12 августа. Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит

12 августа 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 18, ст. 1–11.

 

18.1. В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном?

18.2. Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них

18.3. и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное;

18.4. итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном;

18.5. и кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает;

18.6. а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской.

18.7. Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит.

18.8. Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный;

18.9. и если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную.

18.10. Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного.

18.11. Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.

(Мф. 18, 1–11)

 

Ученики Христовы никак не могли отрешиться от иудейских воззрений на Царство Мессии. Отождествляя его с земными царствами, апостолы желали знать, кто из них какое место займет в этом Царстве, а потому спросили Спасителя: кто больше в Царстве Небесном? (Мф. 18, 1). Видя это и желая преподать Своим ученикам урок о взаимоотношениях в Царстве Христовом, Спаситель говорит: если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном; и кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает (Мф. 18, 3–5).

Архиепископ Аверкий (Таушев) пишет, что этими словами Спаситель как бы говорит: «Всякий, кто с любовью будет относиться к таким малым детям или вообще людям кротким и смиренным, похожим на детей, во имя Христово, то есть во исполнение Моей заповеди о любви ко всем слабым и униженным, тот сделает это как бы Мне Самому».

Таким образом, кто отрешится от своего воображаемого величия, обратится от честолюбия и гордости к смиренномудрию и кротости и станет таким же малым, как дитя, тот и будет иметь больше значения в Царствии Небесном.

Предупреждая верных Ему о соблазнах, которым их могут подвергнуть сильные мира сего, Господь замечает: а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской (Мф. 18, 6).

Сама картина утопающего приводила иудея в ужас. В труде историка Иосифа Флавия под названием «Иудейские древности» изложено описание галилейского мятежа, во время которого галилеяне утопили всех сторонников Ирода в глубинах Галилейского моря. Сама эта идея рисовала в представлении иудеев картину полного разрушения и уничтожения.

Жерновный камень, упомянутый в этих словах, представлял собой большой мельничный жернов, приводившийся в действие животными. Человек, брошенный в море с таким камнем на шее, не имел никакого шанса выжить. Такое наказание и такая казнь действительно практиковались в Риме и Палестине.

Этот образ показывал, какая судьба ожидает того, кто учит грешить других. В этих словах заключен следующий смысл: кто соблазнит одного из последователей Христовых, тому лучше было бы умереть, потому что соблазном он может погубить душу человека, за которого умер Христос, и следовательно, совершить величайшее преступление, достойное самого строгого наказания.

Священномученик Григорий, епископ Шлиссельбургский поясняет: «Господь называет три источника соблазна: руку, ногу и глаз – и тем обозначает соблазны, происходящие от разнообразных движений тела, человеческой деятельности и мысли. Господь указывает один прием борьбы с соблазнителем: отбрасывания внешнего ради спасения внутреннего – души. Жива душа – и ты жив. Погибла душа – и в тебе не будет жизни. А потому безжалостно отсекай все, истребляющее душу, отсекай соблазн, который несет с собой смерть души».

Нам же, дорогие братья и сестры, всегда следует помнить, что только совершенное исполнение воли Божией делает человека гражданином Царствия Божия. Если что-либо в нашей жизни мешает нам всецело исполнять волю Божию, насколько бы дорого и необходимо это для нас ни было, мы должны отсекать это. И лишь исполнение воли Божией стоит любых жертв, самодисциплины и самоотречения в земной жизни. Ведь только так мы сможем обрести счастье вхождения в Царство Небесное.

Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать