослужения Православной Церкви.

Ныне отпускаешь (Лк. 2, 29) – Симеон мыслит свою жизнь как всецело проникнутую ожиданием пришествия Мессии. Теперь время ожидания кончилось: он увидел Мессию и может спокойно умереть. Сбылась его мечта, исполнилось обещанное Духом Святым, и он держит в своих объятиях Божественное Дитя. Настал самый главный момент жизни Симеона, которого он так долго ждал. Он преисполнен смирения и воспринимает себя как «слугу Господня», который стал свидетелем эры спасения человечества. Поэтому он и преисполнен умиротворения и глубокой благодарности Богу.

Ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов (Лк. 2, 30–31) – Симеону открыто Святым Духом, что дитя, которое он держит на руках, и есть Тот долгожданный Христос. Но если большинство иудеев были уверены в том, что Мессия придет только к Израилю, свергнув иго порабощения, то Симеон узнал в Нем Спасителя всех народов.

Свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля (Лк. 2, 32) – Христос станет светом для язычников, не знавших истинного Бога и поэтому пребывавших во тьме. Свет означает, что язычникам будет дано откровение Бога, Он осветит их, так что поверившие язычники тоже будут спасены. Так же и среди народа Израиля будет явлена «слава», под которой понимается ослепительное сияние, знаменующее присутствие Бога, который даст новое откровение в Иисусе Христе.

Евангелие от Луки, глава 2, стихи 33–38

2.33. Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем.

2.34. И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, –

2.35. и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец.

2.36. Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет,

2.37. вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь.

2.38. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме.

(Лк. 2, 33–38)

Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем (Лк. 2, 33). Евангелист Лука в данном стихе особо делает акцент на Деве Марии как Матери Иисуса Христа, не называя Иосифа отцом. Так как в храме Божием в момент пророческого слова Симеона мнимое отцовство Иосифа не имеет никакого значения.

Но так или иначе Святое семейство стало свидетелем чудесного проявления Божественной силы и откровения, чему оно «дивилось», то есть изумлялось. Это не говорит о том, что оно услышало что-то новое. Это состояние людей, соприкоснувшихся с благодатью Господней.

И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец (Лк. 2, 34–35). Под благословением можно понимать как возложение рук Симеоном на голову Марии, так и устное пожелание благодати Божией.

Симеон видел в Богомладенце не только радость для мира, но и печаль: не все в Израиле примут Христа, так что Он станет причиной разделения и вражды. Не будет такого человека в иудейской среде, судьбу которого не затронули бы грядущие события, связанные с явлением Христа.

Да и самой Матери Божией, по словам Симеона, оружие пройдет душу (Лк. 2, 35). Она будет страдать и болеть душой, когда Ее Сын станет предметом пререканий, в особенности же – когда Она будет смотреть на Его смертные мучения, которые Он будет переносить на кресте. Ощущение, которое Она при этом испытает, будет таким болезненным, словно через сердце пройдет меч.

Кроме Симеона в храме (то есть во дворе женщин) есть еще одна свидетельница – пророчица Анна, чье имя на еврейском языке звучит как Ханна и означает «милость» или «благодать».

Что же касается Анны Пророчицы, то о ней мы знаем только, что она дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь (Лк. 2, 36–37).

Анна была вдовой. Она пережила скорбь и горе, но они не ожесточили ее – напротив, лишь укрепили ее веру. Хотя по закону разрешался повторный брак после смерти супруга, Анна (по благочестивой традиции, которая была распространена в те времена) сохранила верность своему умершему мужу и не вступила в новый брак.

Ей было 84 года. Она состарилась, но никогда не переставала надеяться на Бога и молиться. Она не отходила от храма (Лк. 2, 37), но это не значит, что она жила в храме (там не было места, чтобы жить). Анна проводила все свое время, участвуя в богослужениях и молитвах, в храме Божием с детьми Божиими. Именно через такую скромную женщину Господь явил Свое пророчество о Христе людям, ожидавшим избавления в Иерусалиме (Лк. 2, 38).

Иеромонах Пимен (Шевченко)

 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы